Комментарий
2699 4 сентября 2014 16:49

Технологии получены

Василий Дандыкин военный экспертВасилий Дандыкин

Василий Дандыкин
военный экспертВасилий Дандыкин

3 сентября на заседании Совета безопасности Франции президент Франсуа Олланд заявил, что Франция не видит достаточных оснований для поставки России первого корабля «Мистраля».

Отказ французской стороны в передаче России «Мистралей» прокомментировал капитан 1 ранга, член экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России» Василий Дандыкин.

- Разумеется России нужны новые десантные корабли, но покупка конкретно «Мистралей», французских универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев, сейчас, в меру нынешней укомплектованности кораблями такого типа, не актуальна. «Мистрали» - это корабли большого водоизмещения для использования в океанской зоне, которые призваны осуществлять экспедиционные задачи в районах мирового океана. Они хороши в Африке, в Азии или в Латинской Америке и т.д. У французов «Мистрали» на вооружении потому, что у них есть вопросы, касающейся бывших африканских колоний.

- Если не было необходимости в «Мистралях», зачем был заключен этот контракт с французскими судостроителями?

- Заказ Россией «Мистралей» было решением прежнего министра обороны Сердюкова. Чем он руководствовался - неизвестно. Тем не менее, был заказ два корабля построить во Франции, и два корабля должны были построить мы в России самостоятельно. Соглашение было подписано на пользу, прежде всего, Франции и французскому судостроению, в какой-то мере, и нам - в плане получения технологий.

У нас технологии были утрачены в позднесоветское время и в начале девяностых годов, когда назревал и произошел коллапс советской системы. Относительно новых технологий, - мы получили определенные знания и навыки в процессе строительства этих кораблей. Секционно «Мистрали» строились в Санкт-Петербурге, потом достраивались во Франции. Там сейчас на первом корабле «Владивосток» находится наш экипаж, получивший уже необходимый опыт.

- Где должны были быть размещены корабли после передачи их российской стороне?

- Предполагалось разместить корабль на Тихоокеанском флоте, рядом с Курильскими островами, с целью решения транспортных задач, переброски техники, переброски людей. Но для «Мистралей» нужна очень ёмкая и финансово-затратная береговая база, потому что это очень капризные корабли, приспособленные к определенному, южному климату, у нас климат - совершенно другой. И проблем с ремонтом, с обеспечением этих кораблей было бы очень много.

Потом появились варианты с размещением в Черном море, в частности, Черноморском флоте, в Севастополе. Один из кораблей так и назвали - «Севастополь». И если говорить о возможности размещения «Мистралей» в Крыму, то в данный момент севастопольская бухта вполне позволяет это сделать. Там спокойно проходили и авианесущие крейсера. Там расположен сухой док, который может доковать корабли водоизмещением и гораздо большим. Сейчас в Севастополе работает «Севастопольский ремонтный завод», туда приходят на ремонт корабли Балтийского флота, которые выполняют задачи в Средиземном море.

Вероятно, идея размещения «Мистраля» в Крыму вызвало такое неадекватное решение со стороны Франции. Французская сторона заявила, что приостанавливает передачу кораблей до ноября.

- Чем для Франции может обернуться отказ от передачи России «Мистралей»?

- Для Франции отказ от поставок - это не просто возврат денег, это еще большие штрафные санкции, огромная неустойка за сорванный контракт.

Кроме этого, для французов может стать большой проблемой продажа созданных для России «Мистралей», потому что они строились уже под российские стандарты, под наши вертолеты, под конкретно наши условия. Думаю, уже сейчас это предмет серьезных проблем и переживаний для французского правительства, французских судостроителей, это касается и тысяч людей, которые были задействованы в реализации этого проекта во Франции.

- Учитывая проблему с «Мистралями», есть ли у нас перспективы самостоятельного создания кораблей подобного типа?

- Если французские «Мистрали» к нам не приплывут, - ничего страшного для военно-морского флота России не произойдет. У нас был в свое время опыт постройки таких кораблей на Тихом океане, строились большие десантные корабли такого же класса, например, «Иван Рогов». И сейчас продолжается приостановленное прежде по финансовым обстоятельствам строительство десантного корабля «Иван Грен» в Калининграде. В настоящее время конструкторские бюро восстанавливают свои возможности и по судостроению в том числе.

Было бы гораздо хуже, если бы сложности с пополнением нашего флота возникли с подводными лодками или противолодочными сторожевыми кораблями. Но в этом плане у нашего флота все нормально.

На Черноморский флот приходят в ближайшее время первые две подводные лодки. Там, как оказалось, ни одной подводной лодки нет. Приходят первые сторожевые корабли. А тот объем десантных кораблей, еще польской, советской постройки, который есть, и то количество морской пехоты, которое мы на сегодня имеем, вполне оптимальны. Десантные корабли, в отличие от боевых, имеют очень большой ресурс длительности пребывания в составе флота и могут и сорок, и пятьдесят лет эксплуатироваться. Это не чисто боевые корабли – торпедные, ракетные, противолодочные, а десантные, позволяющие решать задачи не только прямого военного назначения.

В стратегическом плане Россия от этого контракта по большому счету ничего не потеряла. У нашего флота сейчас много других задач. Это, прежде всего, восстановление надводного флота морского базирования океанской зоны, обновление подводных сил, что сейчас с успехом делается.

В процессе работы над «Мистралями» мы получили определенные навыки, технологии, которые утратили. Если нам потребуются такие корабли в будущем, это все можно сделать уже самим.

У нас гораздо большие проблемы, и по судостроению в том числе, из-за отказа Украины в поставках и двойного назначения, и военного, и по газотурбинным двигателям для кораблей. Но эти проблемы тоже решаются. Не за месяц, в течение двух-трех лет они будут решены. Ген русского терпения и оптимизма неистощим. Это в свое время позволило нам дойти до Аляски и Калифорнии в освоении новых земель. Вполне возможно, что мы построим корабли не хуже «Мистралей».

Наталья Захарова специально для «Актуальных комментариев».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".