Комментарий
1333 24 ноября 2010 13:05

Три проблемы ЖКХ

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

Дело к зиме, следовательно, в общенациональной повестке дня неизбежно всплывают три роковые буквы  - ЖКХ. Но на этот раз на Госсовете прозвучало нечто посерьезнее обычной рутины. Президент Медведев предупредил, что инерционный сценарий в этой сфере может через 5-7 лет обернуться катастрофой. Как раз к столетию Великого Октября.

Однако ситуация шутить вовсе не располагает. Процент износа основных фондов, а также инфраструктуры в ключевой сфере жизнеобеспечения людей в среднем по стране подошел к критическому. Латать дыры в надежде, что все само рассосется - не получится. Нужно срочно что-то делать. Но что?

В начале нулевых уже предпринималась попытка радикально в этой отрасли положение исправить. Команда молодых и энергичных менеджеров из «гнезда Чубайса» учредила специальную компанию, которая стала заключать договоры с регионами на предмет принципиальной коммерциализации жекеховского дела. Казалось, что перед бизнесом открывается практически Эльдорадо - золотой дождь от инвестиций в сферу, где 145 миллионов россиян ежемесячно приносят в своих кулачках оплату коммунальных услуг.

Однако вскоре выяснилось, что дело не так просто. И если кто-то хотел сорвать быстрый куш - то он жестоко просчитался, обнаружив, что пришел не с тем расчетом и совершенно не туда.

Перед той командой как перед древнерусским витязем на распутье встали три проблемы ЖКХ.

Первая - бесконечное разнообразие погодно-климатических и ландшафтных условий организации коммуналки. Вроде бы это ясно априори, по крайней мере из воспоминаний о школьной карте России. Но в жизни этого воспоминания оказалось явно недостаточно. В каждой конкретной местности вопрос вставал совершенно конкретно - от точного соблюдения всех технических параметров напрямую зависела эффективность и рентабельность ремонта и замены инфрастуктуры ЖКХ.

На этот счет существовали и существуют до сих пор еще советские стандарты, но кто помнит советскую коммуналку - тому достаточно. Стало быть первая проблема оказалась не под силу некой единой всероссийской компании. Успешность действий может обеспечена только профессиональным локальными командами, применяющими конкретные для этого места материалы и технологии.

Вторая проблема уперлась в отсутствие профессиональных специалистов, способных эффективно обслуживать инфраструктуру ЖКХ. Понятно, что унитаз - не Боинг и что квалификация сантехника это нечто иное в сравнении с авиатехником. Но если все все время течет, то скорость износа, выхода из строя инфраструктурных элементов и, соответственно, размер незапланированных расходов подрывают самое основу бизнес-мотивации. Сколько ни вкладывай - все уходит как в прорву.

Опять же вспоминая советского сантехника - Афоню (Леонида Куравлева), можно ничему тут особо не удивляться. А когда они были - настоящие профессионалы? Но разница в том, что в СССР строили не теплый сортир, а - коммунизм как царство мировой справедливости. И афони воспринимались как временное недоразумение на пути к райским кущам. Сегодня в казалось бы приземленном и деидеологизированном мире все устраивается просто - подогнали (в смысле «понаехали тут») пару десятков миллионов таджиков, молдаван и пр. «бывших» - и все путем. Метут - и хорошо.

А вот как раз и нет. Если не понять, что поддержание ЖКХ - это дело особой науки жизнеобеспечения и отрасль высоких (инновационных в том числе) технологий, то катастрофы мы-таки дождемся. И скорее через 5, нежели через 7 лет.

И последняя проблема - собственно бизнеса. Прошлый опыт наглядно показал, что нахрапом сюда не войдешь. А войдешь - по-хорошему не выйдешь. Нам всем нужно осознать, что самый первый и самый главный социально-ответственный бизнес может и должен быть только в ЖКХ. Советская же еще традиция навешивать «коммуналку» (особенно в моногородах) убивает и ее, и сам бизнес. Это все равно, что тушить пожар бензином. И вот это осознание должно повести к тому, что необходимо выращивать (буквально учить в бизнес-школах) бизнесменов и менеджеров особого социального профиля. С навыками работы и нравственными установками особого типа. Это должен быть бизнес, нацеленный на производство качества жизни в самом прямом смысле слова.

Никакие нахрапистые «бизнесмены» (те же «комиссары в пыльных шлемах») здесь и на пушечный выстрел не должны допускаться. Иначе мы вплоть до катастрофы так и будем задаваться сакраментальным вопросом: «Как нам обустроить Россию?»

По моим посильным соображениям, возникшим под впечатлением честного признания Дмитрия Медведева - хотя бы так, немедленно принимаясь решать эти три проблемы.

Леонид Поляков

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".