Статья
1642 25 февраля 2015 8:34

Весенняя «заморозка»

Все крупнейшие ритейлеры в России заморозят на два месяца цены на социально значимые продукты. ФАС не возражает против самой идеи. Эксперты считают, что такие меры не спасут от инфляции. 

Как отмечает экономист Сергей Хестанов, большого экономического смысла в замораживании цен нет. «Скорее, ритейлеры просто улучшают свой имидж», — сказал он «Актуальным комментариям».

«В настоящее время по многим позициям продовольственного спектра рост цен составляет от 30 до 50% и более. Поэтому сама по себе заморозка цен в нынешних условиях не сильно отразится на расходах большинства россиян», — отметил эксперт.

Кроме того, по его мнению, наступила некоторая стабилизация курса рубля, что тоже способствует притормаживанию на некоторое время роста цен.

Сама по себе заморозка цен никоим образом не связана с выходом экономики из кризиса


«В этих условиях заморозка цен, тем более на срок два месяца как было заявлено, это не более чем декларативная мера, цель которой, скорее улучшить имидж ритейлеров, чем отражение каких-либо существенных экономических тенденций», — уверен Хестанов.

Технически в течение двух месяцев, действительно, можно стабилизировать цены на некоторые группы товаров. «Но большого экономического смысла в этой мере нет. Сама по себе заморозка цен никоим образом не связана с выходом экономики из кризиса. И в случае, если дальнейшее ухудшение экономической ситуации продолжится, по истечении объявленных двух месяцев легко может быть пересмотрена», — заключил эксперт.

Президент холдинга «Монастырёв и Ко», председатель Общественного экспертного совета по привлечению инвестиций в Приморский край Александр Монастырёв также не считает замораживание цен эффективной мерой. 

«Ну стоит, например, сейчас хлеб 30 рублей, зафиксируют цену 30. А дальше, как только цена на муку изменится, им надо будет пересматривать фиксированную цену», — объяснил эксперт. «Одним словом, огромный пул работы, —  чиновники захлебнутся от такой работы, а смысла от неё — никакого, цены останутся такими же», — сказал Монастырёв «Актуальным комментариям».

«Заставляя, например, хлебозавод продавать хлеб по заниженной цене, государство вынуждено тут же компенсировать заводу потери, что как правило — очень коррумпированная схема», — пояснил он.

Монастырёв добавил, что в таком случае «хлеб по заниженной цене реализуется за бюджетный счёт для всех — и для иностранцев, и для богатых».

При этом, чтобы индивидуально помочь малоимущим, денег потребовалось бы в разы меньше, отметил эксперт.

«А если не компенсировать бизнесу разницу между заниженной ценой и себестоимостью плюс прибыль, то завод может и обанкротиться», — отметил он.

Согласен с коллегами и экономист Владимир Рожанковский. Как он отметил «Актуальным комментариям», такой механизм называется «ручное управление экономикой», и долго работать это не будет. 

Он считает, что главный вопрос в том - есть ли у правительства план по стабилизации рубля.  Если есть планы, о которых никто пока не знает, меры по регулированию цен оправданы, если плана нет - то ситуация печальная, полагает эксперт.

«Подобные вещи называются ручным управлением экономики. В какие-то периоды такие механизмы работают. Понятное дело, что для продолжительного управления экономикой ручные механизмы не годятся. Я думаю, что это будет работать в таком приказном порядке», — сказал Рожанковский. 

«Ну а что делать?! В конце концов, с государством не поспоришь. Я думаю, что на пару месяцев, конечно, такие механизмы действовать будут. Вопрос в том, что правительство ожидает после истечения этих пары месяцев?», — подчеркнул он.

Эксперт полагает, что подобные инициативы оправданы, если у Центробанка есть некий план по стабилизации рубля. 

«То есть, предположим, на два месяца замораживаются цены на основные продукты. Хорошо было бы ещё заморозить цены на медикаменты жизненно важные, потому что для малоимущих пенсионеров это тоже очень существенная статья расходов. И, соответственно, Центробанк стабилизирует рубль. По истечении двух месяцев, в течение следующего третьего месяца, то есть, апреля, мы видим стабильные цены в течение месяца, стабильный рубль, и инфляционные ожидания участников рынка постепенно снижаются. То есть, если есть в наличии такой план, то фиксирование цен на два месяца оправдано», — убежден Рожанковский. 

Если плана такого нет, то такая инициатива малоэффективна, указал он. 

Катализатором стабилизации рубля в летние месяцы могут быть цены на плодоовощную продукцию, считает Рожанковский. 

«Где-то со второй половины мая начинается урожай, привозят более дешёвые овощи, фрукты. Они начинают конкурировать на рынке, магазины с удовольствием их закупают. В итоге часть продукции начинает снижаться в ценах, и в целом потребительская корзина снижается. Но апрель – это ещё не лето. Поэтому если бы они сказали, что будут заморожены, например, на 4 месяца, то можно было бы заподозрить тогда то, что правительство пытается дотянуть до лета, когда цены будут автоматически снижаться», — пояснил эксперт. 

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), куда входят сетевые магазины «Магнит» X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента», «Билла», «Азбука вкуса» и другие, направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проект соглашения, фиксирующего цены на социально значимые продукты, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на участников подготовки документа. По данным издания, как только власти одобрят проект, цены заморозят на два месяца.

В проекте соглашения нет жесткого списка продуктов, на которые цены будут зафиксированы. «Сетям предложено отталкиваться от списка социально значимых товаров и самостоятельно формировать корзину», — сказал сотрудник одной из розничных компаний.

Подготовили Екатерина Даньшина, Лина Вискушенко

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".