Статья
2393 17 октября 2014 16:44

Тест на зрелость

Меньше десяти дней осталось до завершения, вероятно, самой важной избирательной кампании в новейшей украинской истории.

Если до недавнего времени выборы в Верховную Раду рассматривались внешними наблюдателями в качестве второстепенного элемента региональных процессов, то текущий кризис повысил ставки до того уровня, при котором исход голосования может повлиять на многие составляющие сосредоточенного вокруг происходящих событий международного диалога.

В соответствии с текущей редакцией Конституции страны парламент играет ключевую роль в деле определения ее внутри- и внешнеполитического курса, утверждения членов правительства, обеспечения реализации президентских инициатив — то есть является центральной опорой закрепленного в основном законе государственного строя.

В условиях, когда фактический коллапс государственности далек от своего преодоления, именно законодателям предстоит либо предпринять шаги для стабилизации обстановки, либо пойти по пути своих предшественников, практически заведших ситуацию в тупик. С учетом того обстоятельства, что одновременно с новым составом Рады приступят к исполнению обязанностей и избранные руководители народных республик Донбасса, от предпочтений украинского электората зависит будущее институционального взаимодействия Киева с непризнанными образованиями.

Результаты исследования, проведенного в начале октября социологической группой «Рейтинг» (в последние годы она тесно сотрудничает с «5-м каналом» Петра Порошенко), показывают, что избирателям импонирует возвращение к состоянию условного политического равновесия, при котором как юго-восточная, так и западная части государства не будут иметь «контрольного пакета» в области принятия решений. Подобное положение дел выглядит логичным.

С одной стороны, четырехлетний период доминирования в Киеве опиравшейся на юго-восток «Партии регионов» и ее лидеров Виктора Януковича и Николая Азарова значительно разочаровал даже их естественных сторонников. Как отметил в интервью CNBC Дмитрий Медведев, «прежнее руководство Украины проводило крайне неэффективную экономическую политику»; немало критики вызывал и подход предыдущего президента к выстраиванию общественного диалога, в том числе, взаимодействия с оппозицией.

Кроме того, юго-восточные области сегодня сильно разобщены; часть из них, например, Днепропетровщина, контролируются олигархическими группировками, ряд других находятся в перманентном страхе силового подавления оппозиционных выступлений. Значительно поредел ядерный электорат «регионалов» и вследствие отделения Крыма и образования народных республик. Но даже несмотря на все вышеперечисленные факторы, а также отсутствие самой ПР в избирательных бюллетенях, в списке способных преодолеть пятипроцентный барьер объединений наличествуют и популярная в регионе «Сильная Украина» (7,8%) во главе с бывшими вице-премьерами Сергеем Тигипко и Валерием Хорошковским, и «Оппозиционный блок» (5,1%), созданный и возглавляемый выходцами с юго-востока; немалая поддержка остается у находящейся под сильнейшим давлением Компартии (4,5%).

С учетом близких по взглядам самовыдвиженцев, их совокупный политический вес в новом созыве позволит оказывать значимое влияние на ход дискуссии по ключевым вопросам. В сохранении юго-востоком политического представительства в Раде должна быть заинтересована прежде всего администрация Порошенко. Сокращение вовлеченности указанных сил в определение общеукраинской повестки дня автоматически приведет к усилению чувства отчуждения и, соответственно, протестных настроений среди местных жителей, а договороспособных и нацеленных на диалог представителей истеблишмента постепенно могут сменить пассионарии, вдохновленные примером донецких и луганских активистов.

Более того, если сейчас юго-восток выступает в роли своего рода буферной зоны, отделяющей столицу от народных республик, поворот симпатий его населения в сторону внесистемной оппозиции создаст возможность для формирования антикиевского альянса региональных политических сил с руководством ДНР и ЛНР.

В то же время не наблюдается и ожидавшегося некоторыми идеологами «еврореволюции» крена симпатий в сторону участвовавших в ее организации объединений, ориентирующихся на запад Украины. По всем показателям, реальные шансы не пройти в Раду имеет список партии «Свобода» (4%), стоявшей у истоков текущего кризиса, а позиции боевого крыла Майдана, «Правого сектора» (2%), выглядят традиционно маргинальными.

В этой ситуации преодолевающая барьер «Самопомощь» (5,4%) львовского мэра Андрея Садового едва ли сможет рассчитывать на участие в выработке значимых решений — сам львовский градоначальник уже заявил, что не возлагает «больших надежд на Верховную Раду нового созыва, так как она избирается не по тем принципам, которые декларировали люди». Таким образом, ставка западноукраинских политиков на осуществление революционного сценария на фоне торжества правового нигилизма не оправдалась — их совокупная популярность сегодня уступает даже показателям 2012 года.

Похоже, именно с разочарованием радикальной части «революционных масс» и их базовых регионов связаны попытки дестабилизировать ситуацию в столице с помощью организации беспорядков и прямых провокаций. Теряя популярность, набранную на волне февральских событий, соответствующие организации будут, опираясь на прежний опыт, пытаться перевести свою деятельность в русло уличных выступлений и запугивания оппонентов, рискуя способствовать консолидации против себя остальных политических акторов.

Постепенный отход на второй план ставленников западных регионов значительно ударяет и по позициям плотно вовлеченных в украинские события прибалтийских политиков. Некоторые из них, например, представители литовской партии «Союз Отечества» во главе с бывшим премьер-министром Андрюсом Кубилюсом, приложили немало усилий для превращения Олега Тягнибока и его соратников из общеевропейских парий в поддерживаемых на самом высоком уровне фигур.

Не исключено, что, лишившись вожделенного влияния в парламенте, западноукраинские деятели перейдут к прямому шантажу Киева и угрозам вновь, как в январе—феврале, установить контроль над областными органами власти, выведя их из прямого подчинения Киеву. Впрочем, до подобных жестов отчаяния еще далеко, тем более, что в претворении в жизнь сценария «второго майдана» явно не заинтересованы в Берлине и Брюсселе, где имеются собственные рычаги влияния на покровителей «западенцев» из Прибалтики и Восточной Европы.

В результате основная борьба логичным образом развернется между бывшими участниками «оранжевой коалиции» 2004 года, составляющими костяк администрации президента и кабинета министров. Давно обсуждавшийся раскол между ними на сторонников умеренного курса и «партию войны до победного конца» сегодня приобретает электоральное измерение. Ставка Петра Порошенко и его окружения на восстановление экономики и социальной сферы в условиях реализации мирного плана находит всю большую поддержку у широкого круга избирателей (33,5%), уставших от популизма и авантюризма вчерашних идеологов Майдана.

Президентский блок сегодня превращается в центр притяжения для политиков уровня Юрия Луценко и Виталия Кличко, вовремя отказавшихся от потакания радикалам и прагматично выстраивающих карьеру с расчетом на долгосрочную перспективу. Их конкуренты, еще весной имевшие карт-бланш на управление страной, на данный момент погрузились в состояние внутривидовой борьбы, явно не импонирующей большинству украинцев.

Продолжается политическое падение Юлии Тимошенко, год назад символически олицетворявшей оппозицию Януковичу, а сейчас даже не способной контролировать собственную фракцию и пользующейся поддержкой лишь 6,9% опрошенных. «Гражданская позиция» ее бывшего соратника Анатолия Гриценко, несмотря на высокий личный рейтинг последнего, опустилась ниже проходного барьера (4,6%).

Между тем Тимошенко и Гриценко оттягивают немалое количество голосов у наспех созданного «Народного фронта» (8,9%) Арсения Яценюка и Александра Турчинова, претендующего на статус «партии власти», но явно нуждающегося в широкой коалиции вокруг своих лидеров. Примечательно, что уровень неодобрения деятельности самого Яценюка на посту премьер-министра продолжает расти — при 45% украинцев, довольных его работой, критически ее оценивают 48%, причем только 35% выступают за сохранение действующего главы кабмина на своем посту.

Кроме того, уже сегодня очевидно, что вокруг министерских портфелей развернется борьба между представителями бизнес-кланов Игоря Коломойского (контролирует десятки самовыдвиженцев и имеет ставленников в проходных частях списков БПП и НФ) и экс-главы АП Сергея Левочкина, стоящего, по данным украинских СМИ, не только за «Оппозиционным блоком», но и за крайне популярной «Радикальной партией» Олега Ляшко — число сторонников последнего за два года более чем десятикратно увеличилось и сейчас составляет 12,8%.

Некоторые киевские политологи увязывают с переговорным процессом вокруг нового состава правительства очередной визит в столицу Виктории Нуланд, проведшей консультации с большинством ведущих игроков (примечательно, что из представителей оппозиции она предпочла консультироваться не с Сергеем Тигипко, а именно с Левочкиным). Судя по всему, Нуланд и ее начальство заинтересованы в сохранении существующего положения дел и пытаются склонить к этому варианту своих украинских визави.

С самого начала кризиса бросались в глаза симпатии Госдепартамента к фигуре Яценюка, несостоявшаяся июльская отставка которого вызвала в Вашингтоне серьезную обеспокоенность — с выражающими тревогу заявлениями тогда выступили и посол Джеффри Пайетт, и ведущие сенаторы Крис Мерфи и Джон Маккейн.

Трепетное отношение к премьер-министру несколько контрастирует с восприятием самого Порошенко действующей американской администрацией. Как отмечает, в частности, газета The Washington Post, отсутствие глубокого обоюдного доверия проявилось в выступлении украинского лидера в Конгрессе, в котором он поблагодарил за поддержку законодателей, но отказался от ожидавшихся реверансов в сторону Белого дома. Президент был явно разочарован тем, что США с одной стороны не планируют кардинально увеличивать помощь Украине, но с другой — по-прежнему рассчитывают на согласование с Вашингтоном ключевых инициатив, и в этой ситуации именно наличие Яценюка в кресле премьера позволит Госдепартаменту обрести уверенность в дальнейшем сохранении контроля над ситуацией.

Однако продолжение существования устоявшейся расстановки сил может иметь для Порошенко и его команды гибельные последствия. Оппортунистическая линия «Народного фронта» и идеологически близких к нему партий уже неоднократно создавала угрозу стабильности в стране. Достаточно вспомнить, что даже закон об особом статусе Донбасса три недели пролежал на столе у Турчинова — за это время были упущены многие возможности для снятия взаимных озабоченностей Киева и народных республик, а последние в итоге заявили о проведении выборов в сепаратном режиме. Кроме того, с одной стороны оппонируя радикалам из западных областей, руководители НФ, например, глава МВД Арсен Аваков, зачастую закрывают глаза на явное нагнетание ими напряженности. Создается ощущение, что в угоду собственным амбициям зачинатели «февральской революции» готовы играть на усиление раскола в украинском обществе.

В конечном счете такой подход неминуемо увеличит вероятность очередного переворота или поставит президента перед фактом существенного сокращения его реальных полномочий. Если Порошенко заинтересован в том, чтобы прогнозы определенных деятелей (например, того же Яроша) относительно повторения им судьбы Януковича так и остались безосновательной бравадой, ему предстоит идти на изменение сложившегося статус-кво.

Предпосылки для перемен все более существенны. В совокупном виде данные соцопросов показывают, что следующий состав Рады при любом раскладе будет отличаться крайней политической неоднородностью, в рамках которой Порошенко предстоит найти временных союзников для реализации заявленного курса.

Такие факторы, как серия расколов в «коалиции Майдана», затрудняющая сохранение Яценюком и Турчиновым ключевых постов, взаимное уравновешивание влияния опирающихся на восток и запад страны партий и набирающая обороты конкуренция олигархических кланов открывают перед главой государства «окно возможностей» для консолидации близких ему политических структур.

Краеугольным камнем этой стратегии должна стать «деполитизация» кабмина, в рамках которой кресло премьера займет верный главе страны управленец-хозяйственник. Из окружения Порошенко в наибольшей степени под такую характеристику подходит отвечающий за ЖКХ Владимир Гройсман, позитивно проявляющий себя в деле восстановления данной сферы.

Впрочем, президентской команде явно недостает ресурсов для формирования правительства без заключения временных альянсов, в связи с чем вырисовывается еще одна перспективная возможность – установление партнерства с некоторыми лидерами юго-востока. Например, высокие темпы роста рейтинга партии Тигипко, имеющего репутацию прагматика-технократа, значительно повышают его шансы на премьерский пост (после Яценюка он остается наиболее популярным у электората кандидатом на эту должность), с возможностью превращения самой «Сильной Украины» в основного партнера президентского блока.

Одним из заведомых преимуществ Тигипко является относительно позитивное восприятие его фигуры народными республиками Донбасса. В качестве партнера по переговорам, которые затронут широкий спектр экономических и социальных вопросов, он мог бы добиться куда более существенных результатов, чем кто-либо из других претендентов на руководство кабмином. Одновременно, сбалансированное правительство способно стать гарантом недопущения роста центробежных тенденций на юго-востоке.

Специфика украинской политики и ее недавняя история показывают, что в подобной ситуации отток популярных деятелей из остающихся вне правящей коалиции партий и их перемещение в стан доминирующей силы более чем реальны. В случае, если результаты голосования не принесут неожиданностей, а президент сможет проявить достаточную политическую волю, ему удастся избавиться от навязанного «революцией» альянса с бывшими выходцами из «Батькивщины», подрывающими мирный процесс, заручиться поддержкой юго-востока и его представителей (стоит помнить, что как с лидерами «Сильной Украины», так и с первыми лицами «Оппозиционного блока» Порошенко успешно работал в одной команде в правительстве Азарова) и погрузить оппонентов в состояние непреходящей междоусобной борьбы. Но подобная стратегия станет успешной лишь в том случае, если администрации удастся не допустить тактического объединения находящихся сейчас по разные стороны баррикад западноукраинских сил, имеющих поддержку в ряде батальонов Нацгвардии, и создателей «Народного фронта». В противном случае, президент окажется перед лицом угрозы новой силовой дестабилизации обстановки.

Выборы парламента дают украинскому народу шанс на начало восстановления собственной национальной идентичности. И населению страны, и ее истеблишменту предстоит пройти через осмысление совершенных в этом году судьбоносных ошибок и создать условия для недопущения осуществления аналогичного сценария в будущем. По большему счету, голосование станет для украинцев и их лидеров тестом на политическую зрелость.

Начиная с конца августа, Порошенко успел создать некоторый задел для выхода из кризиса, однако для начала полноценного возрождения государственности требуется куда более очерченная мобилизация конструктивно настроенных политических сил. Не продемонстрировав международному сообществу и собственным гражданам волю к преодолению кризиса, украинские власти не только зафиксируют потерю Донбасса (где, с проведением собственного голосования намечается четкий курс на централизацию власти) но и откроют «ящик Пандоры», окончательно расшатав устои и без того далекой от единства страны.
 

Ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры России Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»

Фото: Первый канал

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".