Статья
1123 3 октября 2009 0:02

Визит Сергея Лаврова в Абхазию

Министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл в Абхазию во второй половине дня 2 октября. Сразу после прибытия в Сухумский аэропорт глава МИД РФ направился к мемориалу славы в центре Сухуми и возложил венок к памятнику погибшим абхазским воинам во время грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-93 годов.

Затем состоялась встреча Сергея Лаврова с профессорско-преподавательским составом и студентами Абхазского Государственного университета, а также представителями общественности Абхазии, на которой высокий гость отметил, что в России надеются на приход к власти в Грузии руководителей, которые будут стремиться выстраивать хорошие отношения со своими соседями. "То, что произошло, не изменится. Абхазия будет независимой. Но в интересах и Абхазии, и России, как друга Абхазии и грузинского народа, стремиться к тому, чтобы ситуация в регионе нормализовалась и чтобы народ Грузии на очередных демократических выборах пришел к решению, которое позволило бы привести к власти вменяемых людей, которые будут заботиться о судьбе своего народа и о том, как выстраивать добрососедские отношения со своими соседями", - сказал глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, Грузии "нужны лидеры, которые будут думать о своем народе и уважать права человека".

Глава МИД РФ назвал достаточно объективным доклад международной комиссии по расследованию причин войны на Кавказе в августе 2008 года. "Я думаю, что это достаточно объективный документ В нем сделан вывод о том, что войну развязал Саакашвили ", - сказал Сергей Лавров, выступая в госуниверситете Абхазии.

Россия обратилась к американской стороне с просьбой дать визы абхазским представителям для выступления в ООН, заявил Лавров. "Здесь нет никакого двойного дна. Любая организация, в которой обсуждается какая-то проблема, должна выслушать обе стороны. Мы направили на днях запрос. Прежние запросы увязли в бюрократических ответах, но мы будем добиваться четкости в отношении позиции США как государства, в котором находится штаб-квартира ООН, для абхазской стороны иметь возможность донести свою точку зрения до мирового сообщества", - сказал он. По его мнению, "Абхазия должна будет рассказать всю правду о том, что происходило в ее отношениях с Грузией".

Россия продолжит защищать Абхазию от провокаций со стороны Грузии и намерена с этой целью отслеживать маршруты судов в нейтральных водах Черного моря, сказал глава МИД РФ. "Мы уверены, что можно будет наладить такое сопровождение этих грузов, которое будет гарантировать защиту от провокаций", - сказал Лавров, отвечая на вопрос, как Россия и Абхазия будут сотрудничать, чтобы противостоять грузинским провокациям на воде. "Мы намерены разработать соответствующую схему взаимодействия", - подчеркнул С.Лавров.

Напомним, что в последние месяцы Грузия неоднократно задерживала в нейтральных водах торговые суда, заходившие под разгрузку в порты Абхазии. Так, в августе Грузия задержала турецкий танкер "Букет", доставивший в Абхазию нефтепродукты. Решением Кутаисского суда судно было конфисковано, а его капитан приговорен к штрафу и условному заключению.

Сергей Лавров вновь подтвердил намерение Москвы добиваться подписания соглашения о неприменении силы Грузией в отношении Абхазии и Южной Осетии. "В двух документах Медведева и Саркози есть обязательство Евросоюза стать гарантом неприменения силы, и мы с абхазскими и югоосетинскими коллегами думаем, что Евросоюз будет его выполнять. Однако, зная повадки Грузии, будем добиваться подписания документа о неприменении силы", - сказал он. По словам министра, в ходе Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Кавказе в ответ на предложения российской стороны разработать и подписать такой документ представители западных стран ссылаются на план Медведева-Саркози, в котором есть соответствующее положение. Лавров отметил, что Москва, "признавая важность и позитивную роль этого документа (план Медведева-Саркози - ред.), сыгравшего важную роль в стабилизации обстановки после завершения операции по прекращению грузинской агрессии, не считает план юридическим договором".

"Соглашения о неприменении силы между Грузией и Абхазией, а также между Грузией и Южной Осетией необходимы, потому что не Россия напала на Цхинвал, а Грузия. Документы, найденные в Кодорском ущелье Абхазии после его освобождения от грузинских военных в разгар августовского кризиса, подтверждают, что Грузия готовила аналогичную акцию в Абхазии", - подчеркнул глава МИД России. Он напомнил журналистам, что Россия неоднократно предлагала Грузии подписать соглашение о неприменении силы задолго до августовского кризиса 2008 года. По словам Лаврова, "в мае 2008 года российский МИД был готов помочь сторонам в конфликте подписать этот документ". "В июне 2008 года в Санкт-Петербурге Медведев и Саакашвили договорились о разработке соглашения о неприменении силы, однако затем грузинская сторона выдвинула около десятка предварительных условий, после реализации которых пообещала подписать документ", - напомнил глава МИД России. По его словам, в числе условий грузинской стороны были требование о выводе российских миротворцев, смене руководства Южной Осетии на лояльного Тбилиси Дмитрия Санакоева и другие. "Было понятно, что они этим заниматься не хотят, а мы пытались их образумить", - сказал Лавров. Он уточнил, что контакты с грузинским руководством прекратились после приезда 10 июля 2008 года в Тбилиси госсекретаря США Кондолизы Райз.

Вечером 2 октября состоялось главное событие визита министра иностранных дел России в Абхазию. Руководителями внешнеполитических ведомств двух стран было подписано соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан двух стран. Как уточнил Сергей Лавров, соглашение предусматривает "безвизовый въезд продолжительностью до 90 дней". Он выразил надежду, что соглашение вступит в силу в скором времени.

"Соглашение имеет целью установление режима наибольшего благоприятствования для взаимных поездок граждан, укрепление договорно-правовой базы российско-абхазских отношений, создание благоприятных условий для развития и углубления гуманитарного обмена", - говорится в сообщении МИД РФ, опубликованном на официальном сайте в пятницу. В нем отмечается, что соглашение начинает временно применяться по истечении 30 дней с даты подписания и вступает в силу после ратификации обеими сторонами.

Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба считает нереалистичными и непрагматичными заявления западных политиков в отношении Абхазии. "Политика стран ЕС, США и НАТО, рассматривающих Абхазию и Южную Осетию, как часть Грузинского государства, основывается на той реальности, которой нет. Она основана на иллюзиях и не может быть реалистичной, прагматичной и долгосрочной", - заявил Шамба на пресс-конференции после переговоров с делегацией МИД РФ в пятницу. По его словам, "несостоятельность такой политики становится очевидной, и рано или поздно Запад вынужден будет пересмотреть свои позиции". "Исходя из того, что Абхазия является частью Грузии, невозможно построить сколько-нибудь прагматичную политику по отношению к этому региону, поскольку такой реальности не существует, - сказал Шамба. - Игнорируя факт существования нашей независимости, страны ЕС и Запада изолируют нас от мира, заявляя в то же время об открытости, прозрачности границ, экономической глобализации". Министр считает, что "такая политика не может быть долгосрочной".

В свою очередь Сергей Лавров отметил, что "после событий августа 2008 года в регионе произошли геополитические изменения, поскольку на карте мира появились два новых государства - Абхазия и Южная Осетия". "Это реалии, которые нужно учитывать. Другое дело, что можно проводить линию, направленную на то, чтобы заботиться о людях, о стабильности в регионе, и это выбор России. Альтернативой этому является разыгрывание все тех же самых игр с нулевым результатом - борьба за влияние, попытки вырваться вперед за счет кого-то. Мы не считаем такую политику дальновидной. Россия не создает ситуаций, ведущих к противостоянию, это не входит в планы Абхазии", - сказал российский министр. "Россия заинтересована в безопасности народа Абхазии, в развитии экономики, в решении социальных вопросов", - подчеркнул он.

По мнению Лаврова, есть "растущий экономический интерес ряда стран к сотрудничеству с Абхазией". "Мы будем только приветствовать это, понимая интерес внешних партнеров. Мы бы хотели, чтобы они сориентировались в интересах Республики Абхазия, а ее интерес в том, чтобы новая реальность уважалась, а еще лучше признавалась", - сказал российский министр.

Интересно заметить, что перед визитом Сергея Лаврова в Абхазию глава МИД Грузии Григол Вашадзе выступил со специальным заявлением, отметив, что любые договоренности между Россией и Абхазией не имеют юридической силы. "Все эти вояжи из Москвы в Сухуми являются проявлением безысходности русских, так как они отлично знают, что им придется уйти из Абхазии. Поэтому сколько бы договоренностей не подписывали, они не будут иметь никакой юридической силы",- сказал Вашадзе. Как подчеркнул министр, какие бы документы ни были подписаны Лавровым с абхазскими властями, "это не имеет никакого значения ни для нас, и ни для международного сообщества".

В субботу 3 октября делегация МИД РФ посетит древнюю столицу Абхазии город Новый Афон, где для гостей будет проведена обзорная экскурсия и посещение исторических достопримечательностей.

Комментарии экспертов

Безвизовое передвижение граждан России и Абхазии направлено на то, чтобы, с одной стороны, облегчить экономическое сотрудничество между странами. С другой стороны, это способствует развитию туризма (в чем особенно заинтересована Абхазия). 

В этом аспекте есть некое противоречие с нашими интересами на юге. Если мы говорим о южных российских регионах, о Краснодарском крае, то уже сегодня можно говорить о том, что Абхазия составляет конкуренцию российскому югу и привычным курортам региона. Эта конкуренция достигается, прежде всего, в силу более высокой экономической доступности курортов Абхазии. В условиях кризиса стоимость отдыха - это значимый фактор для многих россиян, которые именно из-за этого стремятся не отдыхать за границей, а искать более экономичные варианты отдыха внутри страны и вблизи ее пределов. 

С другой стороны, мы знаем, что туристический поток в Абхазию существовал и ранее, и безвизовое передвижение значительно упростит ситуацию для тех россиян, которые предпочитают именно этот регион для отдыха. Раньше было много проблем, в том числе на границе, и с точки зрения удобства туристов новый режим выглядит более предпочтительным.

Если говорить об отношениях между двумя странами, то Россия рассчитывает на тесное экономическое сотрудничество, и, конечно, безвизовые меры – это также политические меры, это также показатель лояльности руководства страны и Абхазии и показатель готовности к сотрудничеству с Россией. Поэтому, в этом плане договоренности о безвизовом передвижении можно расценивать именно как проявление лояльности и укрепление дружественных отношений. 

Но говорить о том, что такие шаги способствуют превращению Абхазии в какой-то российский регион, не стоит. Нужно учесть, что Абхазия (в отличие, кстати, от Южной Осетии) имеет достаточно ресурсов для собственного развития: это и аграрный сектор, и туристическая отрасль. То есть, в принципе, она сама себя может обеспечить при условии безопасности и стабильности в регионе. Поэтому я думаю, что говорить о превращении Абхазии в субъект Российской Федерации не стоит. Скорее, мы налаживаем взаимовыгодное партнёрство.

Между Россией и Абхазией всегда было безвизовое передвижение. Раньше это было безвизовое передвижение с не признаваемой нами территорией, а сейчас это безвизовое передвижение с суверенным государством, с которым мы должны заключать межгосударственные соглашения. Такого соглашения у нас не было. А теперь, так как мы признали Абхазию суверенным государством, должно быть.

Дело в том, что безвизовый режим с другими странами СНГ осуществляется в рамках общего договора. Но так как Абхазия не входит в СНГ, то нужно заключить с ними отдельное соглашение. Вот оно и заключено.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".