«Восьмерка» в Довиле
Ливийский лидер Муамар Каддафи потерял свое право руководить этой страной и должен уйти, говорится в совместном заявлении лидеров «большой восьмерки», принятой в пятницу по итогам саммита в Довиле.
«Каддафи и ливийское правительство не сумело выполнить свой долг по защите ливийского населении и потеряло свою легитимность. У него нет будущего в свободной, демократической Ливии. Он должен уйти», - говорится в документе.
Лидеры G8 также потребовали от Триполи немедленного прекращения огня и использования силы против гражданского населения Ливии.
«Мы подчеркиваем необходимость привлечения к ответственности виновных в нападениях на гражданских лиц», - отмечается в заявлении.
В документе также приветствуется работа Международного уголовного суда (МУС) по Ливии.
Кроме того, члены «большой восьмерки» заявили о «центральной роли спецпосланника генсека ООН по Ливии Абдельилаха аль-Хатыба в поиске всеобъемлющего и долговременного политического решения ситуации в Ливии, основанном на легитимных требованиях ливийского народа».
Вместе с тем, в документе отмечается и роль других организаций, в том числе Лиги арабских государств и Африканского союза.
«Мы признаем инициативы, предпринятые членами Контактной группы по Ливии», - заявили главы «восьмерки».
«Мы приветствуем "дорожную карту по Ливии", предложенную Национальным переходным советом, считаем ее важным вкладом в процесс передачи власти, который должен проводиться самими ливийцами», - пишут авторы документа.
Российская сторона одобрила декларацию G8 по Ливии.
Позиция России по Ливии, в том числе по действиям международной коалиции, полностью нашла отражение в итоговой декларации саммита «восьмерки» в Довиле, заявил журналистам замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
«Это получился один из наиболее насыщенных политических документов за последнее время. Текст декларации полностью отражает наш подход по Ливии», - подчеркнул Рябков.
По его словам, «России удалось твердо провести свою линию, которая сводится к тому, что, продолжая проводить курс на полную и не содержащую никаких отклонений реализацию резолюций 1970 и 1973, мы считаем, что в действиях международной коалиции в Ливии есть существенные изъяны, требующие корректировки», - сказал замглавы МИД РФ.
Дипломат отметил, что Россия осуществляет посредничество для урегулирования ситуации в Ливии. РФ «активно занимается этим процессом», сказал он.
По его дипломата, «мы принимаем к сведению то, чем занимается контактная группа по Ливии, но наша задача - найти такую формулировку, при которой для обеих сторон оказалось бы приемлемым срочное прекращение огня, что в свою очередь открыло бы дорогу к прекращению вооруженной операции коалиционных сил в Ливии».
Рябков также прокомментировал предложение США стать посредником между Америкой и Муаммаром Каддафи, чтобы убедить ливийского лидера уйти в отставку. Москва готова поддержать уход Муаммара Каддафи, если это поможет найти развязки для урегулирования ситуации в Ливии, заявил заглавы российского МИДа.
«Мы считаем, что Каддафи лишил сам себя легитимности и нужно помочь ему уйти. Если уважительный тон, которого придерживается Россия в диалоге с ливийским правительством, поможет принятию этого решения, это станет нашим серьезным вкладом в урегулирование чрезвычайно взрывоопасной ситуации для этой страны и региона», - сказал дипломат.
По мнению Рябкова, «нужно найти формулу, при которой Каддафи оставил бы тот пост, который он занимает, и этот шаг помог бы найти развязки по другим вопросам».
Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев поддержал отказ России от публичного ответа на предложение подключиться к переговорам по Ливии.
«Равно неправильным было бы дать как положительный, так и отрицательный ответ на это предложение», - сказал Косачев журналистам.
В то же время он подчеркнул, что такая позиция Москвы означает, что она «не самоустраняется от этого процесса, но и не должна возглавить его, поскольку он развивался не по нашим сценариям».
«Сейчас для России самым правильным была бы не публичная, а тихая челночная дипломатия, так как, в отличие от других членов "большой восьмерки" у нас остались каналы коммуникации и в Триполи, и в Бенгази», - подчеркнул российский парламентарий.
Он также отметил, что такое предложение «читается как признание того, что Россия была более дальновидной, чем другие страны "большой восьмерки" в отношении предвидения развития ситуации в Ливии».
Второй день саммита «большой восьмерки» начался во французском Довиле. Российский президент на полях саммита проведет встречи с с премьер-министром Японии Наото Каном и канцлером Германии Ангелой Меркель. Ожидается также, что «восьмерка» сделает заявление по поводу ареста накануне в Сербии бывшего лидера боснийских сербов Ратко Младича.
Начиная встречу с Меркель, Медведев сказал: «Доброе утро всем. Еще очень рано делать какие-либо заявления. Но хочу сказать, что очень рад нашей встрече. Для нас Германия - наш традиционный партнер по всем направлениям. Надеюсь, что сегодня обменяемся мнениями о двусторонних отношениях и по тем вопросам, которые рассматриваются на "восьмерке"».
Со своей стороны, федеральный канцлер Германии отметила, что российско-германские контакты носят постоянный характер и оказывают позитивное влияние на решение проблем. Она выразила надежду, что эта встреча послужит очередным вкладом в развитие двусторонних отношений.
Будет также затронута тема партнерства между Россией и НАТО с учетом планов по созданию европейской ПРО.
Напомним, в четверг, в первый день саммита, состоялась двусторонняя встреча президента России Дмитрия Медведева и президента США Барака Обамы. Российский лидер также провел переговоры с президентом Франции Николя Саркози и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном.
Саммит в Довиле продлится два дня, в течение которых лидеры наиболее развитых держав рассмотрят вопросы, связанные с укреплением мер безопасности ядерных объектов в свете недавних событий в Японии, ситуацией в Ливии, ближневосточным урегулированием, региональной безопасностью и борьбой с наркотрафиком.
В повестке дня саммита «большой восьмерки» значатся также и экономические вопросы, прежде всего, макроэкономическая ситуация в целом, состояние дел в еврозоне, политика США по снижению бюджетного дефицита и ряд других тем. Их обсуждение будет проходить в неформальном общении без принятия каких-либо заявлений и решений.
Впервые лидеры стран «группы восьми» рассмотрят вопросы, связанные с Интернетом. Как ожидается, они заявят о недопустимости ограничений на информацию и знания во Всемирной сети, выступят в поддержку сбалансированности интересов правообладателей и потребителей информации и услуг, распространяемых через Интернет, а также выскажутся за усиление борьбы с триадой угроз криминального, террористического и военного характера, которые посредством Интернета не ослабевают, а, наоборот, усиливаются.
Самое главное - надо посмотреть в какой мере продавливание России будет осуществляться. Потому что сейчас для европейцев и американцев важный момент, когда они могут это продавливание осуществлять, учитывая наступление предвыборного года.
При этом я не уверен, что будет что-то высказано на этом форуме. По моим ощущениям, скорее Медведев может дождаться «двадцатки». Именно там следует ожидать каких-либо изменений в обозначенной области.
России интересен целый ряд направлений, обозначенных в повестке дня «большой восьмерки». Здесь нужно учитывать продолжающуюся дискуссию по вопросу реформирования международных валютно-финансовых институтов, регулирующих их возможности в целях предотвращения появления предпосылок к новым экономическим кризисам.
Мне кажется, здесь очень важна была речь бывшего главы МВФ Стросса-Кана, который покинул свой пост в апреле этого года. Как раз в своем программном выступлении он затронул тему роли отдельных государств и их достаточно свободной финансовой политики в деле расшатывания мировой экономической системы. Эта тема интересна России в контексте поддержки французско-германской платформы, которую Париж и Берлин уже не первый год пытаются продвигать на площадке группы G8 и G20.
Эта тема не утратит актуальности, потому что окончательного согласования сценария реформирования главами финансовых институтов не принято. Одна платформа - американская, которая ориентирована на свободную финансовую политику и активное использование финансовых ресурсов, активацию спроса. И второй подход ориентирован на более жесткую финансовую политику и режим финансовой экономии с целью предотвращения любых сдвигов в финансовой системе, которые чреваты кризисом - это как раз вторая платформа поддерживается Францией и Германией. Я думаю, что Москва здесь будет солидарна с ними.
Что касается темы ядерной безопасности, то это тема во многом американская. В текущем в Вашингтоне был проведен саммит по ядерной безопасности, и эта идея активно развивается администрацией Обамы. Здесь у России могут быть свои предложения, но они во многом будут дополнять идеи США. Однако здесь подход Москвы интересен тем, что у нее также есть свое видение по данному вопросу.
И третий сегмент - это реагирование ведущих мировых держав на нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке и Северной Африке. Здесь как раз у Москвы есть, что заявить своим партнерам. Если практически все страны «большой восьмерки» относительно солидарны по теме вмешательства в тот же ливийский кризис и поддержки других революций - Тунисе, Египте ,в Йемене, массовых волнений в Сирии, то Москва будет занимать принципиально другую позицию. Она будет в меньшинстве. И как раз по этой теме, вероятно, избежать противоречий не удастся.
Москва сейчас, особенно после выступления Медведева в «Сколково» заявила о намерении изменить свой подход. И уже понятно, что, по всей видимости, Москва не будет поддерживать резолюцию по Сирии. И в свете этого, конечно, здесь вероятны расхождения.
Другое дело, насколько они чреваты реальным кризисом или охлаждением отношений с другими государствами. На мой взгляд, здесь вероятность есть, но она не высокая. В любом случае Москва не откажется от своих союзнических отношений с Францией и Германией, потому что здесь очень большие завязаны ресурсы на двусторонних контактах. Реализуются крупные проекты, в том числе Южный и Северный поток.
Я думаю, что здесь Москва не пойдет на откровенный разрыв, ей проще будет заявить позицию, но не обострять двусторонние противоречия, и оставить, в том числе и ливийскую проблему, в том виде, в которым она есть.
Здесь надо также отметить, что с той же Францией у нас есть и военно-технические связи. Они касаются приобретения авианосцев Мистраль и целого ряда перспективных проектов, которые также подразумевают активное привлечение высоких военных технологий. Это и позволяет говорить, что Москва на обострение отношений не пойдет.
Я не жду каких-то прорывов, потому что атомная энергетика после «Фукусимы» будет долго находиться в глубоком кризисе, что бы ни говорили ее оппоненты, которые, конечно, хотят строить атомные станции, пренебрегая тем огромным риском, который за этим стоит.
То есть, объявить - да. Но более практические меры будут, скорее всего, обсуждаться в рамках МАГАТЭ в профильных органах.