Статья
9409 22 октября 2014 13:39

Угроза «Исламского государства»

В Германии были задержаны три несовершеннолетние девушки, намеревающиеся присоединиться к террористической группировке «Исламское государство». Об этом сегодня сообщил телеканал CNN со ссылкой на источник в ФБР.

Как следует из сообщения, сбежавшие из Денвера девушки-подростки направлялись в Турцию, чтобы попасть на территорию, подконтрольную группировке «ИГ».

По информации Федерального бюро, девушки исчезли из своих домов на прошлой неделе. Из Колорадо они поехали в Чикаго, а затем во Франкфурт. Члены семей сообщили об их исчезновении властям в Денвере, которые, в свою очередь, обратились за помощью в поиске беглянок к органам власти в Германии. Две девушки, сестры 15 и 17 лет, являются выходцами из Сомали. Третья, 16-летняя девушка, имеет суданские корни. Источник в ФБР считает, что подруги стали жертвами пропаганды, которую боевики ИГ проводят в интернете.

Сейчас девушки возвращены домой в штат Колорадо. Поскольку всем троим беглянкам не исполнилось еще и 18 лет, вопрос о предъявлении им обвинений пока остается открытым.

Сообщения о задержании сторонников террористической организации «Исламское Государство» появляются в прессе ежедневно. Так, на днях в Германии были задержаны два предполагаемых исламиста, один из которых является гражданином РФ. По версии генпрокуратуры в Карлсруэ, 28-летний россиянин Юсуп причастен к передаче товаров и денег террористам.

К слову, многие эксперты-исследователи проблем Ближнего Востока полагают, что существенная угроза распространения радикального исламизма сегодня исходит из интернета. Члены «ИГ» активно используют его с целью пропаганды своих идей, а также для координации военных атак. Кроме того, у боевиков есть свой медиацентр «Аль–Хайят», который оперативно рассылает по всему миру видео на арабском, английском, боснийском, немецком, французском, русском, индонезийском и других языках.

Фото: Первый канал

Комментарии экспертов

Эти исламисты, в том числе радикальные, предлагают свою альтернативу мироустройства. Поскольку огромная часть мусульман (я не знаю, все или половина, никто не считал, но процентов 30 наверняка) разочарованы во всех моделях развития, которые им предлагали, во всех моделях устройства общества. И они считают, что оптимальный вариант — это построение общества и государства, халифат, Имамат, «Исламское государство» на принципах ислама.

Поскольку в эти идеи многие верят (а сопротивляются этому только вестернизированные элиты, которые поддерживают Запад), то это пробуждает вот такую религиозно-политическую энергетику. Исламизация происходит очень давно, еще начиная с конца восьмидесятых годов, когда была революция в Иране. Тогда считали, что это какое-то отклонение, что это ненормально, и все вернется на круги своя. Не возвращается. Исламизм — это огромный феномен, в котором живут и который воспринимают сотни миллионов мусульман, причем повсюду: что на Ближнем Востоке, что в Европе, что в Чечне, что в Дагестане, что в Африке. А что касается «Исламского государства» — то это какая-то его часть, причем экстремистская часть.

Кстати говоря, у исламистов есть три уровня: есть умеренные, есть радикальные, есть экстремисты. Экстремисты, в данном случае «Исламское государство», дискредитируют саму идею исламской альтернативы, поскольку они действуют очень жестоко, демонстративно жестоко. То есть тут у них есть свои проблемы, поскольку, с одной стороны, они выглядят героями такими, беззаветными борцами, которые отвечают перед Аллахом, а с другой стороны, нормальных людей, в том числе умеренных исламистов, это раздражает, когда показывают резку голов, рук и т.д.

Как долго это будет продолжаться? Как феномен это вечно. Так что ислам — наиболее политизированная религия. Это известно со времен пророка Мухаммеда. Есть модель «Исламского государства», исламской экономики. Есть законы шариата. Много чего есть, ведь религия ислама развернута вот на такие светски-бытовые проблемы — экономику, политику и т.д.

«Исламское государство» как модель — это утопия, так что исламская экономика —это все чушь. Но поскольку люди в это верят, они будут за это бороться, точнее, какая-то их часть.

Так что процесс вечен, во всяком случае, на протяжении ближайших поколений. Можно разбить «Исламское государство», вот эту контору, их, наверное, разобьют, но они же никуда не денутся. Они разбредутся, но не перестанут существовать. Так что надо как-то находить политическое решение, пока что оно не найдено.

Что касается исламских настроений, то они  распространялись и будут распространяться. Это не только миграция, всякие фундаменталисты, исламисты, а это еще и движение народов. Это было всегда, народы перемещались. В данном случае перемещаются мусульмане десятками, потом будет и сотнями миллионов. Остановить это невозможно. Построить Китайскую стену невозможно, отстреливаться из пушек тоже невозможно. Значит, надо искать какие-то модели взаимодействия, взаимопонимания.

Модели ищутся. Это может быть и мультикультурализм, это и адаптация, и ассимиляция, но пока что ничего не работает. Но поскольку процесс длительный, я думаю, что какая-то оптимальная модель возникнет. Не завтра, не послезавтра, но она возникнет, а иначе все погибнут.

Все-таки большинство мусульман, как и нормальных людей, не склонно к резне, к беготне по горам, к стрельбе, это совершенно очевидно. Они предпочитают бороться за исламские нормы более разумными, более известными путями.

Я думаю, что главная проблема исламизации исходит уже давно из внутренней ситуации. Ведь ислам может быть не только формой религии, но и формой социально-политического протеста. Поскольку везде стоит бардак, начиная от коррупции и заканчивая всеми остальными внутриполитическими проблемами, то естественно, что там, где есть мусульманское сообщество, мусульманская традиция, протест будет выражаться в исламской форме. Это никакое не открытие. Что в Египте, что на Кавказе, что в Индонезии — везде одна и та же суть, только события развиваются по-разному. Поэтому главная угроза нестабильности, главная угроза радикализации ислама, экстремизации исламистского направления возникает не столько извне, сколько изнутри.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".