Статья
2779 27 мая 2011 15:20

«Восьмерка» в Довиле

Ливийский лидер Муамар Каддафи потерял свое право руководить этой страной и должен уйти, говорится в совместном заявлении лидеров «большой восьмерки», принятой в пятницу по итогам саммита в Довиле. 

«Каддафи и ливийское правительство не сумело выполнить свой долг по защите ливийского населении и потеряло свою легитимность. У него нет будущего в свободной, демократической Ливии. Он должен уйти», - говорится в документе. 

Лидеры G8 также потребовали от Триполи немедленного прекращения огня и использования силы против гражданского населения Ливии. 

«Мы подчеркиваем необходимость привлечения к ответственности виновных в нападениях на гражданских лиц», - отмечается в заявлении. 

В документе также приветствуется работа Международного уголовного суда (МУС) по Ливии. 

Кроме того, члены «большой восьмерки» заявили о «центральной роли спецпосланника генсека ООН по Ливии Абдельилаха аль-Хатыба в поиске всеобъемлющего и долговременного политического решения ситуации в Ливии, основанном на легитимных требованиях ливийского народа». 

Вместе с тем, в документе отмечается и роль других организаций, в том числе Лиги арабских государств и Африканского союза. 

«Мы признаем инициативы, предпринятые членами Контактной группы по Ливии», - заявили главы «восьмерки». 

«Мы приветствуем "дорожную карту по Ливии", предложенную Национальным переходным советом, считаем ее важным вкладом в процесс передачи власти, который должен проводиться самими ливийцами», - пишут авторы документа. 

Российская сторона одобрила декларацию G8 по Ливии.  

Позиция России по Ливии, в том числе по действиям международной коалиции, полностью нашла отражение в итоговой декларации саммита «восьмерки» в Довиле, заявил журналистам замглавы МИД РФ Сергей Рябков. 

«Это получился один из наиболее насыщенных политических документов за последнее время. Текст декларации полностью отражает наш подход по Ливии», - подчеркнул Рябков. 

По его словам, «России удалось твердо провести свою линию, которая сводится к тому, что, продолжая проводить курс на полную и не содержащую никаких отклонений реализацию резолюций 1970 и 1973, мы считаем, что в действиях международной коалиции в Ливии есть существенные изъяны, требующие корректировки», - сказал замглавы МИД РФ. 

Дипломат отметил, что Россия осуществляет посредничество для урегулирования ситуации в Ливии. РФ «активно занимается этим процессом», сказал он. 

По его дипломата, «мы принимаем к сведению то, чем занимается контактная группа по Ливии, но наша задача - найти такую формулировку, при которой для обеих сторон оказалось бы приемлемым срочное прекращение огня, что в свою очередь открыло бы дорогу к прекращению вооруженной операции коалиционных сил в Ливии». 

Рябков также прокомментировал предложение США стать посредником между Америкой и Муаммаром Каддафи, чтобы убедить ливийского лидера уйти в отставку. Москва готова поддержать уход Муаммара Каддафи, если это поможет найти развязки для урегулирования ситуации в Ливии, заявил заглавы российского МИДа.

«Мы считаем, что Каддафи лишил сам себя легитимности и нужно помочь ему уйти. Если уважительный тон, которого придерживается Россия в диалоге с ливийским правительством, поможет принятию этого решения, это станет нашим серьезным вкладом в урегулирование чрезвычайно взрывоопасной ситуации для этой страны и региона», - сказал дипломат.

По мнению Рябкова, «нужно найти формулу, при которой Каддафи оставил бы тот пост, который он занимает, и этот шаг помог бы найти развязки по другим вопросам».  

Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев поддержал отказ России от публичного ответа на предложение подключиться к переговорам по Ливии. 

«Равно неправильным было бы дать как положительный, так и отрицательный ответ на это предложение», - сказал Косачев журналистам. 

В то же время он подчеркнул, что такая позиция Москвы означает, что она «не самоустраняется от этого процесса, но и не должна возглавить его, поскольку он развивался не по нашим сценариям». 

«Сейчас для России самым правильным была бы не публичная, а тихая челночная дипломатия, так как, в отличие от других членов "большой восьмерки" у нас остались каналы коммуникации и в Триполи, и в Бенгази», - подчеркнул российский парламентарий. 

Он также отметил, что такое предложение «читается как признание того, что Россия была более дальновидной, чем другие страны "большой восьмерки" в отношении предвидения развития ситуации в Ливии».  

Второй день саммита «большой восьмерки» начался во французском Довиле. Российский президент на полях саммита проведет встречи с с премьер-министром Японии Наото Каном и  канцлером Германии Ангелой Меркель.  Ожидается также, что «восьмерка» сделает заявление по поводу ареста накануне в Сербии бывшего лидера боснийских сербов Ратко Младича. 

В беседе с Наотом Каном российская сторона не намерена инициативно поднимать тему Курильских островов.
 
«Тему Курил обсуждать не планируем», - сообщил журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько.
 
По его словам, ожидается, что Медведев и Кан уделят особое внимание теме преодоления последствий природно-техногенной катастрофы, вызванной произошедшими 11 марта в Японии мощным землетрясением и цунами, передает «Интерфакс».
 
«Важная тема, которую предстоит рассмотреть в ходе встречи - продолжение взаимодействия в ликвидации последствий аварии на АЭС "Фукусима-1". Россия готова делиться с японскими партнерами имеющимся у нас опытом и научно-техническими наработками в этой области», - заявил представитель Кремля.
 
Он подчеркнул, что российская сторона «готова к плотному взаимодействию с Японией в сфере обеспечения безопасности ядерной энергетики как на двусторонней, так и многосторонней основе, в том числе в рамках МАГАТЭ».
 
«Мы также настроены на серьезную совместную работу в рамках двустороннего межправсоглашения о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии. Рассчитываем на его ратификацию Японией в ближайшее время», - заявил помощник президента РФ.
 
Он отметил, что совместные усилия наших стран по преодолению последствий природно-техногенной катастрофы создают возможности для придания дополнительной динамики двусторонним связям.
 
По мнению представителя Кремля, у России и Японии есть перспективы взаимодействия в области энергетики, включая увеличение поставок российских энергоносителей в Японию и участие японского бизнеса в реализации крупных долгосрочных проектов в Восточной Сибири и Дальнем Востоке.
 
Ожидается, что на встрече также будет затронута проблематика расширения и диверсификации взаимной торговли, продвижения сотрудничества в области модернизации и инновационного развития российской экономики.
 
Как сообщил Приходько, ожидается, что лидеры обменяются мнениями по актуальным вопросам региональной повестки дня, в частности, по ситуации на Корейском полуострове. 
 
На встрече лидеров России и Германии ожидается обсуждение подготовки к российско-германским межгосударственным консультациям на высшем уровне, а также экономической ситуации в Евросоюзе. 
 

Начиная встречу с Меркель, Медведев сказал: «Доброе утро всем. Еще очень рано делать какие-либо заявления. Но хочу сказать, что очень рад нашей встрече. Для нас Германия - наш традиционный партнер по всем направлениям. Надеюсь, что сегодня обменяемся мнениями о двусторонних отношениях и по тем вопросам, которые рассматриваются на "восьмерке"».

Со своей стороны, федеральный канцлер Германии отметила, что российско-германские контакты носят постоянный характер и оказывают позитивное влияние на решение проблем. Она выразила надежду, что эта встреча послужит очередным вкладом в развитие двусторонних отношений.  

Как сообщил ранее журналистам Сергей Приходько, очередные межгосконсультации РФ-Германия запланированы на июль в Ганновере. Он также напомнил, что Медведев пригласил канцлера Германии в качестве главного гостя этой осенью в Ярославль на Третий Мировой политический форум.
 
По словам помощника президента, Медведев и Меркель на первой в этом году встрече «сверят часы» по двустороннему сотрудничеству, в частности, в свете стартовавшего 23 мая «Российско-Германского года образования, науки и инноваций».
 
Как сообщил представитель Кремля, лидеры двух стран будут говорить о налаживании тесного энергетического сотрудничества и обсудят перспективы контактов в ряде высокотехнологичных отраслей. «Нам будет интересно услышать оценки канцлером экономической ситуации в Европе и в самой Германии», - добавил он.
 
На внешнеполитическом треке, отметил Приходько, особое внимание лидеров России и Германии будет уделено текущей ситуации на Ближнем востоке и в Северной Африке. Он напомнил, что по ситуации в Ливии Германия занимает самую последовательную позицию: Ангела Меркель ни разу не встречалась с Муаммаром Каддафи, не ездила в Ливию и не принимала его представителей.
 
В преддверии июньского саммита Россия - ЕС в Нижнем Новгороде Медведев и Меркель обменяются мнениями по вопросам формирования обновленной архитектуры евробезопасности и развитию стратегического партнерства РФ и Евросоюза. Речь пойдет о выдвинутых российской стороной инициативах о переходе к безвизовому режиму поездок между Россией с ЕС, о сотрудничестве в рамках «Партнерства для модернизации», состоянии европейского взаимодействия в сфере энергетики.
 

Будет также затронута тема партнерства между Россией и НАТО с учетом планов по созданию европейской ПРО.  

Напомним, в четверг, в первый день саммита, состоялась двусторонняя встреча президента России Дмитрия Медведева и президента США Барака Обамы. Российский лидер также провел переговоры с президентом Франции Николя Саркози и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном.

Саммит в Довиле продлится два дня, в течение которых лидеры наиболее развитых держав рассмотрят вопросы, связанные с укреплением мер безопасности ядерных объектов в свете недавних событий в Японии, ситуацией в Ливии, ближневосточным урегулированием, региональной безопасностью и борьбой с наркотрафиком.

В повестке дня саммита «большой восьмерки» значатся также и экономические вопросы, прежде всего, макроэкономическая ситуация в целом, состояние дел в еврозоне, политика США по снижению бюджетного дефицита и ряд других тем. Их обсуждение будет проходить в неформальном общении без принятия каких-либо заявлений и решений.

Впервые лидеры стран «группы восьми» рассмотрят вопросы, связанные с Интернетом. Как ожидается, они заявят о недопустимости ограничений на информацию и знания во Всемирной сети, выступят в поддержку сбалансированности интересов правообладателей и потребителей информации и услуг, распространяемых через Интернет, а также выскажутся за усиление борьбы с триадой угроз криминального, террористического и военного характера, которые посредством Интернета не ослабевают, а, наоборот, усиливаются. 

Комментарии экспертов
Проблемы какие-то возникнут неизбежно между Россией и Европой в связи с ближневосточной проблематикой. Хотя здесь есть непонимание и с Америкой. Потому что Россия уже дала понять, что не будет в дальнейшем поддерживать такие агрессивные действия, тем более, после этой бомбежки Триполи, самой тяжелой.
 
На саммите Россия представит свою позицию. Конечно, здесь позиция России будет отличаться от других стран, хотя я не исключаю, что она найдет поддержку у Германии, например. Но возникнет раскол между странами - по Ливии  во всяком случае. 
 
Это может дать определенную напряженность, потому что страны «большой восьмерки» будут искать консенсуса. Странно, что они еще не подключились к ближневосточной проблеме и это происходит только сейчас. 
 
Но я думаю, что в преддверии этого раскола Россия будет искать все возможные  другие точки сближения с Америкой. Очевидно, что по вопросу Израиля Медведев поддержит Обаму. Скорее  всего, будет найдено понимание относительно возвращения к границам 67 года в израильско-палестинском противостоянии.  
 
И по борьбе с терроризмом, по вопросу необходимости противодействия террористическим организациям, позиции будут максимально сближаться. Но все это не исключает, конечно, особую позицию России по Сирии и по Ливии. Тут мы не отступим, но будем искать какие-то иные возможности нахождения общего языка.  

Самое главное - надо посмотреть в какой мере продавливание России будет осуществляться. Потому что сейчас для европейцев и американцев важный момент, когда они могут это продавливание осуществлять, учитывая наступление предвыборного года.  

Сможет ли Россия продвинуть свою концепцию по авторским  правам в Интернете на площадке «большой  восьмерки», зависит от того, насколько Медведев будет готов выступать с решительными инициативами. У него есть предложения, которые изучала вся его команда. Я знаю, что много людей принимали участие в разработке этих предложений. Есть достаточно радикальные предложения, в том числе, по авторским правам. 
 
Но сам опыт работы по президентским поручениям, по итогам встречи показывает, что если какие-то резкие замечания сделаны, или какие-то шаги или инициативы провозглашены, это не значит, что это произойдет на самом деле. Потому что вся российская государственная машина настроена гораздо более консервативно, чем лидеры стран «восьмерки». 
 
Однако близость позиций есть. Она состоит в том, что мы сейчас, скорее, ближе к Европе, чем к Китаю в области регулирования Интернета, и хочется надеяться, что так и дальше будет. 
 

При этом я не уверен, что будет что-то высказано на этом форуме. По моим ощущениям, скорее Медведев может дождаться «двадцатки». Именно там следует ожидать каких-либо изменений в обозначенной области. 

России интересен целый ряд направлений, обозначенных в повестке дня «большой восьмерки». Здесь нужно учитывать продолжающуюся дискуссию по вопросу реформирования международных валютно-финансовых институтов, регулирующих их возможности в целях предотвращения появления предпосылок к новым экономическим кризисам.

Мне кажется, здесь очень важна была речь бывшего главы МВФ Стросса-Кана, который покинул свой пост в апреле этого года. Как раз в своем программном выступлении он затронул тему роли отдельных государств и их достаточно свободной финансовой политики в деле расшатывания мировой экономической системы. Эта тема интересна России в контексте поддержки французско-германской платформы, которую Париж и Берлин уже не первый год пытаются продвигать на площадке группы G8 и G20.

Эта тема не утратит актуальности, потому что окончательного согласования сценария реформирования главами финансовых институтов не принято. Одна платформа - американская, которая ориентирована на свободную финансовую политику и активное использование финансовых ресурсов, активацию спроса. И второй подход ориентирован на более жесткую финансовую политику и режим финансовой экономии с целью предотвращения любых сдвигов в финансовой системе, которые чреваты кризисом - это как раз вторая платформа поддерживается Францией и Германией. Я думаю, что Москва здесь будет солидарна с ними.

Что касается темы ядерной безопасности, то это тема во многом американская. В текущем в Вашингтоне был проведен саммит по ядерной безопасности, и эта идея активно развивается администрацией Обамы. Здесь у России могут быть свои предложения, но они во многом будут дополнять идеи США. Однако здесь подход Москвы интересен тем, что у нее также есть свое видение по данному вопросу.

И третий сегмент - это реагирование ведущих мировых держав на нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке и Северной Африке. Здесь как раз у Москвы есть, что заявить своим партнерам. Если практически все страны «большой восьмерки» относительно солидарны по теме вмешательства в тот же ливийский кризис и поддержки других революций - Тунисе, Египте ,в Йемене, массовых волнений в Сирии, то Москва будет занимать принципиально другую позицию. Она будет в меньшинстве. И как раз по этой теме, вероятно, избежать противоречий не удастся.

Москва сейчас, особенно после выступления Медведева в «Сколково» заявила о намерении изменить свой подход. И уже понятно, что, по всей видимости, Москва не будет поддерживать резолюцию по Сирии. И в свете этого, конечно, здесь вероятны расхождения.

Другое дело, насколько они чреваты реальным кризисом или охлаждением отношений с другими государствами. На мой взгляд, здесь вероятность есть, но она не высокая. В любом случае Москва не откажется от своих союзнических отношений с Францией и Германией, потому что здесь очень большие завязаны ресурсы на двусторонних контактах. Реализуются крупные проекты, в том числе Южный и Северный поток.

Я думаю, что здесь Москва не пойдет на откровенный разрыв, ей проще будет заявить позицию, но не обострять двусторонние противоречия, и оставить, в том числе и ливийскую проблему, в том виде, в которым она есть.

Здесь надо также отметить, что с той же Францией у нас есть и военно-технические связи. Они касаются приобретения авианосцев Мистраль и целого ряда перспективных проектов, которые также подразумевают активное привлечение высоких военных технологий. Это и позволяет говорить, что Москва на обострение отношений не пойдет.
 

Постчернобыльский синдром очень сильно повлиял на развитие атомной энергетики, это было практически прекращение строительства  атомных электрических станций во многих странах. Если бы не было Чернобыля, то в 2000 году было бы не 444 АЭС в мире, а больше 2000 АЭС. 
 
Дальше события развивались таким образом. В 2005 году атомщики заявили, что пора забыть Чернобыль и надо перейти к атомному ренессансу. Атомщики всех стран стали очень активно возвращаться к дочернобыльским темпам развития отрасли. 
 
Но тут случилась «Фукусима», и сейчас разговоры об атомном ренессансе вроде бы снова затихли. Я думаю, что это первый результат «Фукусимы». 
 
«Фукусима» показала, что Чернобыль был не случаен, что в атомной отрасли (об этом давно говорят зеленые и им не верят) в принципе нельзя достигнуть приемлемой безопасности. Сейчас, конечно, будут предприняты большие усилия, чтобы все проекты пересмотреть, усилить меры безопасности – клапаны, системы охлаждения, турбины, дополнительные дизели. Это все будет сделано. И это повысит стоимость атомных станций. Они и так дороже, чем обычное электричество, а сейчас станут еще больше дорожать. 
 
К развитию атомной  энергетики я со скепсисом отношусь и отрицательно. И я думаю, что оно столкнется сейчас с очень серьезными трудностями.
 
Что касается саммита, что предложит Россия на саммите по ядерной безопасности более или менее понятно. Это будет, конечно, разговор о том, что надо переходить к реакторам на быстрых нейтронах, которые позволяют сжигать плутоний, и вроде бы снимается ограничение по урану. 
 
Россия, конечно, будет говорить, что у нее прекрасный опыт эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах. Это абсолютная неправда, потому что у нас, действительно, есть опыт эксплуатации, в основном, на беловежской атомной станции БН-600. Но там было очень много радиационных инцидентов, и выбросы сильные идут, и территория кругом загрязнена. По западным меркам этот реактор бы давно закрыли. Западные страны тоже пытались развивать реактор на быстрых нейтронах, но давно закрыли. 
 
Я думаю, что этот призыв к новому типу реакторов  на быстрых нейтронах обязательно будет завтра сказан. 
 
Завтра наверняка  будет сказано и другое, что атомная энергетика России находится в выгодном состоянии, потому что она усвоила уроки Чернобыля, вроде бы делать ничего не надо. Я считаю это просто плевком в лицо общественного мнения.  
 
Хочу напомнить, что Путин подписал соглашение о строительстве белорусской атомной станции на следующей день после «Фукусимы». Получается, мы сказали - «Фукусима» нам не важна, мы учли все, что надо  после Чернобыля,  и наши реакторы самые безопасные в мире. Но это также далеко от правды, как день от ночи! 
 
Так что я не думаю, что завтра будут какие-то прорывные технологии. Завтра лидеры «восьмерки» будут говорить о том, что необходимо продолжить проверку существующих атомных станций, что надо выводить стареющие атомные станции и так далее.
 

Я не жду каких-то прорывов, потому что атомная энергетика после «Фукусимы» будет долго находиться в глубоком кризисе, что бы ни говорили ее оппоненты, которые, конечно, хотят строить атомные станции, пренебрегая тем огромным риском, который за этим стоит. 

Сама по себе встреча «большой восьмерки» особого внимания, на мой взгляд, не заслуживает. «Большая восьмерка» соскальзывала вниз по шкале влияния на международные события, а в последние два-три года этот процесс резко ускорился. Как только появилась «большая двадцатка», в рамках которой Соединенные Штаты, Китай и Германия (пожалуй, три этих страны) могут обсуждать наиболее важные вопросы экономической стабильности, оказалось, что роль «большой восьмерки» как форума оказалась под очень большим вопросом.  
 
Казалось, что «большая восьмерка» должна в большей степени брать на себя политические вопросы. Но даже по политическим вопросам роль больших быстроразвивающихся держав, таких как Китай, Индия и Бразилия, столь заметна, что без них обсуждение - явно не полное. Так что «восьмерка» никаких реальных результатов, я думаю, не принесет. 
 
Ливия, конечно, там будет обсуждаться формально и неформально. Позиции известны, они неоднократно заявлялись. Ситуация там непонятная, и вряд ли какие-то решения будут приняты.  
 
То, что в последние дни Россия активизировала  дипломатические контакты с обеими ливийскими сторонами , то в этом контексте можно представить себе вариант Югославии 1999 года. После трех месяцев воздушной войны, которая не принесла результата, на который НАТО рассчитывало, потребовалось дипломатическое вмешательство, в частности, России, которое позволило эту войну закончить. 
 
Правда, сейчас ситуация другая - у России особых инструментов давления ни на Каддафи, ни на повстанцев нет. Любая диверсификация дипломатическая полезна, но действенных решений ожидать не приходится. 
 
Еще тема, которую заявил и рекламировал президент Медведев - это ядерная безопасность, которая будет обсуждаться  в свете японских событий. У России есть, что сказать, потому что она обладает уникальным опытом даже не столько преодоления чернобыльской аварии, сколько извлечения уроков из нее в последующие 25 лет. И здесь есть что предложить. Но опять, я не думаю, что «восьмерка» это то место, где что-то конкретное можно ожидать. 
 

То есть, объявить - да. Но более практические меры будут, скорее всего, обсуждаться в рамках МАГАТЭ в профильных органах.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".