Статья
8851 22 апреля 2020 16:26

Виртуальный протест и суровая реальность

Виртуальные митинги против режима самоизоляции, которые прошли на просторах карт «Яндекс.Навигатора» сразу в нескольких городах, демонстрируют не только проблемы борьбы с распространением пандемии коронавируса и очевидную неудовлетворенность некоторых граждан государственными мерами поддержки, но и явный кризис протестных форм активности, который наблюдался и до пандемии, но в новых условиях актуализируется особенно явно.

Не первый, но не последний

Случай с «Яндекс.Навигатором» не является уникальным. Ранее в том же сервисе можно было наблюдать «стихийные митинги» водителей, которые были недовольны перекрытием автомобильных дорог и многочасовыми пробками. В мировой практике тоже существует множество примеров виртуальных протестов.

Первым случаем онлайн акции протеста считается кейс компании Yahoo!, которая в 1999 году внесла изменения в свои условия обслуживания, согласно которым любое содержимое, размещенное на их серверах, могло быть использовано Yahoo! для любых целей, которые они сочтут подходящими. В ответ владельцы сайтов покрасили свои страницы в серый цвет, что затруднило чтение информации, также они указали причину этих изменений, тем самым выразив протест против действий компании. Этот протест в купе с другими инициативами привел к тому, что Yahoo! отказалась от нововведений.

Одной из первых по-настоящему виртуальных акций считается протест сотрудников итальянского подразделения IBM, которые были не согласны с низким уровнем оплаты труда. Профсоюз под названием Rappresentanza Sindacale Unitaria провел акцию 27 сентября 2007 года на площадке «Second Life» — это трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, запущенный в 2003 году.



Акция оказалась довольно успешной. По словам организаторов, в ней приняли участие 1853 человек из 30 разных стран. А к самому событию удалось привлечь внимание, в результате чего генеральный директор итальянской компании IBM ушел в отставку, а работники получили повышение зарплат.

Коллективные виртуальные действия стали некой обыденностью с развитием и популяризацией онлайн игр. Например, в 2016 году во время закрытия самого большого частного сервера Nostalrius в игре World of Warcraft, несколько тысяч игроков проводили акции протеста против этого действия.



Политологи и социологи еще в начале нулевых начали изучать специфику переноса привычных нам офлайн форм социального и политического взаимодействия в виртуальное пространство: какие новые возможности дает интернет, существуют ли новые проблемы и риски. Становится ли виртуальная сеть мобилизационным инструментом или же, напротив, канализирует протест. Все эти вопросы отчасти и сегодня остаются актуальными, так как появляются новые поколения, которые по-другому ведут себя в сети, поэтому несколько лет назад мы видели так много работ о политическом поведении поколения Z, появляются новые технологические решения, все это толкает дискуссию вперед.

Знаковой вехой в дискуссии вокруг места и роли виртуального протеста можно считать феномен так называемой «твиттер-революции». Были написаны тысячи научных статей, проведены сотни круглых столов как в офлайн, там к и в онлайн формате. В то время звучали самые разные версии: протест уйдет в сеть, блоги — новый вид протестной коммуникации и множество других версий.

Изучение виртуальных протестов и влияния сети на протест вообще ведется и по сей день. А пандемия коронавируса и ограничение на свободу передвижения способствуют появлению не только новых кейсов, но и дополнительных условий, меняющих представление о сетевом протесте.

Специфика онлайн протеста

Исследователь Крис Руйгрок полагает, что интернет становится фактором риска для авторитарных режимов, так как он способствует росту протестной активности за счет четырех механизмов: а счет снижения затрат и рисков для оппозиционных групп, путем изменения установок, путем уменьшения информационной неопределенности для потенциальных протестующих, путем мобилизующего эффекта драматических образов и видеоматериалов.

«В отличие от более ранних коммуникационных технологий, использование Интернета позволяет в режиме реального времени взаимодействовать большому количеству пользователей без централизованного контроля. А сами пользователи больше не просто реципиенты, они могут активно делиться информацией с большими группами людей. Это помогает расширить права и возможности граждан по отношению к правительствам, поскольку у граждан резко расширяется доступ к (альтернативной) информации», — пишет Руйгрок.

Используя глобальную выборку для за 1993-2010 гг., на основе эмпирических данных он доказывает, что Интернет способствует мобилизации в авторитарных режимах, несмотря на авторитарные попытки контролировать киберпространство, и что он не имеет такой эффект в демократических государствах.

При этом он отмечает, что авторитарные режимы по-прежнему могут быть довольно эффективными в вопросах регулирования виртуального пространства и контроля протестной активности в сети. Собственно, наш кейс это подтверждает, «Яндекс» довольно быстро удалил метки участников виртуальных митингов, объяснив это тем, что пользователи нарушили условия сервиса.

Фактор пандемии

Одним из ключевых факторов, почему сейчас протест ушел в сеть стал режим самоизоляции, который в разной форме и степени объявлен во всех российских регионах. Учитывая, что по мнению многих экспертов, после снятия всех карантинных мер мы окажемся в посткоронавирусной эре, где социальная дистанция станет новой общественной нормой, проведение офлайн массовых акций протеста представляется маловероятным в ближайшее время.

Переходу в онлайн и поиску новых форматов будет также способствовать разочарованность российской оппозиции в митингах. Многотысячные акции протеста, которые проходили летом 2019 года в Москве, по большому счету ни к чему не привели, что серьезно демотивировало организаторов офлайн акций. Кроме того, митинги стали обладать высокими издержками как для организаторов, так и для участников, что также побуждает искать новые форматы.

Виртуальные митинги на просторах «Яндекса» — это, можно сказать, «проба пера», и в ближайшее время мы сможем увидеть новые онлайн акции, однако для их эффективности инициаторам необходимо преодолеть ряд рисков и решить несколько сложных вопросов.

Риски

— Контроль. Площадка должна быть под контролем. Можно написать миллион комментариев, но если администрация ресурса, как это сделал «Яндекс», их удалит или заблокирует доступ к ресурсу, то никакого эффекта не будет.

— Внимание. Площадка должна быть массовой. При этом необходимо обеспечить наличие «случайных людей», которые и должны обратить внимание на акцию и требования, которые выдвигают инициаторы. Это значит, что вариант какой-то закрытой комнаты, пусть и на своим личном сервере, является непривлекательным.

— Деанонимизация. У участников подобных форматов может возникать ложное чувство безопасности. Однако и в этом случае можно пострадать, но не от росгвардейца, как в случае с уличным протестом, а от сотрудника центра Э.

— Последствия. Массовые виртуальные акции протеста должны нести угрозу последствий в реальном поле. Мы не просто так представили примеры разных виртуальных акций в первой части этого текста. Сотрудники IBM могли угрожать тем, что в случае, если к их требованиям не прислушаются, виртуальная забастовка станет реальной, поэтому к ним пошли на встречу. Игроки WoW не могли ничем угрожать ни Blizzard, ни владельцам частного сервера, поэтому в итоге он был просто удален.

— Коммуникация. Для эффективности подобных форматов необходим эффективный кооператор, который бы смог организовать виртуальную активность. В офлайн режиме это сделать проще, так как непосредственно на акции протеста внимание пользователя не рассеивается на посторонние вещи, онлайн формат создает в этом плане определенные трудности.

Интересно и то, кто сможет предложить нечто нестандартное в современных условиях. Акция в «Яндекс.Навигаторе» получилась довольно спонтанно, пока оппозиционеры на самоизоляции пытаются применять традиционные методы работы со своими сторонниками — онлайн петиции, распространение роликов и т.д. Новое время и меняющаяся социальная реальность требуют новых нестандартных решений.

Михаил Карягин, эксперт Центра политической конъюнктуры

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  6 октября 2023 Новости  Устойчивое снижение глобальной свободы Интернета: отчет Freedom House* Глобальная свобода Интернета снижается 13-й год подряд, а достижения в области искусственного интеллекта усиливают кризис прав человека в сети, говорится в отчете Freedom House* «Свобода в сети 2023: репрессивная сила искусственного интеллекта». Эксперты организации также высказывают озабоченность по поводу встраивания цензуры в чат-боты. 1 сентября 2023 Колонки
Интернет-цензура: мировой опыт
 Интернет-цензура: мировой опыт Павел Иванов об интернет-цензуре
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".