Статья
750
13 сентября 2012 13:32
Возвращение к выборам
Депутаты Госдумы начали работу в рамках осенней сессии: ожидается рассмотрение целого ряда законопроектов, непосредственно связанных с ключевыми институтами политической системы. Среди них – документ, регламентирующий повсеместное проведение прямых выборов мэров. Между тем подготовка к выборам 14 октября показывает, что борьба на муниципальном уровне может быть не менее жесткой, чем на региональном, вопрос в наличии либо отсутствии значимых ресурсов (характерный пример – выборы мэра подмосковного города Химки).
Идея повсеместной выборности мэров коррелирует с общим демократическим направлением политической реформы (возвращение к прямым выборам губернаторов, упрощение правил регистрации политических партий и пр.). На фоне активизации общественных движений, в том числе, протестных, изменения, связанные с прямыми выборами, особенно востребованы. Отметим также, что тенденция к введению управления муниципалитетами по контракту, которая за предыдущие несколько лет отчетливо прослеживалась в большинстве субъектов федерации, с 2011 года становится менее актуальной: практика показала, что сами по себе конкурсный отбор либо выбор градоначальника из числа местных депутатов отнюдь не гарантируют эффективного управления.
Изменение принципов организации МСУ в последние годы затронуло, прежде всего, города, что связано с борьбой местных элит за политические и экономические ресурсы. В городах (особенно крупных, таких, как столицы субъектов федерации) чаще обостряются конфликты между региональными и местными администрациями. С одной стороны, речь идет о борьбе за властные полномочия и возможность контролировать распределение бюджетных средств, с другой - о стремлении глав регионов регулировать работу органов местного самоуправления, прежде всего, в сфере решения социально значимых вопросов. Используя как средство давления изменения в законодательстве о реформе МСУ, связанные с возможностью отстранения неэффективных мэров от работы, губернаторы пытаются обеспечить свои стратегические интересы: ответственность за развитие социально-экономической ситуации (в т.ч. в «моногородах» и иных «точках риска») перед федеральным Центром несут именно главы субъектов федерации. В малых «муниципальных единицах» - поселениях – противоречий меньше, так как ресурсная база существенно ограничена.
Для возвращения к выборам мэра города в каждом случае достаточно лишь принятия поправок в устав муниципалитета, но в этом случае окончательное решение зависит от расстановки политических сил на местном уровне. Так, в Перми, Волгограде, Ульяновске выборы мэров предусмотрены поправками, которые были инициированы и в течение ближайшего времени будут приняты при активном содействии глав соответствующих регионов, выстраивающих собственную властную «вертикаль» и продвигающих своих сторонников на стратегически важные посты. А в Челябинске, Орле, Курске действующие губернаторы не заинтересованы в прямых выборах мэров, так как стремятся предотвратить появление сильных конкурентов, создание альтернативных центров влияния и углубления внутриэлитного раскола. Учитывая разнообразие региональных политических ландшафтов, принятие поправок к федеральному закону выглядит наиболее эффективной мерой для установления общих «правил игры», которые будут исполняться вне зависимости от развития региональных конфликтов интересов.
Оксана ГОНЧАРЕНКО