Статья
2369
12 октября 2023 9:18
Влияние vs вмешательство
Одной из проблемных точек в осмыслении феномена иностранного вмешательства остается разграничение смежных категорий «вмешательство» и «влияние». Схожие риски и угрозы часто описываются с использованием обоих понятий.На практике можно выделить три основных подхода к работе с этими категориями, каждый из которых предполагает различия в стратегиях адаптации к связанным с ними вызовам.
Смешение. В этом случае «влияние» и «вмешательство» используются как взаимозаменяемые и синонимичные понятия. Так, некоторые инициативы по противодействию вмешательству обосновываются необходимостью ограничить влияние иностранного государства. Например, в опубликованном в сентябре докладе Делового совета Канады по защите компаний от иностранного вмешательства отмечается, что сложившиеся подходы к борьбе с вмешательством определяет «нарратив, сложившийся на данный момент в отношении вредоносного иностранного влияния». Такой подход также свойственен различным предложениям в США по защите от вмешательства в образовательные процессы и технологический сектор.
Этот подход представляется первичной и наиболее упрощенной реакцией на новые угрозы. Широкий круг разноуровневых вызовов объединяется в одну корзину. В результате меры по защите носят либо тотальный, либо фрагментарный характер.
Нормативное разграничение. Подход предполагает разведение «влияния» и «вмешательства» на основе нормативной оценки в качестве опасного или нейтрального феномена. Влияние в этом случае описывает различные формы открытого, мягкого и, как правило, непрямого воздействия, которое не обязательно нацелено против интересов объекта и не воспринимается как деструктивное. Влияние необязательно несет в себе негативные последствия для объекта воздействия, может осуществляться открыто и в целом рассматривается как легитимная практика в международных отношениях. Вмешательство, напротив, обычно скрыто и всегда нацелено на ослабление оппонента.
Нормативное разграничение встречается чаще и предполагает более комплексный подход к проблеме. Например, в итоговом докладе Комиссии Национального собрания Франции по расследованию иностранного политического, экономического и финансового вмешательства подчеркивается, что «вмешательство носит злонамеренный, пагубный и даже преступный характер, поскольку направлено на дестабилизацию, подрыв доверия к институтам страны, размывание границ между правдой и ложью, служение интересам иностранной державы, вплоть до целенаправленных попыток что-то разрушить». При этом отмечается, что вмешательство «не следует путать с политикой влияния».
Схожая концептуализация используется в оценочном докладе Службы разведки Новой Зеландии (NSIS) «Обстановка в сфере угроз безопасности Новой Зеландии в 2023 году». В документе иностранное вмешательство определяется как действие, направленное на подрыв национальных интересов страны. Одновременно с этим подчеркивается, что «обычная дипломатическая деятельность, лоббизм и другие исконные, открытые попытки добиться влияния не рассматриваются как вмешательство».
Еще один пример концептуального разделения на основе нормативных оценок содержится в итоговом докладе Специального комитета Сената Австралии по иностранному вмешательству посредством социальных медиа. В нем подчеркивается, что иностранное вмешательство «носит характер принуждения, скрытности, введения в заблуждение или коррупции, и противоречит государственному суверенитету, ценностям и национальным интересам». В противовес этому иностранное влияние представляет собой «открыто осуществляемую деятельность, направленную на достижение конкретных результатов или формирование подходов к вопросам, имеющим важность для иностранных акторов». Отмечается, что «когда эта деятельность осуществляется открытым и прозрачным способом, она может внести позитивный вклад в общественную дискуссию».
В случае использования этого подхода, проводится четкое разделение безвредных и деструктивных типов воздействия иностранных государств. Механизмы защиты разрабатываются только в отношении вмешательства, а каналы для влияния остаются открытыми.
Дифференциация угроз. «Влияние» и «вмешательство» рассматриваются как угрозы, однако различного уровня и степени значимости. При этом подходе влияние трактуется как потенциально опасный тип иностранного воздействия, требующий отдельного регулирования и контроля, В особенности это касается особо чувствительных сфер, таких как электоральные и иные политические процессы, исследования в сфере безопасности, стратегическая инфраструктура и т.д.
Вмешательство же рассматривается как предпринятая попытка деструктивного воздействия, требующая ответных мер и соответствующих механизмов защиты. При этом вмешательство может концептуализироваться как более опасная форма влияния, имеющая конкретную форму и цели.
Так, в марте 2021 года Национальная разведка США опубликовала «Доклад об иностранных угрозах в выборы 2020». В документе дается определение «иностранного влияния» на выборы и «иностранного вмешательства» как его подвида. Влияние определяется как «явные и скрытые действия иностранных правительств (или действующих от их имени субъектов) с тем, чтобы прямо или косвенно оказать влияние на выборы, воздействуя на кандидатов, партии, избирателей и их предпочтения или сам политический процесс». Вмешательство называется «подвидом связанных с влиянием на выборы активностей, нацеленных на технические аспекты выборов, включая регистрацию избирателей, процесс голосования, подсчет результатов и обнародование результатов».
Дифференциация угроз позволяет использовать гибкие подходы к разработке ответных мер и масштабированию ограничений. Часть внешних воздействий может маркироваться как потенциально опасные, однако их каналы не перекрываются, а лишь подвергаются дополнительным проверкам и контролю. В отношении других устанавливаются запреты и ведется активная работа по противодействию.
Так, в принятом в июле в Великобритании Акте о национальной безопасности вводится уголовная ответственность за иностранное вмешательство и схема регистрации иностранного влияния (Foreign Influence Registration Scheme, FIRS). В случае вмешательства ответственность наступает в результате конкретных действий, а в контексте влияния правовые последствия могут наступить только при нарушении установленного режима контроля. Другими словами, вмешиваться нельзя, а влиять можно только в рамках установленных правил. Попытки их нарушить криминализируются и рассматриваются как скрытая деятельность в интересах иностранных государств.
Российский подход можно описать как смешение с элементами дифференциации. Недопущение вмешательства во внутренние дела зафиксировано на уровне Конституции (Статья 79.1), однако в российском законодательстве отсутствует понятие «иностранное вмешательство». Дается только косвенное понимание вмешательства через определение политической деятельности и ее возможных форм в Федеральном законе «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14 июля 2022 г. В результате правовые механизмы защиты направлены против широкого круга внешних воздействий, ассоциируемых с вмешательством, без их четкого разграничения по степени значимости угроз.
Вместе с тем, сложившийся институт по контролю за деятельностью лиц под иностранным влиянием указывает на движение в сторону дифференциации связанных с влиянием и вмешательством угроз. Иностранное влияние подвергается контролю и ограничениям, однако ответственность наступает только в случае нарушения установленных границ. Таким образом к вмешательству может быть потенциально отнесено иностранное воздействие, которое выходит за рамки допустимых форм влияния. Например, попытки повлиять на политические процессы.
Даниил Пареньков, эксперт Центра политической конъюнктуры
11 ноября 2024
Новости
Исход депутатов-иноагентов
В России 10 ноября истек 180-дневный срок,
установленный федеральным законом от 15 мая о запрете иностранным агентам занимать выборные должности. Кого из депутатов-иноагентов уже лишили полномочий и чего ждать дальше — в нашем материале.
8 ноября 2024
Новости
Рейтинги власти и партий выросли
Уровень одобрения россиянами работы властных
структур вырос, свидетельствуют результаты еженедельного опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» с 1 по 3 ноября.
11 ноября 2024
Анонс
Досрочное прекращение полномочий депутатов-иноагентов
11 ноября в России вступит в силу закон,
согласно которому полномочия иноагентов в органах власти прекратят досрочно.