Статья
1516 23 апреля 2012 8:26

Тучи над Сарко

По данным министерства внутренних дел Франции, после обработки всех бюллетеней избирателей, голосовавших на территории континентальной Франции, заморских владений Франции и Французской Гвианы в первом туре президентских выборов лидирует социалист Франсуа Олланд, набравший 28,63% голосов.

Действующий президент Николя Саркози набирает 27,08%, третье место занимает лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен с 18,01% голосов, за ней следует лидер «Левого фронта» Жан-Люк Меланшон, набравший 11,13% голосов.

На пятом месте лидер «Демократического движения» Франсуа Байру (9,11%), на шестом - эколог Ева Жоли (2,27%), на седьмом - независимый кандидат-голлист Николя Дюпон-Эньян (1,8%). За ними следуют лидер «Новой антикапиталистической партии» Филипп Путу (1,15%), лидер троцкистской партии «Рабочая Борьба» Натали Арто (0,57%) и основатель партии «Солидарность и прогресс» Жак Шеминад (0,25 %).

Эти результаты не учитывают голосов, отданных французами-избирателями, проживающими за рубежом.

Таким образом, во второй тур президентских выборов, намеченный на 6 мая, выходят Франсуа Олланд и Николя Саркози.

Явка в первом туре голосования составила 80,43% избирателей.

Окончательные результаты голосования провозгласит Конституционный совет Франции в среду.

Комментарии экспертов

Николя Саркози представляет очень специфический тип политика. Мне он чем-то напоминает короля Франции Луи Филиппа, называвшего себя «королем всех французов». Луи Филипп тоже пытался демонстрировать себя, свою личную жизнь, и стремился, с одной стороны, показать себя республиканцем, демократом, а с другой стороны, сохранить образ короля.

Что-то подобное мы видим и на примере Саркози. Такие люди во Франции, видимо, некоторое время популярны, но затем начинается период разочарования.

Саркози – человек, стремящийся подчеркнуть значимость своей персоны, своей личности, но, с другой стороны, как и Луи Филипп, как и Наполеон, Саркози всячески пытается продемонстрировать крайнюю самостоятельность Франции, и, тем самым, рискует потерять собственное лицо

Как бы мы ни относились к политике Жака Ширака, в экономическом плане она была довольно беспомощной. С другой стороны, при предшественнике Саркози Жаке Шираке Франция действительно стала очень независимым политическим игроком (независимым в первую очередь от Соединенных Штатов).

При Саркози Франция стала хуже, чем США во времена Буша. Да, он что-то делал, мирил Россию и Европу, но в результате мы имеем менее честный, более авантюристический вариант Америки времен Буша. Франция из главного оппонента Америки в вопросах внешней политики превратилась карикатуру на Америку. Вот, мне кажется, главная причина падения популярности Саркози.

Авантюризм французского лидера, проявившийся в решении ливийской проблемы, вызвал раздражение Соединенных Штатов. США не хотят, чтобы какая-либо держава на мировой арене самостоятельно решала вопросы о том, стоит ли начинать гуманитарную интервенцию.

Свою роль в падении популярности французского лидера сыграли и всяческие попытки Саркози доказать, что проблему эмигрантов можно легко решить (при отсутствии всякого намека на серьезное решение проблемы).

Кроме этого, у Саркози была одна амбиция (я понимаю ее смысл, хотя и не разделяю): он хотел заставить французов работать. Франция живет «в долг» за счет нескольких прорывных отраслей, в частности, авиации, ядерной энергетики и некоторых других. Остальные сферы находятся не в столь хорошем состоянии. К примеру, Саркози попытался что-то поменять в системе образования, но не очень успешно.

Сам я надеюсь, что Саркози проиграет. Я восприму это с облегчением. На мой взгляд, политик такого толка не украшает Францию.

Не могу сказать, что во Франции есть какое-то выраженное неприятие Николя Саркози - он получил необходимый для первого тура процент голосов, который позволяет ему выйти во второй тур. Это демонстрация имеющегося уровня поддержки, немногим уступающего уровню поддержки его конкурента Олланда.

Поэтому я думаю, что говорить о том, что Франция отказалась от Саркози и отвернулась от него, пока преждевременно. Все будет решать второй тур и динамика противостояния между действующим президентом Франции и кандидатом от социалистической партии.

Более того, важной станет и дискуссия с теми политиками, которые займут третье, четвертое и пятое места. Что касается реформ, которые впоследствии может провести Олланд, то я думаю, что нужно дождаться результатов второго тура, прежде чем предполагать реформы.

Исходя из его заявлений можно сказать, что потенциально возможное президентство Олланда может привести как к позитивным, так и к негативным результатам. Потому что Олланд, с одной стороны, ратует за решение социальных вопросов, за укрепление экономического потенциала страны. Во многом именно поэтому французы высказываются в его пользу, мы видим те проценты, которые он набрал.

С другой стороны, нужно учитывать, что социалисты традиционно берут на себя очень серьезные обязательства в сфере социальной политики, и эти обязательства чреваты очень серьезными социальными расходами. В результате его правительство может столкнуться с финансово-экономическими трудностями, тем более, что Олланд не намерен снижать уровень государственных обязательств перед населением, напротив, он говорит о необходимости расширить эти обязательства.

Нужно учитывать, что эти заявления идут на фоне серьезного финансового кризиса в зоне евро, затрагивающего все страны Европейского союза, поэтому подобная политика чревата ослаблением экономического положения Франции на мировой арене.

Если бы Олланд проводил такую политику в более удобной для себя конъюнктуре, при более стабильной обстановке - даже тогда Франция могла бы столкнуться с определенными проблемами, а в текущих условиях это вдвойне опасно. Тем не менее французы, привыкшие жить в условиях государства социального благосостояния, государства с повышенной ответственностью перед населением, голосуют за такого политика.

Правда, пока выносить окончательный вердикт и однозначно прогнозировать победу господина Олланда на выборах во Франции было бы преждевременно.

Выборы во Франции продемонстрировали, что в этой стране проблем с демократией нет. Не зря Франция проливала кровь в трех революциях - там очень четко следят за тем, чтобы демократические права граждан не ущемлялись. Прошедшие выборы продемонстрировали, что все работает.

Кто в конце концов выиграет, пока сказать трудно. Вероятнее всего, Франсуа Олланд, но это пока не окончательно.

Что касается причин того, почему Саркози не победил в первом туре, я могу сказать, что французский президент стал отчасти жертвой собственного образа. Он просто надоел французам. Им надоело огромное количество связанных с ним историй: развод, брак, топ-модели, дети. Его частная жизнь выставлена напоказ. Он общается с элитой, олигархами, отдыхает на яхтах, все это активно освещается прессой.

Плюс безмерная активность и стремление лично участвовать в решении всех проблем, по всем направлениям, на всех уровнях. Все это привело к тому, что Саркози просто утомил сограждан своей гиперактивностью.

При этом, если отвлечься от его образа, от репутации, сказать, что он плохо управлял Францией нельзя. Франция, как и весь мир, как вся Европа, переживает тяжелый экономический кризис, и она проходит его не хуже, чем остальные государства. Хотя бы этим Саркози продемонстрировал, что в критических ситуациях он вполне может принимать решения и управлять ситуацией. В этом смысле столь низкая оценка его согражданами не очень справедлива.

Хотя финальная точка в голосовании еще не поставлена, ситуация для Саркози складывается крайне тяжелая. Но Саркози - настоящий боец, и он, скорее всего, постарается максимально использовать эти две недели, оставшиеся до второго тура выборов, и показать французам всю свою личностную мощь.

Если же победит Олланд, то ему достанется Франция, отягощенная большим количеством проблем. Главная из них - необходимость проведения реформ, которые Олланд проводить не собирается. Это, прежде всего, реформы, связанные с социальной системой, рынком труда, продолжение пенсионной реформы, которую начал Саркози. Все это необходимые, но крайне непопулярные меры.

В случае переизбрания Саркози намерен заняться решением этих вопросов. Это будет его последний срок и потребность Саркози нравиться электорату будет меньше, поэтому он обещал более решительно заняться проведением необходимых Франции реформ.

Если же его не выберут, то у власти окажется президент на первом сроке, которого в первую очередь будут заботить будущие выборы. К тому же как социалист Олланд хочет проводить свои реформы, хотя четко описать их он не может. То, что звучало ранее во время выборной кампании - лишь популистские предложения, далекие от реальности.

Олланд - очень осторожный политик, избегающий конфликтов. Насколько поможет ему это сегодня - сказать трудно, но текущая ситуация во Франции требует от ее лидера решительных действий. Однако Франция устала от правых президентов. С 1995-го года сначала два срока страной управлял Жак Ширак, потом один срок - Николя Саркози. Вполне естественно, что рано или поздно всем народам всех стран хочется перемен.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".