Статья
600 9 июня 2010 0:10

Угольщиков сократят

В Госдуме на «правительственном часе» выступил министр энергетики Сергей Шматко. Он сообщил, что его ведомство констатирует необходимость закрытия к 2012 году 5-10 предприятий угольной промышленности из-за их низкой рентабельности. Закрытие этих предприятий, по словам министра, может обострить проблему функционирования моногородов, построенных специально для их обслуживания.

«Государство готово оказать поддержку (в процессе закрытия предприятий) в решении социальных вопросов, связанных с этим», - заявил Сергей Шматко.

Что касается финансирования восстановления шахты «Распадская», где произошла авария, то средства на нее будут идти из госбюджета только частично. Однако государство может помочь компании в привлечении заемных средств, заявил министр.
По предварительным оценкам, стоимость восстановления может составить более 6 млрд рублей, отметил он.

По поводу деятельности BP в России Сергей Шматко сказал, что произошедшее в Мексиканском заливе не должно сказаться на работе компании в нашей стране.

Как заяявил накануне спикер Госдумы Борис Грызлов, анонсируя тему выступления министра, очень важно, чтобы общий уровень безопасности на объектах энергетики был ощутимо повышен, а груз финансовых затрат, которые потребуются для модернизации отрасли, не лег бы в конечном итоге целиком на потребителей.

Он заметил, что «с точки зрения Стратегии-2020 особенно остро стоит вопрос об энергоэффективности, поскольку по количеству энергии, которая в России тратится на производство единицы ВВП, наша страна в разы превышает показатели других развитых государств».

«Мы можем и должны сокращать этот разрыв. Напомню, что в Стратегии-2020 обозначена целевая задача снижения энергоемкости российской экономки на 40%. Возможности для этого есть. По оценкам экспертов, за счет внедрения новых технологий в ТЭКе мы можем обеспечить экономию до 50% используемого сейчас топлива», - подчеркнул Борис Грызлов.

«Кроме того, считаю, что мы должны ставить более амбициозные задачи в сфере альтернативной энергетики. Можно опереться на опыт регионов, где есть примеры успешного развития геотермальной, ветровой, приливной энергетики. Так, уже сейчас на Камчатке геотермальная энергетика дает треть выработки электроэнергии, и ее доля может быть удвоена за 5 лет», - добавил спикер.

Он добавил, что «на недавнем заседании президиума Госсовета говорилось о необходимости создания законодательной базы развития альтернативной энергетики - и в этой связи депутатам важно знать о планах министерства», а они «со своей стороны готовы непосредственно участвовать в разработке соответствующих законодательных инициатив».

Комментарии экспертов

Учитывая, что электроэнергия как товар является производной всего топливно-энергетического комплекса и с 1 января 11-года электроэнергетика выходит на стопроцентный рынок, считаю необходимым сконцентрировать внимание на нерешённых вопросах, для решения которых осталось совсем немного времени.

Надо отдать должное, осенне-зимний период 9-10 годов энергетиками в целом пройден без системных срывов, энергоснабжение потребителей в период пиковых нагрузок было обеспечено.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС и выбытие соответствующих генерирующих мощностей существенным образом повлияли на работу отрасли, и в период пикового потребления Сибирь проходила зиму в условиях дефицита собственной генерирующей мощности. Покрытие необходимой мощности обеспечивалось за счёт внутрисистемных перетоков и при необходимости – за счет перетока из европейской части энергосистемы через Казахстан и Сибирь.

В прошедшем году остро стояла проблема неплатежей на оптовом и розничном рынках электроэнергии. В 9-ом году правительством был принят ряд мер, направленных на улучшение расчётов. Синхронизированы расчёты за газ, тепло и электроэнергию, что позволило сократить кассовые разрывы в расчетах между участниками рынков электроэнергии и тепла. Уточнены правила ограничения энергоснабжения неплательщиков, введён острый режим функционирования оптового рынка на Северном Кавказе, где ситуация с оплатой электроэнергии наиболее тяжёлая. Однако говорить о полной нормализации ситуации было бы преждевременным, и Минэнерго необходимо осуществлять постоянный мониторинг по этому вопросу.

В части обеспечения платёжной дисциплины необходимо внести изменения в УК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, вводящие ответственность за бездоговорное потребление, противодействие введению ограничений энергоснабжения, нарушение правил трансляции цен с оптового рынка на розничные рынки.

В части повышения энергоэффективности необходимо выработать чёткие и однозначные критерии расчёта и оценки энергоэффективности на всех участках цепочки производства и потребления энергоресурсов, подготовить и начать реализацию конкретных программ в этой сфере.

В 10-ом году заканчивается срок, отведённый на завершение реформирования отрасли. В связи с этим перед Минэнерго стоит задача обеспечить соответствующую корректировку как подзаконных актов, так и введение необходимых изменений в действующее законодательство об электроэнергетике.

Закон о государственном регулировании тарифов завершает свою функцию с 1 января 11-ого года. Этот закон содержит важнейшие принципы и определяет общую методологию ценового регулирования в сфере электроэнергетики, а также закрепляет положения правительства РФ, федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов для сохранения базовых принципов и преемственности в вопросах регулирования цен на электрическую энергию, поставляемую населению и на территорию не объединённого в ценовые зоны оптового рынка.

После 1-го января 11-го года депутатам Государственной Думы необходимо рассмотреть и принять в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с прекращением действия федерального закона о государственном регулировании тарифов на электрический и тепловую энергию в РФ.

Важнейшим приоритетом является улучшения управляемости электро-энергетического комплекса и усиление государственного контроля за работой компаний электроэнергетики. Самое главное – обеспечение надёжности и безопасности работы предприятий отрасли. В части обеспечения инвестиционного процесса в электроэнергетике важнейшей задачей, стоящей перед Министерством энергетики, является запуск долгосрочного рынка мощности.

Эти документы позволяют осуществлять переход на систему долгосрочных договоров купли-продажи мощности, помогут формированию региональных ценовых сигналов, а также уровней и условий оплаты, стимулирующих модернизацию и выбытие неэффективных мощностей.

Необходимо срочно провести подписание новых договоров на поставку мощности с генерирующими компаниями. Это позволит зафиксировать обязательства генерирующих компаний по вводу и модернизации основных фондов.

Министр энергетики согласен, что в стране нарастает старение энергетики. На мой взгляд, это самое главное во всей этой истории. В старой схеме говорилось о том, что из тепловых станций добывают порядка 80 гигаватт. Этого недостаточно, необходимо по 8 станций в год вводить просто для того, чтобы более-менее наладить здесь порядок. Чтобы в системе всё было в порядке, надо около триллиона рублей вкладывать.

А вот где их взять? С населения их взять невозможно. Не только из социальных соображений, хотя это тоже важно (100 миллиардов – это примерно 10%-ный рост тарифов), но и в принципе невозможно. У населения таких свободных денег просто нет. Для частных инвесторов вкладывать средства в энергетику не выгодно.

Остается только государство. Государство – основной инвестор. Если мы говорим о том, что государство будет основным инвестором, то, наверное, ему надо сесть и подумать, как сегодня это сделать наиболее эффективно, и понять, что мы сегодня далеко не передовая страна по части энергетики, что до некоторых схем, которые сейчас применяются в мире, нам ещё довольно долго расти. От четверти до трети наших проблем могли бы быть на этих схемах решены. На самом деле у нас огромное количество тепла вырабатывается на котельных и огромное количество тепла просто так пропадает. Но это означает, что проблемы локальных систем – это не проблемы муниципалитетов, а большая федеральная задача, которая должна быть хорошо отражена в стратегии.

Я думаю, это две важнейшие вещи – чёткое понимание, откуда возьмутся необходимые триллионы рублей, и каким образом разумнее их использовать.

Комментарии для сайта Cackle
19 ноября 2020 Новость
Депутаты стали чаще пропускать голосования
 Депутаты стали чаще пропускать голосования Депутаты Госдумы все хуже выполняют свои обязанности и все реже принимают участие в голосовании по законопроектам, говорится в материалах исследования Центра политической конъюнктуры.
18 ноября 2020 Новость
Комитет Госдумы по труду поддержал поправку «Единой России» об «удаленке»
 Комитет Госдумы по труду поддержал поправку «Единой России» об «удаленке» Комитет Госдумы по труду и соцполитике рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект об удаленной работе с учетом поправок. Соответствующее решение было принято на заседании комитета 18 ноября.
17 ноября 2020 Новости
Принять за 60 секунд: сколько времени депутаты тратят на свою работу
 Принять за 60 секунд: сколько времени депутаты тратят на свою работу Депутаты Госдумы тратят все меньше времени на обсуждение и голосование по законопроектам, говорится в материалах исследования Центра политической конъюнктуры. Эксперты проанализировали первые два месяца работы депутатов в рамках осенней сессии и пришли к выводу, что пленарных заседаний стало меньше.
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".