Статья
2241 26 сентября 2014 12:10

Вето на пересмотр права вето

В четверг, 25 сентября, в ходе Генассамблеи ООН состоялась встреча на высоком уровне, посвященная вопросу использования права вето в ситуациях, когда требуется принятие срочных мер для предотвращения или пресечения массовых и серьезных преступлений против человечности. Заседание было организовано Францией, которая активно выступает за подобную реформу, хотя сама является постоянным членом Совбеза, сообщает МИА «Россия сегодня».

Выступая на встрече, глава МИД Франции Лоран Фабиус отметил, что право вето «не должно и не может быть привилегией» отдельных членов СБ. «Это вопрос ответственности, которая состоит в том, чтобы не парализовать работу совета, а урегулировать конфликт», — заявил министр.

Россия готова обсуждать реформу Совета Безопасности ООН, но выступает против внесения каких-либо изменений в порядок использования права вето. Об этом заявил в четверг российским журналистам постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, комментируя предложения некоторых стран ограничить это право, которым наделены пять постоянных членов СБ — Россия, Китай, Соединенное Королевство, США и Франция, сообщает ИТАР-ТАСС. «Переговоры о реформе Совета Безопасности надо продолжать. Мы против каких-либо изменений в отношении права вето», — сказал постпред РФ.

МИА «Россия сегодня» публикует мнение постпреда РФ при ООН Александра Панкина. С его точки зрения, право вето «не раз ограждало Совет Безопасности от принятия сомнительных решений». Не ясным остается механизм ограничения права вето.

На встрече выступили представители и других стран, наделенных постоянным членством в СБ, в том числе США и Великобритании. Однако они так и не высказали четкой позиции по отношению к предложению об ограничении использования права вето.
Так, постпред США Саманта Пауэр упрекала Россию в том, что та заблокировала несколько резолюций СБ по Сирии, открывавших путь для введения санкций и использования силы против Дамаска. По мнению американского дипломата, это помогло бы избежать эскалации конфликта, а также многочисленных нарушений прав человека.

По словам постпреда Панкина, благодаря позиции России всемирная организация не участвовала в агрессии против Югославии, во вторжении в Ирак, а также не позволила «подтолкнуть Сирию к пропасти». Он напомнил, что в случае с Ливией право вето не было использовано, но принятая в итоге резолюция «была использована как предлог для бомбежек и свержения законного правительства». В конечном счете страна оказалась погружена в хаос, отметил он. Ранее стало известно, что президент Польши предложил ограничить российское право вето в ООН по вопросам Украины.

В СБ ООН входят 15 стран, из которых пять постоянных членов — Россия, Китай, США, Франция и Великобритания — не переизбираются в его составе и обладают правом вето — блокирования тех или иных решений Совета Безопасности. В прошлом Россия и Китай неоднократно блокировали попытки применения силы против властей в Сирии.

Реформа Совета Безопасности ООН подразумевает разнообразные предложения, включающие в себя процедурные реформы, такие как его расширение, ограничение права вето, имеющееся у пяти постоянных членов, сообщает Wikipedia. Практически обычно подразумевается план реорганизации структуры или расширения числа членов постоянных и непостоянных. Как правило, в числе кандидатов на членство в ООН подразумеваются Япония, Германия, Индия и Бразилия и страна Африки. Китай делает акцент на расширении представительства развивающихся стран. Большинство ведущих кандидатов на постоянное членство регулярно избираются в Совет Безопасности в соответствующие группы: Япония и Бразилия были избраны на девять двухлетних сроков каждая, а Германия — на три срока. Индия избиралась в Совбез суммарно шесть раз, хотя последнее её избрание состоялось более десятилетия назад — в 1991-92 гг. Отдельной темой является вопрос принятия в ООН исламских стран.

Вопрос реформы Совбеза ООН стал особо актуален с начала 2000-х. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в 2005 году отмечал, что «Россия выступает за то, чтобы расширение СБ ООН состоялось. Но только на основе достижения широкого согласия».

Фото: Сайт ООН

Комментарии экспертов

Вопрос о реформировании ООН давно назрел, и эту реформу нужно проводить, но спокойно, без спешки, после тщательных и профессиональных переговоров. Ни в коем случае нельзя перекраивать ООН под конкретную политическую ситуацию, возникающую в тот или иной отрезок времени.

Совет Безопасности ООН — важнейший стабилизирующий фактор сейчас в мире, и чем конфликтнее и тревожнее ситуация, тем существеннее роль Совета Безопасности ООН. Вот сейчас его трогать ни в коем случае нельзя. Именно поэтому непродуманная реформа обернется ломкой и разрушением уникального, единственного в своем роде инструмента по урегулированию международных конфликтов.

В дальнейшем, разумеется, число постоянных членов Совета Безопасности можно расширить, об этом вопрос давно стоит, но здесь крайне важно учитывать мнение всех ныне существующих постоянных членов Совета Безопасности. Если это делать в режиме борьбы с целью ущемить чьи-либо интересы, а в данном случае интересы России, эффект будет прямо противоположный — мир станет опаснее и непредсказуемее. Надеюсь, мы не пойдем этим путем.

Разумеется, ООН — не идеальный инструмент, он просто единственный, других у нас нет. В ООН представлены практически все активные, действующие страны мира, и это в первую очередь площадка для переговоров и урегулирования конфликтов, которая срабатывает не с автоматизмом какой-то машины, но которая дает очень высокую вероятность урегулирования ситуации и открывает определенные уникальные возможности для реализации этих мирных целей.

К сожалению, есть страны, которые позволяют себе игнорировать ООН в тех случаях, когда им это выгодно. Классический пример здесь, конечно, Соединенные Штаты, которые готовы использовать ООН как инструмент для собственных целей и выгод, и пренебрегают ООН тогда, когда это может быть им помехой. Но тем не менее даже с учетом ограниченной эффективности, ООН в нынешних условиях заменить нечем, а непродуманно ломать этот инструмент — просто опасная авантюра.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".