Статья
1891 1 декабря 2011 20:50

«Время тикает»

Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин приехали на бывшую кондитерскую фабрику «Красный Октябрь», а ныне первый в РФ частный технопарк - центр Digital October, чтобы накануне предстоящих четвертого декабря парламентских выборов провести заключительную встречу со своими сторонниками.

Дмитрий Медведев, возглавляющий предвыборный список «Единой России», уже не первый раз приезжает на территорию «Красного Октября», полтора месяца тому назад именно здесь он впервые собрал своих сторонников и выступил с инициативой создания так называемого «большого правительства».

Владимир Путин, председатель партии единороссов, приехал в Digital October впервые.

Участников встречи собралось более двухсот человек. В ней приняли участие и члены Общественного комитета сторонников президента РФ во главе с Михаилом Абызовым, который является, в том числе, основателем технопарка Digital October, и представители Агентства стратегических инициатив, созданного по инициативе Путина.

На встречу были приглашены представители различных общественных и профессиональных объединений, религиозные деятели, рабочие, малый и средний бизнес, в том числе руководители инновационных компаний, пенсионеры, деятели культуры, депутаты разных уровней, сельская интеллигенция, журналисты, участники поисковых отрядов, представители правоохранительных органов и даже люди, пострадавшие во время летних пожаров 2010 года.

Открывая мероприятие, президент РФ подчеркнул, что «здесь собрались сторонники того курса, который проводится в стране в последние годы».

Одновременно он подчеркнул, что это – «завершающая встреча с избирателями накануне парламентских выборов».

По словам Медведева, на встречу приглашены люди, у которых есть «свое видение того, что происходит в стране, в том числе недостатков, которые существуют».

Одновременно, по его словам, на мероприятие пришли те, «кто доверял и доверяет "Единой России", нам с Владимиром Путиным и курсу, проводимому в последние годы».

«Мы считаем, что этот курс себя оправдал, поэтому нам не стыдно идти на выборы, мы считаем, что многое получилось, хотя не меньше еще предстоит сделать», - заявил президент РФ.

Со своей стороны Владимир Путин добавил, что «сторонники - это в известной степени расширенная команда, наша общая команда».

«Мы находимся на завершающей стадии предвыборного процесса, мы видим, что происходит в СМИ, на ТВ, в газетах, в интернете. И мы считаем, что наша общая задача - сделать так, чтобы люди, которые еще не очень определились или полностью не определились, или которым что-то неясно, получили разъяснения по интересующим их вопросам», - сказал премьер.

Владимир Путин заверил, что он и Дмитрий Медведев «сделают все, чтобы внести ясность в те вопросы, которые избиратели считают важными».

«Поговорим, как нам дальше двигаться на перспективу», - заключил Владимир Путин.

Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что на следующей неделе намерен заслушать доклады вице-премьеров правительства РФ о ходе процесса децентрализации власти между федеральным центром и регионами.

«Буквально в начале следующей недели я жду двух моих коллег из правительства с докладами на эту тему, а потом, по всей вероятности, мы встретимся с Владимиром Владимировичем (Путиным) и членами правительства и в целом поговорим о том, как нам перераспределить полномочия», - заявил Дмитрий Медведев.

Глава государства подчеркнул, что сейчас необходимо скорректировать систему межбюджетных отношений. «Большее количество денег все-таки необходимо сконцентрировать внизу - в регионе и в муниципалитете, но сделать это не так просто, нам нужно найти еще бюджетные источники, которые должны будут быть привязаны к региону и к муниципалитету», - подчеркнул президент.

Именно этим, отметил Медведев, «сейчас занимаемся, время тикает».

Президент России считает невозможным возрождение в современной России системы Госплана, с ним согласен премьер Владимир Путин.

На встрече один из участников мероприятия, врач из Нальчика, предложил возродить Госплан, объяснив это тем, что тогда будет восстановлено обеспечение медицинскими кадрами провинциальных больниц.

«Вы сказали, Госплан возродить. Но это часть другой экономической системы, и вряд ли он нам потребуется», - заявил Дмитрий Медведев.

Владимир Путин, в свою очередь, рассказал анекдот про парад на Красной площади, где вслед за артиллерией и танками идут люди в костюмах с портфелями. «Люди спрашивают - кто это? А это Госплан - оружие страшной и разрушительной силы», - сказал он.

По словам премьера, «в Госплане было много положительного, но в рыночной экономике этот принцип невозможно применить».

По мнению Путина, нужен не Госплан, а метод стратегического планирования, который уже применяется во многих развитых странах и по которому должна пойти Россия.

Отвечая врачу, Медведев высказался также против планового распределения специалистов. «Обязательно принудить человека отработать на конкретном рабочем месте нельзя», - сказал он.

По мнению главы государства, нужно идти по пути заключения договоров с молодыми специалистами, по которым они должны отработать несколько лет на конкретном рабочем месте. «Вот это будет абсолютно в юридической плоскости», - сказал Дмитрий Медведев, добавив, что такая отработка, по его мнению, должна продолжаться 3-4 года.

Президент также заявил, что его заявление по ситуации вокруг евроПРО не является предвыборным, а представляет собой выверенную позицию.

«Это заявление не носит какого-то тактического характера или тем более предвыборного характера, как его некоторые представители оппозиции оценивают. Это выверенное заявление», - заявил Дмитрий Медведев.

Глава государства подчеркнул: «Скажу вам прямо, меня к нему по сути подтолкнули».

Дмитрий Медведев подчеркнул, что на протяжении последнего периода он неоднократно пытался с коллегами из Североатлантического альянса обсудить тему «о том, как создать общую систему безопасности на европейском континенте, включая ПРО».

Однако, по словам президента, его инициативы не были поддержаны.

Дмитрий Медведев заявил, что ответ России в случае дальнейшего развертывания ЕвроПРО будет носить поэтапный характер.

«Наш ответ на ЕвроПРО будет носить поэтапный характер, и первый этап уже состоялся - этот ввод в действие РЛС в Калининграде», - сказал Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что в случае необходимости «будут и следующие шаги». «Но мне бы очень не хотелось, чтобы на излете этого десятилетия кому-либо из руководителей РФ пришлось принимать решение о развертывании ударных сил на наших рубежах», - подчеркнул глава государства.

Медведев заявил, что Россия «остается абсолютно открытой для продолжения переговоров». «Мы ничего не закрываем и ничего не прерываем», - сказал он.

«Мы лишь говорим о том, что если наши партнеры в течение, наверно, ближайших 10, девяти, восьми лет, по некоторым параметрам, не смогут с нами договориться, нам придется совершить целый ряд вынужденных шагов», - пояснил глава государства.

Он еще раз выразил надежду на то, что руководителям страны в ближайшие годы «не придется принимать уже окончательные решения по размещению ударных сил как в Калининграде, так и на юге, в некоторых других регионах».

«Время, чтобы договориться, у нас еще есть. Но в то же время мы должны понимать, что если развитие событий продолжится в таком же ключе, нам придется отвечать. И у нас для этого есть и материальные, и военные предпосылки», - заявил Медведев.

Президент отметил: «Все мы понимаем, что ПРО - это продолжение стратегических ядерных сил, только другими средствами». «Если мы имеем паритет стратегического ядерного баланса, то любые действия, которые этот паритет взламывают - это изменение такого баланса. И на эти действия мы вынуждены будем отвечать», - сказал он.

Президент РФ Дмитрий Медведев не согласен с тем, что тратит время на предвыборную кампанию.

«Мы вынуждены в этот период исполнять все свои государственные обязанности и, конечно, абсолютное большинство времени занимают они», - сказал Дмитрий Медведев.

В ходе беседы одна из участниц поблагодарила Дмитрия Медведева и Владимира Путина за то, что они в предвыборном цейтноте находят время для таких встреч.

«У нас цейтнот не потому», - сказал он.

«Президент и председатель правительства ни в какие отпуска не уходят», - сказал глава государства.

Комментарии экспертов

Встреча Медведева и Путина со своими сторонниками в Digital October имеет несколько значений. Во-первых, это последняя встреча и последняя часть финального штурма избирательного, который обычно  предпринимают все партии для того, чтобы привлечь колеблющихся. Обращает внимание место и аудитория. Именно здесь Медведев проводил первую встречу со сторонниками. И в некотором смысле это символическое место, для того, чтобы обращаться к молодой, что называется, продвинутой аудитории. Таким образом, явно Медведев и Путин пытаются привлечь на свою сторону те группы населения, которые обычно в стороне от политики и не ходят на выборы.

И, на мой взгляд, здесь есть реальные ресурсы, поскольку кампания проходит достаточно активно, и активность избирателей существенно повышается. Можно сопоставить первый прогноз  ВЦИОМ, что явка на выборы будет 52 процента, а сегодня уже речь идет о 58 процентов. При этом среди этих  58 процентов  населения все-таки остаются граждане, которые еще не сделали свой выбор. И за их позицию, за их голоса, как я понимаю, президент и премьер, уже кандидат в президенты, ведут борьбу.

Во время встречи затрагивалась внешнеполитическая тематика. Медведев объяснял, что речь идет не о разжигании нового витка вооружения, а ответ на то, что США не считается с озабоченностью России по ЕвроПРО.

И молодежь вполне готова воспринять эту риторику. Хорошо известно, что у молодых генераций очень высокие патриотические настроения. Я думаю, что такой ответ, твердый и серьезный, нашего руководства на инициативы США найдет отклик в молодежной среде.

Затрагивалась тема перераспределения экономических полномочий, децентрализация, я думаю, что тоже важно. Эти вопросы активно поднимались в ходе избирательной кампании. Посмотрим, осталось уже, что называется, совсем недолго и мы узнаем, кого поддержит избиратель.

Ситуация с развертыванием ПРО в Европе зашла в тупик, поскольку Вашингтон откровенно не хочет слышать наши доводы, доказывая, что, якобы, это ПРО не направлено против России.  Но против кого оно направлено тогда, не понятно. Между тем наше заявление по развертыванию своей системы ПРО также осталось без внимания. В Вашингтоне считают, что это всего лишь предвыборная риторика.

Однако надо понимать, что так же как мы наложили в свое время мораторий на выполнение ДОВСЕ, точно также мы будем противостоять ЕвроПРО. Нынешнее заявление по развертыванию своей системы ПРО и по поиску ассиметричных ходов по противостоянию не являются популизмом, а продиктовано обеспечением российского суверенитета и российской безопасности.

После развала Советского Союза подлетное время к российской территории сократилось резко, особенно, после вступления прибалтийских государств в НАТО. И, безусловно, Российской Федерации необходима гарантия безопасности, которую Европа, в том числе и ее гегемон - США, не готовы нам дать. В этой связи необходимо развертывать собственную систему, чтобы эту безопасность обеспечить.

США многое сделали для того, чтобы Россия пошла на этот шаг. И это в очередной раз говорит о том, что перезагрузка со стороны Америки была всего лишь хитрым трюком.

Общество, конечно, поддержит такие решения нашего руководства. Поскольку понятно, что в данном случае Америка попыталась в очередной раз за счет России решить свои вопросы, поставив под угрозу нашу безопасность.  Наши ответные шаги по ПРО существенно отразятся на отношениях с США. Однако надо понимать, что Барак Обама является «хромой уткой». Выборы в США не за горами и главное – это выстраивание отношений с новым президентом США, который придет к власти через год.

На встрече Медведева со сторонниками «Единой России» фактически накануне парламентских выборов мое особое внимание привлекла ситуация, связанная с обсуждением недоброй памяти Госплана СССР. Мне кажется, что в значительной степени экономический кризис, который сейчас поразил развитые страны мира, вызван, в первую очередь, социализацией экономики, большим объемом регулирования ее сто стороны правительств этих государств. Для нас этот излишний объем регулирования является наследием советского периода, для правительств развитый стран – это следствие значительного внимания со стороны общества, а также партий и приходящих к власти правительств.

К сожалению, отсутствие свободной экономики приводит к тем результатам, которые мы имеем: к коррупции, к неправильным стратегическим решениям, к отсутствию конкуренции, к тому, что огромные производительные силы тратятся на продукцию, которая никому не нужна. Многим кажется, что есть какие-то сверхумные люди, которые с помощью сверхмощных компьютеров могут рассчитать правильные показатели того, что и где надо выпускать и кто где должен как трудиться. Но, увы, в действительности, мы видим, что все это - миф, блеф, подобная система в нашей стране, к сожалению, давно повержена в тлен.

Жизнь показала, что будущее за свободными людьми: свободными, принимающими свободные решения, рискующими, иногда разоряющимися, но в целом, тем не менее, двигающими экономику в соответствии со своим пониманием, со своим внутренним чутьем, и самое главное – занимающимися свободным трудом.

Поэтому я думаю, что говорить о возникновении опять какого-нибудь монстра, подобного Госплану, по меньшей мере, смехотворно. Кризис приведет к тому, что правительство будет принимать решения о снятии дополнительных мер регулирования с экономики, в первую очередь, с монопольных отраслей, так называемых, естественных (но, как мне представляется, противоестественных) монополий. И, собственно, свободный труд, свободное предпринимательство, при этом поддержанное на уровне государственных решений, связанное с инфраструктурными проектами, с огромными проектами, типа Олимпиады, Чемпионата мира по футболу или саммита АТЭС, могут служить локомотивом экономики.

На финале избирательной кампании тандем демонстрирует единство. Примечательно, что на встрече прозвучали слова о единой команде. Также подтверждено будущее распределение ролей. А именно, если президентом будет избран Владимир Путин, Дмитрий Медведев становится главой правительства. Тем самым обозначена в сознании избирателей достаточно четкая связка между президентскими выборами и думскими.

Также была подтверждена приверженность модернизационнному курсу и переходу на  инновационный тип развития экономики. На мой взгляд, это самое главное.
Стоит отметить, что в зале была смешанная аудитория, там была молодежь, люди среднего возраста и, по-моему, достаточно солидного возраста. То есть, собственно говоря, аудитория была достаточно репрезентативной для российских избирателей в целом.

Два больших блока обсуждались, насколько я услышал, - это социальные проблемы и проблемы, связанные с безопасностью. Премьер и президент напомнили, что, хотя сделано  в социальной сфере достаточно много, впереди фронт работ очень большой, и большие и сложные задачи, которые необходимо решать.
И, на мой взгляд, это важная нота отсутствия самоуспокоенности, понимание того, что впереди в плане социального строительства сделать нужно очень много.

Внимание  к проблемам безопасности, связанными с российским ответом на ПРО, на мой взгляд, было обосновано. И обосновано не только ситуативными соображениями, связанными с конкретными событиями в связи с тем, что президент совсем недавно заявил публично в личном обращении к российским гражданам о том, каким будет российский ответ на ЕвроПРО Соединенных Штатов. Это, конечно, очень важно, но здесь нужно помнить вот еще что: за последнее время в российском общественном мнении восприятие угроз России определенным образом изменилось. Если раньше угрозы опознавались российским общественным мнением достаточно рельефно, то в последнее время ощущение этих внешних угроз притупилось, отошло на задний план. На мой взгляд, то, что президент и премьер обратили внимание избирателей на актуальность этой темы, это, в общем, попытка сделать общественное восприятие той ситуации, в которой находится Россия в мире, более реалистическим.

Потому что общественное мнение по понятным причинам достаточно инерционно, и оно еще не в полной мере впитало в себя сигналы того, что происходит в Северной Африке, на Ближнем Востоке. Собственно говоря, все, что связано с попытками Соединенных Штатов получить одностороннее преимущество в военной сфере.

И в этом смысле и российский ответ на ЕвроПРО, и внимание, которое было уделено в беседе со сторонниками всем этим проблемам – это попытка настроить общественное мнение перед выборами на реалистическое восприятие.

Эффективное стратегическое планирование действовало даже не в системе советского Госплана, положим, а в Соединенных Штатах, где это планирование и сейчас ведется в рамках федеральной контрактной системы. То же самое было в Японии во времена «экономического чуда». Стратегическое планирование - это не всегда Госплан, это не всегда от и до государством распределенная экономика, это не всегда то, что у нас называли административная командная система. И это смешение понятий крайне вредно. Никакой модернизации без создания механизмов стратегического планирования нет и быть не может.

Поэтому необходимо создавать такие механизмы в рамках, разумеется, рыночной экономики. Такого рода планирование будет для рыночных игроков иметь индикативный характер. Индикаторы необходимы рыночным игрокам для того, чтобы дать им определенность, перспективу, взгляд в будущее, особенно, на длинную перспективу. Им нужно дать ориентир относительно того, что будет делать государство, что оно намерено делать с инфраструктурой, со стратегическими отраслями и так далее. Если рыночный игрок этого не видит, то это снижает его уверенность в завтрашнем дне, это снижает его собственный горизонт корпоративного планирования.

Поэтому, для рыночных игроков такое планирование носит индикативный характер, а вот для ведомств, региональных администраций, государственных корпораций оно должно нести директивный характер. И очень важно, чтобы эти планы разных уровней были связаны между собой. Если мы возьмем крупную корпорацию и скажем, что она не осуществляет планирование, то это значит, что топ-менеджер просто проедает деньги напрасно. Тоже самое касается государства, - если государство не осуществляет стратегического планирования, это государство, которое просто не справляется со своими функциями.

Но это планирование не обязательно должно быть похоже на Госплан советского образца, который как раз проиграл именно из-за механизмов и методов планирования западным системам стратегического планирования. Поэтому именно сейчас, мне кажется, мы должны ориентироваться на западные системы стратегического планирования, которые были там построены и действовали там в лучшие времена.

Что же касается заявления про ПРО, то здесь я полностью солидарен с позицией, которая была озвучена президентом. Мне кажется, что это заявление в основе своей не носит предвыборного характера, эта тема длинная, она началась и закончится не сегодня. Это заявление, часть этого сложного диалога России с западными партнерами, безусловно, было использовано в предвыборной кампании и используется, это вполне естественно. То есть, оно формирует контекст предвыборной кампании на этом финишном этапе, но не более того.

Оно не было сделано специально для выборов, вот что важно. Потому что Кремль достаточно серьезно относится к диалогу по обороной проблематике, по проблематике безопасности, и прекрасно понимает, что эти отношения имеют самостоятельную ценность, относительно к избирательному циклу.
 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".