Статья
776 21 апреля 2010 1:21

Воспоминания

Шпеер мучительно пытается понять: как он, выходец из аристократической семьи, талантливый архитектор, выдающийся руководитель, - стал слугой дьявола.

Комментарии экспертов

Фигура Альберта Шпеера, лично архитектора Гитлера, а потом и его министра вооружений сегодня как-то вяло популярна. Некоторое время назад в Берлине разразился вялый скандал вокруг выставки проектов (которые, кстати, вялыми не были и сильно напоминали проекты переделки Москвы большевиками в 20-х, куда там Генплану) переустройства города по одобренному Гитлером проекту Шпеера. В итоге, выставка отработала столько, сколько была должна и скучно и обыденно закрылась.

Вообще, как-то незаметно и тихо в прессе и интеллектуальных средах образовалась определённая категория нацистов, к которым сама собой стала приставятся приставка «но». Например, Карл Шмитт был нацист и антисемит, но он был великий философ. Или: Хайдеггер сотрудничал с нацистами, но потом раскаялся. Альберт Шпеер стал технократическим лидером военной Германии, но он был «великим архитектором».

Какая-то эстетическая и научная притягательность элементов нацизма заставляет интеллектуала шаркать ножкой, краснеть, но упоминать, цитировать, ставить в пример... Это очень дискомфортная ситуация и рано или поздно она либо приведет к полной апологии существенной части всего нацизма сразу, либо будет искусственно зажиматься, выдавливаться и ещё какое-то время человечество сохранить чистые руки и взор оскорбленной концлагерями невинности. Впрочем, на последний сценарий рассчитывать приходится мало.

Тем более, что в вышедших недавно «Воспоминаниях» Шпеер действительно рисует свой автопортрет не слишком темными красками и даже пытается относительно успешно оправдываться. Успешно потому, что как человека и художника Шпеера понять можно. В начале своей политической карьеры, когда Шпеер ещё только рисовал нацистам плакаты, он был очарован ораторским мастерством и харизмой Гитлера. Но главное, Шпеера подкупала искренняя любовь Гитлера к шпееровым работам. Мало кто, а тем более художник, сможет сохранять непредвзятость в ситуации, когда человек, которым восхищаешься ты, восхищается тем, что ты делаешь.

А когда придя к власти Гитлер начал воплощать в жизнь идеи своего архитектора, пути назад у Шпеера уже не было, эйфория взяла верх. Поэтому, в момент за несколько месяцев до окончания войны, когда сам Шпеер, по его словам, планирует убийство Гитлера, первична для него не эта жертва необходимости, не нечто, что диктует ему его технократический рассудок как единственно верное решение. Для Шпеера убийство своего создателя это глубоко аморальный поступок, о котором он сожалеет, даже признав всю вину нацистов и выйдя из тюрьмы. Такая позиция не может не вызвать своего рода восхищение у обывателя, к слову, главного адресата «Воспоминаний».

Рекомендуется, как хороший образец литературы для успокоения совести военного преступника.

Альберт Шпеер, «Воспоминания», М.: Захаров, 2010 — 712 с.

Книгу можно приобрести в магазине "Фаланстер".

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".