В РФ разработан новый самолет
В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) разработана концепция нового самолета.
«Ученые ЦАГИ разработали новую концепцию перспективного магистрального самолета умеренной пассажировместимости, выполненного по аэродинамической схеме «Летающее крыло» (ЛК). В такой схеме объединены функции крыла, оперения и фюзеляжа, пассажиры размещаются в широком центроплане крыла», – пишет деловая газета Взгляд со ссылкой на пресс-службу института.
Возможность применения схемы ЛК для пассажирских самолетов изучают ЦАГИ, Airbus и Boing. Основные исследования были ориентированы на перспективу создания транспортных самолетов сверхбольшой пассажировместимости (700–1000 чел.). При меньших размерах трудно «вписать» пассажирский салон в полезные объемы «Летающего крыла». Специалистам ЦАГИ удалось решить эту проблему и разработать новую концепцию магистрального самолета умеренной пассажировместимости.
«В результате теоретических исследований и экспериментов, проведенных в аэродинамических трубах, было доказано, что уменьшение пассажировместимости до 150–200 человек не лишает «летающее крыло» его преимуществ в аэродинамике. У ЛК уменьшено аэродинамическое сопротивление, вес конструкции и расход топлива, а аэродинамическое качество увеличено на 20%. Применение концепции ЦАГИ при создании самолетов следующего за Boing 787-го поколения (N+2) позволит обеспечить к 2025 году значительную экономию расхода топлива – более 15% и радикальное снижение уровня шума на местности – до 30 EPN дБQ».
Дмитрий Бадовский, заместитель директора НИИ социальных систем:
Внедрению научных достижений в жизнь препятствует целый ряд проблем. Одна из них – это проблема развития нашей экономики в целом. Она состоит в том, что у нас выгодно заниматься сырьем и невыгодно заниматься чем-то ещё. Иначе говоря, это всё будет очень серьёзно сдерживаться до тех пор, пока у нас будет выгодно заниматься сырьем, низкими переделами, простейшим сырьевым экспортом. Всё остальное требует слишком больших инвестиций – слишком дорогой входной билет, нет нормальных налоговых режимов. Если проще продать ведро нефти, то зачем заниматься чем-то ещё?
Вторая проблема – тоже общесистемная, но касающаяся не только нашей экономики. Это вообще одна из главных проблем инновационной деятельности, инновационного бизнеса во всём мире, в том числе выстраивания отношений между бизнесом, государством, изобретателями, учёными. Это проблема правовых режимов, авторских прав, кому в конечном счёте принадлежат права на те или иные разработки, как это всё потом выстраивается с юридической и экономической точки зрения. Это очень тонкие вопросы, которые, я думаю, у нас ещё далеко не отработаны.
Третий существенный блок вопросов – то, что у нас не очень хорошо с инновационным менеджментом. То, что связано с наукой и превращением научных знаний в разработки, продукты, выводом их на рынок, технологией выстраивания отношений с наукой, коммерциализией разработок – относится к специфическому типу бизнеса и менеджмента. Мне кажется, у нас очень мало специалистов – просто потому, что раньше такого не было.
В этом смысле у нас плохо с соответствующим образованием, с какими-то традициями связи науки и производства, плохо с венчурным бизнесом. Возможно, нам надо привлекать западных менеджеров, которые могли бы, в том числе, обучить наших специалистов, как помогать компаниям. Нужно перенимать соответствующий опыт, технологии, выстраивать соответствующую систему образования.