Статья
2107 5 октября 2012 10:52

Церкви приоткрыли дверь в политику

Синод Русской церкви разрешил священнослужителям Московского патриархата при исключительных условиях и особом благословении выдвигать свои кандидатуры на выборах.

«В исключительных случаях, по соображениям крайней церковной необходимости, когда нужно противостоять раскольническим или иноконфессиональным силам, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной церковью, Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти», - сказано в решении Синода Русской церкви, принятом в четверг в Москве, пишут СМИ.

Также, говорится в решении, Синод в индивидуальном порядке преподает на это благословение

При этом даже участие в данном случае в выборах по партийным спискам «не дает священнослужителю право быть членом политической партии», сказано в документе.

«В случае необходимости баллотироваться на выборах иерарх, клирик, монашествующий или мирянин, несущий послушание в общецерковном учреждении, должен заранее подать прошение на имя патриарха и Священного Синода или в Синод самоуправляемой Церкви с конкретным обоснованием необходимости баллотироваться в тот или иной законодательный или исполнительный орган, в том числе с указанием того, какие иноконфессиональные или раскольнические группы и как именно планируют использовать данный орган для борьбы с Православной церковью», - постановил Синод.

Прошение о благословении баллотироваться должно подаваться до начала предвыборной кампании: согласие на участие в предвыборной кампании священнослужитель может дать только после получения письменного патриарха и Синода.

«В случае, если патриарх и Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви сочтет недопустимой деятельность клирика на должности, на которую он был выбран, священноначалие вправе отозвать свое благословение. В этом случае избранный в законодательный или представительный орган власти клирик обязан оставить выборную должность», - отмечается в решении. 

Этот документ разъясняет порядок реализации прошлогоднего решения Архиерейского Собора, наложившего запрет на свободное участие представителей духовенства в работе выборных органов власти.

Комментируя решение Архиерейского собора, известный публицист протодиакон Андрей Кураев в интервью ИТАР-ТАСС пояснял, что Церковь подтверждает свою церковную традицию, не позволяющую священнослужителям участвовать в политической борьбе и в выборах. 

«"Исключительно" - это уже сноска. И там речь идёт о вполне понятной ситуации - в тех случаях, когда откровенные враги Церкви используют выборный механизм, политическую трибуну для выпадов против Церкви, и в обычной гражданской полемике не срабатывает отстоять свою позицию, ведь у Церкви нет широкого доступа к СМИ, - то в этом случае может быть разрешено участие священников (в выборах)», - сказал Андрей Кураев.

В качестве примера он привел ситуацию на Украине. «На Украине есть совершенно четкие партии, фракции, у которых на уровне программ прописана борьба с нашей Церковью. И очень важно, чтобы были люди, которые могли бы адекватно доносить с парламентской трибуны до законодателей, позицию нашей Церкви», - отметил профессор-богослов. 

В России в ближайшем будущем священники не будут баллотироваться на выборах, так как не предвидится ситуация, представляющая угрозу Церкви, считает Андрей Кураев.  

Комментарии экспертов

Я считаю, что представителям любой религии в выборных органах власти делать нечего. Служение священника заключается в чем-то другом. Во всем мире религиозные ценности в парламентах  выражаются светскими людьми, которые являются прихожанами храмов, верующими той или иной религии. Что мешает появлению православной фракции, например, в «Единой России» или в ЛДПР, и чем в этом случае лучше лицо духовного сана - не понимаю. Не очень понятно также, какие вопросы жизни церкви и религии вообще не так представлены в законодательной власти, как бы этого хотелось.

Поэтому решение о возможности священниками баллотироваться во власть идет, скорее, в рамках общего такого тренда  по движению церкви в светскую жизнь. И это тревожит.

Идет идеологическая война, в ней все больше видны два фронта. На мой взгляд, у организаторов атаки на власть, на Россию можно констатировать какой-то жуткий умственный провал  Им бы отделить власть от различных традиционных, идеологических подпорок, а они её жутко консолидировали.  Они сделали из этого борьбу добра со злом.

Они вынудили церковь, поскольку она мыслит в этих категориях (борьба с бесовщиной, защита христианских принципов и ценностей), легализовать открытую политическую позицию. Эта позиция идет не в контексте борьбы различных точек зрения, концепций развития и каких-то светских идеологем. Они вывели эту борьбу из плоскости светско-прагматической, политической в мировоззренческую, религиозную. Фактически они объявили религиозную войну, что дало церкви право и вынудило её включиться в политическую борьбу.

Я думаю, что это произошло от крайней тупости и скудости ума и от присущей этим людям злобности. Они не понимают, что в этой традиции враг должен быть уничтожен. Это священная война. Они провоцируют нацию на священную войну. Они вообще понимают, что они делают? В каждом эпизоде, в каждом прыще, который в этой истории существует, видно, что эти люди не понимают, что творят. 
 
Я далек от мысли, что они являются просто воплощением дьявола, не хотел бы это оценивать в таких категориях. Единственное, что я могу сказать – это самоубийственное безумие. 
 
Что касается определения, что это за силы, организующие атаку на Россию, то можно сказать, что это сетевая структура. Использовать термин либералы – было бы неточно. Когда речь идет о русском политическом либерализме, это не либералы по взглядам, по убеждениям, по концепциям, гуманитарным или тем более экономическим. Политический либерализм – это ориентация, набор ориентиров, равнение на знамя. Мы знаем, чье это знамя, как оно выглядит. В широком смысле слова это западники. Это политическая ориентация на интересы Запада и признание его всегда правым, это идея о том, что мы живем в убогой стране, что нас угораздило родиться в недоразвитой стране, которую надо бы доразвить, и лучше бы нам весь мир в этом помог. Это всегда партия политического предательства, поскольку Запад всегда был геополитическим противником России.

Мне кажется, нет никакой борьбы церкви и либеральной общественности. Все это медийный миф, и новость о том, что священники смогут участвовать в выборах, тоже обсуждается в рамках этого медийного мифа. В самой новости я не вижу ничего сверхординарного. Может быть ведь несколько вариантов. Священники могут баллотироваться в органы власти,  как это было в дореволюционной Государственной думе, где священнический корпус составлял изрядную часть депутатов.   Или же может быть запрет на такое выдвижение. Так патриарх Алексий Второй, понимая, что политические страсти в стране обострены и не желая впутывать в политические баталии священнослужителей, ввел запрет на их участия в выборных органах власти. 

К чему это может привести в нынешних условиях - трудно сказать. До ближайших выборов в Думу еще четыре года, совершенно непонятно, как изменится страна за этот период, поэтому мне кажется, что обсуждение этой новости – медийный фантом. Обсуждать пока нечего. Когда священники начнут реально баллотироваться, дебатировать друг с другом, дебатировать с другими, если при этом у нас будут конкурентные выборы, когда будет иметь значение, кто баллотируется, тогда можно будет обсуждать. Пока ничего этого нет, пока Госдума принимает все те законы, который рекомендуются к принятию, по сути, нет особой разницы, кто в ней заседает. 

А вся история медийных взаимоотношений церкви и либеральной общественности в последнее полугодие – это взаимная игра по чужим правилам. Каждая из сторон охотно реагируют на специально подбрасываемые ей поводы для реакции. Я практически уверен, что последнее сообщение Синода и было рассчитано на то, что либеральная общественность начнет на него реагировать. По факту оно ничего не меняет в российской политике, кроме того, что вызывает медийную реакцию либералов. Со своей стороны,  церковь также реагирует на любые поводы , которые либеральная общественность ей подсовывает: будь то выставка на Винзаводе, клип Pussy Riot или что-либо еще.

Утверждение Синодом права священнослужителей в исключительных случаях по благословению священноначалия избираться по мажоритарным округам и по партийным спискам -  это очень важное решение, и оно касается именно тех государств, где есть угроза использования выборных органов власти против церкви.

На мой взгляд, это касается, в первую очередь, Украины, Прибалтики, Молдавии. Так в Верховной Раде Украины комитеты, связанные с вопросами религии, возглавляют раскольники. Например, Комитет по духовности и культуре украинской Рады возглавляет Владимир Яворивский – адепт раскольнического Киевского патриархата. Многие парламентарии в Эстонии поддерживают раскол Константинопольского патриархата в стране. В Риге так и не смогли православное Рождество сделать государственным праздником, новые районы Риги застроены неохаризматическими сектами, и православных храмов там практически нет. Таким образом угроза православию существует. Именно для таких случаев и было принято это решение Священного Синода.

Я надеюсь, что в Верховной Раде Украины новая оранжевая оппозиция проиграет, но опасность того, что она использует и следующий состав Верховной рады для борьбы с канонической церковью - огромная. Логично, что на Украине такие выдающиеся священнослужители, как Одесский митрополит Агафангел, являются депутатами.  (Владыка Агафангел – депутат Одесского областного Совета). И на уровне Верховной рады лучше, если на посту Комитета по культуре и духовности будет священник канонической церкви, чем раскольник Яворивский.
 
То есть это решение Синода в основном адресовано Русской православной церкви в ближнем зарубежье. В России же отношения церкви и государства улучшаются. Я надеюсь на скорое принятие закона о защите религиозных чувств верующих. Я надеюсь также на реализацию политической воли в вопросе строительства сначала двухсот, а затем и шести ста быстро возводимых храмов в Москве. 
 
Я надеюсь, что наш президент Владимир Путин примет политической решение о поддержке этой программы по строительству храмов в Москве, резко ускорит введение военного духовенства, строительства храмов вузах Москвы, в том числе для борьбы с оранжевой угрозой, для патриотического воспитания молодежи, и что его духовный доверительный союз с патриархом Кириллом будет крепнуть. А от лица Ассоциации православных экспертов и Корпорации православного действия хочу поздравить нашего президента с наступающим юбилеем, пожелать ему многая и благая лета и укрепления его доверительного союза с патриархом Кириллом.
22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".