Статья
636 25 марта 2009 0:01

Встреча глав РФ и Туркмении

Состоялась встреча президентов России и Туркменистана Дмитрия Медведева и Гурбангулы Бердымухамедова. Президент Туркменистана находится в России с государственным визитом по приглашению Дмитрия Медведева. В центре внимания – сотрудничество в области топливно-энергетического комплекса.

Как заявили Дмитрий Медведев и Гурбангулы Бердымухамедов, Российско-туркменское сотрудничество носит характер стратегического партнерства. Об этом, по мнению президентов России и Туркменистана, свидетельствуют размеры двустороннего товарооборота, который, если учитывать торговлю газом, составляет 7 миллиардов долларов. В ходе переговоров Гурбангулы Бердымухамедов заявил о сходств подходов России и Туркменистана к обеспечению всеобщей стабильности и безопасности. Как заявил президент Туркменистана, у двух стран существует «обоюдное понимание того, что поставки природного газа, поставки энергетического сырья, степень их защищенности сегодня приобретают первостепенное значение, оказывают огромное влияние на развитие мировой экономики, а значит, и на общую обстановку в мире, в том числе и политическую». По мнению Бердымухамедова, формирование надежной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную поставку природного газа, является системообразующим элементом энергетической безопасности в современном мире.

Президенты обсудили реализацию соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода и вопросы развития газотранспортных мощностей в Центральной Азии. Как уточняет «Интерфакс», под проектом строительства Прикаспийского газопровода (от компрессорной станции «Белек» около города Туркменбаши на западе Туркмении до газоизмерительной станции «Александров Гай» в Саратовской области РФ) понимается реконструкция и расширение существующего газопровода Окарем-Бейнеу (газопровода от юга туркменского побережья Каспия до магистрали Средняя Азия - Центр), а также самого САЦ.

В рамках проекта «Туркменгаз» расширит существующий или построит новый газопровод мощностью до 10 млрд кубометров от своих прикаспийских месторождений до границы с Казахстаном (ГИС «Карабогаз»). На территории Казахстана мощности по транспортировке газа по этому маршруту должны быть увеличены уже на 20 млрд кубометров - для транспортировки дополнительных объемов туркменского газа и 10 млрд кубометров газа казахстанского происхождения. В сентябре прошлого года было также объявлено о расширении САЦ в Узбекистане до 30 млрд кубометров в год. Эта магистраль является сегодня основным маршрутом доставки туркменского газа в Россию.

Туркменистан является одним из важнейших партнёров России в газовой сфере. «Газпром» осуществляет транзит газа, добываемого в Туркменистане, кроме того, цена и условия поставки туркменского газа имеют большое значение для условий поставки газа из России в Украину.

Помимо взаимодействия в области ТЭК, главы государств обсудили перспективы развития сотрудничества в электроэнергетике, сельском хозяйстве, в транспортной и телекоммуникационной отраслях, а также перспективы расширения сотрудничества в области машиностроения: в частности, Туркмения намерена закупить1040 автомашин марки «КАМАЗ» на общую сумму свыше 99 млн 819 тыс. долларов. Туркменистан также обратился к ОАО «РЖД» с предложением принять участие в строительстве отрезка железной дороги Казахстан-Туркмения-Иран, и это предложение было одобрено. Планируется, что железная дорога протяжённостью 697 километров пройдёт вдоль побережья Каспийского моря. ОАО «РЖД», таким образом, может стать генподрядчиком при строительстве участка этой железной дороги.

Обсуждалась также перспектива либерализации визового режима, а именно – отмены въездных виз в Туркменистан для граждан РФ, которые были введены предыдущим президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым в 1999 году.

Стороны также обсудили вопросы международной политики, такие, как ситуация в Афганистане и взаимодействие в рамках СНГ и «Каспийской пятёрки».

По итогам переговоров принято совместное российско-туркменское заявление, а также подписан ряд межгосударственных соглашений. Подписано 10 документов, среди которых - межправительственное соглашение о поощрении и защите инвестиций, о железнодорожно-паромном сообщении через порты Астраханского водно-транспортного узла, о взаимном признании дипломов, а также межведомственные документы о сотрудничестве между МВД, министерствами сельского хозяйства и генпрокуратурами.

Комментарии экспертов

О чём ещё, кроме газа, с Туркменистаном на самом деле можно разговаривать? У нас в связи с Туркменистаном есть два интереса: первый – это туркменский газ и пути его транспортировки, второй – тема русских в Туркменистане. Русские в Туркменистане находятся, пожалуй, в наихудшем положении по сравнению с любой другой страной бывшего Советского Союза – даже по сравнению с республиками Прибалтики. Да, в Прибалтике часто ущемляются гражданские права представителей русскоязычного населения, но в Туркменистане подобное отношение усугубляется жёстким политическим режимом. Что говорить, если во времена Туркменбаши людей ставили перед ультиматумом – если ты хочешь уехать в Россию, то ты должен отказаться от всего имущества. Люди даже не имели возможности его при этом продать. Количество русских школ тоже резко сокращалось, и в целом положение русских там было очень тяжёлое. Оно и сейчас там остаётся таким. Такая ситуация является одной из претензий к нашей власти, потому что многие годы Москва закрывала глаза на положение русских в Туркменистане ради сохранения более или менее нормальных отношений с Туркменбаши.

Но по всей вероятности, газ будет главной темой. Туркмения сейчас, также, как и все постсоветские государства, входит в непростой период. Цены на энергоносители падают, и в этой ситуации координация действий с Россией становится всё более актуальной. Но такой же встречный интерес появляется и у нас по отношению к Туркменистану.

Туркменистан вынужден будет снижать цены на газ. Известно, что для той же Украины уже во втором квартале 2009 года цена на газ будет всего 280 долларов за кубометр. Соответственно, учитывая, что мы продаём на Украину так называемую газовую смесь из российского и среднеазиатского газа, цены на среднеазиатский газ тоже должны корректироваться. А иначе, откровенно говоря, среднеазиатский газ не будет никому нужен по тем ценам, которые были установлены в прошлом и позапрошлом годах.

Что касается угроз Туркменистана диверсифицировать либо транзитные пути, либо потребителей, то теоретически такие возможности сохраняются. Это такая стандартная угроза практически для всех среднеазиатских стран, обладающих углеводородными ресурсами. С такой же угрозой, только не так явно, выступают Казахстан и Узбекистан. Но сейчас, в период кризиса, все эти угрозы становятся менее актуальными. Почему? Дело в том, что сейчас ни у Евросоюза, ни у американцев нет денег, чтобы вкладываться в какие-то грандиозные проекты со значительной геополитической подоплёкой. То, что в проекте Набукко политическая составляющая была очень значительной – совершенно очевидно. Но сейчас постройка Набукко даже не вошла в приоритеты европейской энергетической политики на ближайшее время. По этому поводу были всевозможные совещания в Европе, но в качестве приоритетного этот проект так и не был назван, что ещё раз подтвердило его политическую мотивированность. Поэтому угрожать нам Транскаспийским газопроводом и Набукко в общем-то можно, но нам это уже не очень страшно.

Опять же, если честно - даже если Набукко и реализуется, нельзя сказать, что это станет крахом для российской энергетической политики. Да, наверное это будет не очень приятно, но не фатально. А что касается туркменского газа, то с ним есть одна вечная проблема – никто не знает его точных запасов. А если подтверждённой международными экспертами оценки запасов нет, то и само участие Туркменистана в проектах подобного рода ставится под сомнение. Наличие и размер подтверждённых запасов – это основной аргумент для того, чтобы считать проект рентабельным или нерентабельным. А про Туркменистан никто точно не может сказать, каковы там реально запасы газа. Сами же туркменские власти держут эту информацию в секрете.

Что же касается возможности перехода к преимущественным поставкам газа в Китай – то у Туркменистана нет границы с Китаем, и об этом не стоит забывать. Там есть большие проблемы со строительством газопроводов в направлении Китая, потому что они будут пролегать через горный рельеф, кроме того, через политически нестабильный регион. Да и с соседями у Туркменистана не самые простые отношения.

Конечно, были сделаны благожелательные заявления. В то же время, в отношениях России и Туркменистана, равно как и других центрально-азиатских стран, у которых мы покупаем газ, есть одна проблема. Она связана с тем, что долгосрочные соглашения заключены по достаточно высокой цене. То есть мы уже покупаем у них газ по цене, приближающейся к европейской. Эти соглашения в комплексе придётся каким-то образом пересматривать.

Когда Россия шла на подписание договоров с центрально-азиатскими странами, это было одним из элементов давления на Украину (в вопросе её перехода на европейские цены). Но в итоге оказалось, что эти соглашения не очень выгодны, тем более что там действует не формульный подход, а фиксированные цены.

Поэтому я полагаю, что всё это дело придётся комплексно пересматривать, особенно в условиях финансово-экономического кризиса - чтобы закупки газа в Центральной Азии оставались рентабельными для России. Как решается эта проблема - мне пока не очень понятно. Но от её решения будет зависеть вся стратегическая линия во взаимоотношениях, тем более что мы так и не знаем, каковы реальные газовые запасы в Туркменистане. Целый ряд международных экспертов выражает сомнение по поводу адекватности тех данных, которые даёт туркменское руководство о газовых запасах Туркменистана.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".