Статья
4432 18 апреля 2018 19:59

Цифровая экономика и запретительные меры

Сегодня в Москве стартовало одно из крупнейших мероприятий в сфере информационных технологий — Российский интернет-форум. Проходит оно на фоне довольно противоречивой информационной повестки. С одной стороны, власть на всех уровнях подчеркивает важность технологического развития государства, с другой стороны, принимаются ретроградные законы и судебные решения, которые в некоторых сферах это развитие ограничивают. На первый взгляд, кажется, что мы наблюдаем взаимоисключающие явления, однако при более детальном анализе станет видно, что это не так.

Цифровая экономика

Важность РИФ подчеркивает то, что на него обращают внимание первые лица страны. Дмитрий Медведев приветствовал участников форума: «Уверен, что форум поможет вам обменяться опытом и идеями, откроет новые возможности для бизнеса. Подарит всем яркие впечатления и интересное общение. Желаю вам удачи, успехов и всего наилучшего», — говорится в официальном обращении.

Власти всегда говорили о важности технологий, но в 2017 году этот тренд стал особо популярным: можно вспомнить последнее выступление Медведева в Госдуме или предвыборные речи Путина. Помимо общих заявлений на федеральном уровне стали предприниматься конкретные меры, главной из которых является утверждение программы «Цифровая экономика Российской федерации». Курирующий ее вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что только в 2018 году на программу будет потрачено около 3,5 миллиардов рублей.

При этом в рамках программы уже сейчас можно выделить зоны информатизации, которые больше всего интересуют власть. Сейчас утверждены 4 дорожные карты:

— Информационная безопасность. Последние события в мире показывают, что информационная безопасность стран сегодня является таким же важным элементом защиты и сохранения суверенитета как, например, дипломатия или армия. Россия в «Глобальном индексе по кибербезопасности» занимает 10 место. Учитывая тот факт, что на страну оказывается постоянное информационное давление, властям необходимо сохранять лидирующие позиции в этой отрасли.

— Информационная инфраструктура. Это направление является одним из самых широких. Сюда включено и расширение зоны покрытия сетей, и повышение качества связи, и развитие единой сети электросвязи. Информационная инфраструктура сегодня — база, на которой будут построены остальные элементы цифровой экономики.

— Исследования в сфере информационных технологий. Важность развития инновационных технологий подчеркивал лично Путин. Искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети — все это лежит в сфере интересов России.

— Нормативное регулирование. Не раз подчеркивалось, что законодатели не успевают за развитием информационных технологий. Как показывает практика, сегодня именно законодатели являются одним из главных сдерживающих факторов развития цифровой экономики.

Ретроградность

Прогрессивные планы президента и правительства не всегда находят поддержку в Госдуме. Только за последнее время депутаты приняли несколько законов, которые в значительной степени затрудняют развитие информационной среды:

— «Пакет Яровой». Этот комплекс поправок создал большие проблемы для операторов связи. Изначальные формулировки менялись, а сроки реализации постоянно переносились. В современных условиях нормы поправок представляются нереализуемыми: «Вполне возможно, что в итоге закон не будет введен. Реализовать его практически невозможно. Нужны огромные средства. Тем более скоро может смениться правительство, а значит закон могут отложить в долгий ящик. Потом появятся другие темы...», — считает директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.

— Запрет анонимайзеров. Закон был принят в 2017 году, однако и его исполнение встречает трудности в реализации: «Понятно, что законодательное регулирование VPN нужно. Может быть, этот закон будет полезен. Но, по факту, VPN запретить нельзя. Произошло только увеличение полномочий Роскомнадзора. В результате у конечных пользователей возникают лишние проблемы, ничего более», — заявил в разговоре с АК директор SocialDataHub Артур Хачуян.

Помимо уже принятых ретроградных законов есть множество других инициатив, которые периодически озвучивают депутаты: запрет криптовалют, аутентификация пользователей интернета по паспорту, отключение России от глобальной сети и множество иных инициатив, которые никак не вяжутся с технологическим развитием и прогрессом. Почему так получилось?

Модернизация сверху

Главной причиной принятия ретроградных законов является то, что развитие цифровой экономики — это классический пример модернизации сверху, которую инициирует власть. В силу того, что нормотворческой инициативой обладают несколько политических сил, каждый предлагает свой взгляд на это развитие. Для Яровой информационная безопасность — это не новые инструменты мониторинга данных и «ловли информации на лету», а тотальный контроль и многократное копирование ненужной информации. Для Путина большие данные — это новый ресурс, а для депутата Леонида Левина — это рынок, который нужно в срочном порядке зарегулировать.

Дошло до того, что Медведев был вынужден на встрече с депутатами фракции «Единой России» в Госдуме просить депутатов отказаться от реакционных инициатив: «Мы смотрели, что работает, что не работает, и эту работу — работу над всем законотворческим массивом нужно довести до конца. Мы недавно обсуждали, как поступить с накопленным объемом законопроектов, которые вносились на протяжении длительного периода, которые не были рассмотрены по разным причинам, и договорились о том, что эта работа должна быть доведена до логического конца. Нам не нужно тащить за собой этот законотворческий воз из проектов, которые утратили актуальность», — отметил Медведев. Так как модернизация сверху — это процесс, управляемый небольшой группой лиц, именно от их решений зависит ее успех. Пока очевидно, что не все политические акторы имеют единый взгляд на развитие цифровой экономики и новых технологий.

Последствия

Сегодня Россия является лидером сразу в нескольких областях: блокчейн и криптовалюты, анализ больших данных, технологии машинного обучения. И неправильные ограничительные меры могут привести не только к потере преимущества, но и отставанию страны.

Технологическое развитие — это комплексный процесс. Нельзя развивать большие данные, но при этом ограничивать свободу этого рынка. Можно сколько угодно создавать условия для развития стартапов и создания новых продуктов, но один скандал по типу Telegram сделает российский рынок непривлекательным для остальных разработчиков. Инертность некоторых представителей власти может свести на нет крупные расходы на развитие цифровой экономики.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".