Статья
1617 17 января 2012 18:56

Техосмотр по-новому

Необоснованных колебаний уровня оплаты техосмотра машин при введении нового порядка необходимо избегать, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Хотел бы обратить внимание на ... "возможную засаду": на возможность монополизации этого рынка (техосмотра), чего допустить, на мой взгляд, нельзя. Также как и нельзя занизить рентабельность предприятий, которые занимаются этим видом деятельности», - сказал глава правительства во время встречи с представителями организаций и общественных объединений автомобилистов. 

Как напомнил премьер, отныне прохождение техосмотра будет организовано на пунктах техобслуживания, а аккредитацию этим пунктам будет выдавать Российский союз автостраховщиков.

Кроме того, Путин посетил сегодня одну из московских станций техосмотра, где побеседовал с руководителем сервиса. Так, по словам руководителя станции, объем работы в настоящее время возрос, а доходы - нет. 

«Это существенный момент, на который мы должны с вами обратить внимание. Здесь прежде всего региональные власти могут сыграть позитивную роль, имея в виду, что могут предоставлять определенные субсидии, особенно если это связано с предоставлением льгот для малоимущих и незащищенных категорий граждан», - сказал Путин, пояснив, что прежде всего имеет в виду инвалидов и пенсионеров.

Как отметил Путин, в Москве предельная стоимость техосмотра составляет 690 рублей, а для пенсионеров услуга и вовсе бесплатна. Возможность создать подобные условия, по мнению премьера, имеется почти у каждого региона.

При этом Путин заявил о «необходимости установить определенный барьер при взимании платы» за услугу.

«Методика устанавливается ФСТ и здесь не должно быть никаких необоснованных колебаний», - сказал он.

Кроме того, глава правительства подчеркнул, что ГИБДД должна обеспечить необходимый объем талонов, чтобы на всех станциях ТО были бланки. 

Путин также поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову рассмотреть вопрос о том, чтобы при выполнении требований об оборудовании пунктов техосмотра автомобилей параметры технологического оснащения таких пунктов не подгонялись под конкретных производителей.

«Я хотел бы, Игорь Иванович (Шувалов - ред.), обратить ваше внимание. Имеется в виду оборудование, которое требуется к применению на станциях технического обслуживания, так, чтобы не было завышенных требований, чтобы эти требования не подгонялись под конкретного производителя или продавца», - сказал Путин. фронта.

Премьер рассказал, что в ходе посещения станции ТО ему показали один из приказов Минпрома, в котором содержались, возможно, завышенные требования. «Сейчас на станции мне показали один из приказов министерства промышленности, где, судя по всему, явно завышенные требования, рассчитанные на одного поставщика», - сказал он.

«Я вам сейчас отдам, я взял у них копию этого приказа министерства промышленности. Надо проверить», - отметил глава правительства.

Он отметил, что в вопросе оснащения станций следует ориентироваться на их обеспечение наилучшим оборудованием, но нельзя допускать, чтобы предприятия заставляли покупать какое-то конкретное оборудование.

Кроме того, Путин отметил необходимость совершенствования баз данных ГИБДД. «Нужно, чтобы базы данных ГИБДД были адаптированы таким образом к работе, чтобы станции обслуживания, которые будут выдавать соответствующий документ о прохождении техосмотра, могли легко ими пользоваться, там тоже есть вопросы», - сказал премьер.

Между тем Шувалов, выступая в ходе встречи, заявил, что те станции техобслуживания, где не хватает талонов техосмотра, могут заполнять от руки бумаги и высылать страховщикам, на основании этого документа автовладельцам будут выдавать полис ОСАГО.

По словам первого вице-премьера, уже разработаны и переданы в Минпромторг поручения для гармонизации техрегламента с правилами прохождения техосмотра. «Чтобы они не были излишними», - сказал Шувалов.

Он также обратил внимание на проблему отсутствия талонов техосмотра на станциях ТО. «Мы приняли решение, что те пункты, где в настоящий момент бланки отсутствуют, могут в простой письменной форме заполнить характеристику автомобиля, подписать и этот документ направить в страховую организацию, а организация будет уполномочена выдать полюс ОСАГО», - рассказал он.

Кроме того, по его словам, с 2011 года не было сокращено ни одного пункта прохождения техосмотра и даже было добавлено 19 дополнительных. Он также отметил, что законом предусмотрена аккредитация дилерских центров для прохождения ТО и последующей выдачи талонов техосмотра. «Эта возможность в законе заложена, по факту таких организаций пока нет, но мы надеемся, что дилерские центры и специализированные станции технического обслуживания будут аккредитованы», - сказал Шувалов.

Как подчеркнул Путин, вопрос прохождения техосмотра для россиян очень важный. «Количество автомобилей растет, оно увеличивается в разы, - заметил глава правительства. - Мы один из самых перспективных рынков в Европе». Премьер констатировал, что вопросов с прохождением техосмотра еще остается много. «Шероховатости есть и нужно их устранять», - убежден он.

Как писали «Актуальные комментарии», федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым 1 июля 2011 года.

Документ устанавливает порядок и периодичность проведения техосмотра, а также порядок аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заявивших о намерении осуществлять ТО.

Кроме того, законом предусмотрено создание единой автоматизированной информационной системы техосмотра, содержащей в том числе информацию об операторах техосмотра, включая номера контактных телефонов и адреса пунктов ТО.
 

Комментарии экспертов

Прежде всего, следует отметить, что закон готовился достаточно давно. Изменения, которые предполагались, должны были снять избыточный функционал с правоохранительных органов Российской Федерации. Понятно, что это была достаточно серьезная коррупционная составляющая, плюс были очень большие очереди. К тому же  объективных ресурсов было недостаточно для того, чтобы справиться с возросшим потоком, особенно в крупных мегаполисах. Все это приводило к задержкам, многодневным очередям.

Предложенная новая схема имеет международный опыт, но пока еще не отработан механизм ее реализации. Основная  задача - избежать серых схем и повышения стоимости.  Уже сейчас цены очень серьезно отличаются по разным субъектам Федерации. Это связано, прежде всего, со спросом, со сложностью проведения процедуры. Как и любой товар, как и любая услуга, техосмотр требует определенных технических ресурсов. Все это, конечно,  очень серьезно усиливает возможности по разбросу цен.

Сейчас самое главное – создать единую систему и комплексную модель, которая, прежде всего, оценивала бы техническое состояние, а с другой стороны, оценивала страховую стоимость. Учитывая, что такая  тенденция в Европейском союзе укрепилась  достаточно давно, необходимо определенное время для того, чтобы она начала эффективно работать у нас.

 Важно, чтобы  появилась зависимость от технического состояния автомобиля  его страховой стоимости, появилась бы история самого пользователя. Это, конечно, очень важный момент, который необходимо синхронизировать в Российской Федерации.

Мне представляется, что сейчас у нас  как раз проблемы, связанные с первым этапом внедрения. В долгосрочной перспективе они, конечно, будут постепенно себя изживать за счет вымывания с рынка серых моделей и серых схем. В крупных мегаполисах, таких как Москва, соответственно новые модели будут более эффективны, чем предыдущие в виду отсутствия постоянных проблем с обеспечением ресурсами. То есть, качество техосмотра может повышаться, несмотря на государственные расходы, а оперативность также будет напрямую связана с рентабельностью, и соответственно, чем оперативнее будет работать центр, тем выгоднее будет его финансовая модель. Поэтому я считаю, что в среднесрочной перспективе очереди на техосмотр должны будут сокращаться.

Несомненно, что здесь есть определенная доля мошеннических схем, многие из которых   связаны просто с фальсификацией этих талонов. С другой стороны, какая-то часть коррупционной составляющей будет присутствовать, только она будет связана с добросовестностью сотрудников самих центров. Серые схемы можно выстроить вокруг любого типа деятельности, и они вокруг любого типа деятельности существуют – начиная с бытовых приборов электроники и заканчивая предоставлением медицинских услуг. Но здесь уже вопрос в компетенции правоохранительных органов, которые будут заниматься выявлением таких схем в сфере техосмотра.
 

Ситуация с техосмотром стала хуже, чем она была. Раньше талон техосмотра вы должны были предъявлять только инспектору ГАИ, а теперь вы должны талон техосмотра предъявлять и инспектору ГАИ, и страховщику, который вам ОСАГО выписывает. То есть, вы теперь не можете продлить ОСАГО, не продлив техосмотр. И это делает ситуацию гораздо хуже, чем она была раньше. Лично я вообще не понимаю, зачем нужен техосмотр для нового автомобиля. Потому что я все-таки покупаю автомобиль, который сертифицирован. То есть государство гарантирует, что этот автомобиль соответствует всем требованиям, которые предъявляются. Зачем я еще должен получать какую-то дополнительную бумагу - для меня это глубокая тайна.

Я понимаю, когда техосмотр проходит автомобиль, у которого прошел гарантийный срок, допустим, три года. Сейчас говорится что, техосмотр выдается автоматически новому автомобилю без всяких проверок, и он будет действовать три года. Но все равно нужно куда-то ехать, в какое-то окно стоять в очереди для того чтобы получить бумагу, которая ничего не значит. Техосмотр можно было купить как раньше, так и сейчас.

Не имеет никакого значения, кто проводит техосмотр: ГАИ, которое будет еще некоторое время проводить техосмотр, или уполномоченные страховщиками операторы.

Важно, что существуют единые правила проведения техосмотра, единая методология,  ГОСТы и прочие инструкции, в соответствии с которыми обязаны проводить техосмотр в полном объеме, совершенно одинаково по всем характеристикам и параметрам - что сотрудники ГАИ, что уполномоченные страховщиками организации.

Дело не в том, что после смены ответственного за проведение техосмотра будет что-то меняться в самой процедуре, она какой была, такой останется – как проверяли тормоза, так и будут проверять, как проверяли рулевую колонку, так и будет проверять. Неважно, кто это будет делать, методики для всех одинаковые, вопрос только цены. Полагают, что у страховщиков или, вернее, у уполномоченных ими операторов это будет намного дороже. Нынешняя цена не более тысячи рублей вполне устраивает автовладельцев, но не устраивает уполномоченных операторов.

Хорошо, что пока есть альтернатива, мы можем проходить ТО в ГАИ, можем проходить у операторов. Когда нас избавят от возможности проходить техосмотр в ГАИ, я вас уверяю, цены тут же вырастут, потому что не будет дешевой конкуренции в лице ГАИ. Когда операторы со страховщиками станут монополистами, цены  тут же возрастут, тогда у страховщиков будет к этому делу интерес, а пока интереса  нет абсолютно никакого.

Возможно, проблемы будут, когда оператор потребует поставить новый карданный вал взамен уже стершегося, иначе никакого техосмотра не проведет. Возможно, на складе у них лишние карданные валы валяются, их нужно продать. Вот такая опасность есть, она всегда существовала, но мы пока мы с этим не столкнулись, мы пока не можем говорить, насколько она весома, масштабна и актуальна.

Тут только лишь один вариант:  если вам не нравится, как вам проводят или предлагают пройти техосмотр здесь, навязывают какие-то дополнительные услуги, откажитесь, пройдите в другом месте, благо у нас теперь можно пройти техосмотр в любом месте, в любом городе, у любого уполномоченного на то оператора.
Рано или поздно конкуренция вынудит снижать цены, хотя не удивлюсь, если будет сговор между операторами.

Единственный способ решения всех этих проблем -  избавиться вообще от техосмотра. В некоторых странах его нет, и они спокойно живут, несмотря на то, что Венская конвенция предусматривает право страны устанавливать порядок проведения техосмотра. И вроде как мы должны следовать Венской конвенции, но делают это не все. А ответственность возлагают исключительно на автовладельца, это его забота следить за техническим состоянием автомобиля. И если случилось ДТП просто из-за невнимательности водителя, это одна санкция, если случилось ДТП из-за того, что он не следил за техническим состоянием своего автомобиля, это совсем другие санкции, вплоть до уголовных. В мозгах у водителя, у собственника должна быть главная мысль: «я могу не следить за машиной, это мое право, но если из-за этого что-то случиться, сяду на тридцать лет, или пожизненное». Вот когда это будет в мозгах, это будет лучше, чем вся эта неразбериха, недопонимание, куда идти, куда платить, у кого лучше и  как лучше.

Совсем отказываться от техосмотра было бы неправильно, хотя бы потому что в нормальных цивилизованных странах, как например, в Германии система техосмотра функционирует, есть некоторые ограничения при въезде в город автомобиля, который не соответствует допустимым нормам по выхлопу. Проверяется все очень просто: у автомобиля стоит соответствующий значок либо на номерном знаке, либо на лобовом стекле.

У нас было сделано, по большому счету, несколько ошибок. Первая ошибка, это когда позволили водителям убрать талон техосмотра с лобового стекла. Вторая ошибка состоит в том, что реформу начали с самого по себе техосмотра - теперь наличие ТО на дороге не проверяют, но как бы предусмотрено, что коль у тебя есть полис ОСАГО - значит вроде как ты техосмотр прошел.

Еще одна проблема, это попытка привязать вот эту новую систему техосмотра к ответственности инструментариев, которые будут проводить этот техосмотр, якобы они в случае чего, они будто будут отвечать. Но это не так. Из-за чего  произошло ДТП - из-за технической ли неисправности, а если из-за технической неисправности, то когда эта неисправность появилась, в тот ли момент, когда машина проходила ТО, или в другой день, в  тот или другой день – определить все это можно только проведя сложную экспертизу, которая по закону проводится за счет федерального бюджета, и стоит она не малых денег, в пределах 50 тысяч рублей. И не всегда эксперт может ответить на эти вопросы. Поэтому никогда ни один пункт техосмотра ни за что отвечать не будет, за исключением какого-то громкого дела, когда такую экспертизу закажут.

Что касается самой процедуры, то ранее была масса позиций, которые по идее должны были проверяться, но фактически проверялись несколько пунктов. Самое главное - тормоза, свет, рулевое колесо, тонировка, аптечка. Сейчас фактически происходит  все то же самое, только деньги стали брать уже другие. По правилам 65 позиций проверятся в течении 40 минут, но думаю, это нереально.

Кроме того, на сегодняшний день есть информация, что вообще можно купить полис вместе с талоном ТО в одном месте. Это уже говорит о том что, не все так, как хотелось бы сделать, и как планировалось. По большому счету мы опять пришли к тому, что заявили высокие цели о реформировании системы проведения техосмотра, а пришли к тому, что он по большому счету никому не нужен. На мой взгляд, новый порядок ТО продавило страховое лобби, чтобы собирать с людей деньги не только за ОСАГО, но и еще и за талон  ТО.

Конечно, что-то будет меняться, нарушения в процедуре будут выявляться, компании-нарушители лишаться лицензии, но саму систему ТО как таковую не поменяли. Нужно определиться, что проверять, как проверять, и может быть вообще дать все на откуп водителям, может, отдать на откуп автосервисам, может сделать, чтобы не было коррупции, чтобы талон ТО стоил 100 рублей, и чтобы это можно было проверить на любом шоссе по основным каким-то позициям. Я бы все-таки вел речь о том что, необходимо вернуть то требование для водителей, которое их обязывало крепить талон на лобовое стекло, чтобы был контроль со стороны ГАИ. Потому как сейчас вообще не понятно,  прошел автомобиль ТО или не прошел.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".