Статья
858 22 декабря 2011 9:58

Внешнеполитическая презентация

Середина декабря 2011 года ознаменовалась резкой активизацией предвыборной кампании Владимира Путина в информационном поле. 15 декабря председатель правительства и кандидат на пост президента от «Единой России» принял участие в телевизионной программе «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». Она транслировалась пулом правительственных СМИ - телеканалами «Россия 1», «Россия 24» и «РТР-Планета», а также радиостанциями «Маяк», «Вести FM» и «Радио России».

Внешнеполитический смысл предвыборного эфира Путина сводится к тому, что он не намерен ухудшать отношения с Евро-Атлантикой, но при необходимости готов следовать в диалоге с ней твёрдой линией. Премьер дал понять, что заинтересован в выстраивании партнерских связей с США, но при этом он не допустит, чтобы Россия оказалась вассалом Вашингтона. Такая позиция стала продолжением уже отработанного внешнеполитического реноме Путина. Оно сводится к обозначению готовности к решительным действиям при защите национальных интересов России и отказу от откровенного заискивания перед США и их союзниками. Причем при необходимости Путин готов пойти на охлаждение отношений. Правда реализовываться такой подход будет не как реальная, а как сугубо имитационная инициатива.

У имитации жесткого разговора с Западом есть только одна внутриполитическая цель – консолидация вокруг Путина державного электората. Политтехнологи и имиджмейкеры премьера считают, что за счет перманентного обозначения решительного настроя к США и их союзникам Путин собирает вокруг себя голоса тех групп избирателей, которым интересна внешняя и оборонная политика. А среди них по традиции доминируют сторонники «великой России», скептически относящиеся к Западу. Кроме того, консолидация державников осуществляется и опосредованно. Постоянное упоминание о внешней угрозе, попытках США осуществить в РФ «оранжевую революцию» должны порождать у патриотического электората резкое неприятие ко всем политическим силам за исключением премьера. Сам же Путин при этом выступает в качестве защитника не только национальных интересов, но и её суверенитета, особенно перед лицом угрозы со стороны «вездесущего Запада».

В реальности идти на обострение отношений с Евро-Атлантикой Кремль не намерен. Такое предположение вытекает из логики его внешнеэкономического курса. Москва ещё с советских времен стабильно экспортирует нефть и газ в страны Европы. После 1991 года потоки энергоресурсов в западном направлении только возросли. В случае реального охлаждения между РФ и США Белый дом сделает всё возможное, чтобы перекрыть Кремлю его углеводородный «кислород». Тем более, что необходимая технологическая база по «голубому топливу» в настоящее время уже есть. Вашингтон наращивает экспорт  газа в страны ЕС. Причем пока продается «голубое топливо», купленное у других производителей. В случае острой необходимости США способны использовать свои запасы сланцевого газа. Учитывая тот факт, что Америка рассчитывает начать разработку сланцевых месторождений в странах Восточной Европы (в частности, в Польше), уже в среднесрочной перспективе она вполне сможет перекрыть российский экспорт. С нефтью дела обстоят сложней, но и здесь существуют варианты. Например, максимальное использование нефтяных запасов вассального Ирака для нужд Евросоюза. Закрытие трубы будет означать для РФ прекращение стабильного потока финансовых средств. А вместе с ним возникнуть проблемы с формированием бюджета. Наладить канал экспорта энергетического сырья в страны АТР, сопоставимый с западной магистралью Россия пока не может.

Против конфронтации с США и их союзниками играют и интересы бизнеса, близкого к Кремлю. Ряд влиятельных российских предпринимателей имеют далеко идущие планы по Соединенным Штатам и Канаде. У них налажены прочные контакты с американскими элитами, причем с политиками и бизнесменами первого эшелона. Естественно, что они не будут испытывать воодушевления от разрыва полноценного взаимодействия с Соединенными Штатами.

Максим МИНАЕВ, Центр политической конъюнктуры

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".