Статья
1009 29 мая 2009 0:02

Встреча стран БРИК

В Москве началась встреча стран БРИК. Среди основных тем - вопросы международной торговли, обеспечение глобальной безопасности и нераспространения ядерного оружия, повестка дня первого саммита лидеров Бразилии, Индии, России и Китая. Россию представляет секретарь Совета безопасности Николай Патрушев.

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что хотел бы обсудить на предстоящем в середине июня в Екатеринбурге саммите БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) вопросы развития государств, входящих в это объединение, а также различные аспекты обеспечения международной безопасности.

"Рассчитываю, что в ходе этого мероприятия мы сможем обсудить развитие наших стран, а также сможем переговорить по вопросам обеспечения безопасности в мире как в традиционном понимании этого термина, так и по вопросам обеспечения экономической, продовольственной, энергетической безопасности", - сказал Д.Медведев, принимая в пятницу в Кремле высоких представителей стран БРИК, отвечающих за вопросы безопасности.

Д.Медведев подчеркнул, что руководители стран БРИК впервые соберутся в России в таком формате. Это будет первый полноформатный саммит объединения, в которое входят страны, являющиеся основными центрами экономического роста в мире. В этих государствах проживает более половины всего населения планеты.

Президент РФ отметил, что на обсуждение данной проблематики "нас нацеливает текущая мировая ситуация". "В настоящий момент много сложностей в наших экономиках. И дополнительная возможность обсудить эти вопросы представляется мне совсем не лишней", - сказал Д.Медведев.

Он также выразил надежду на то, что с главами государств - участников саммита сможет "накоротке обсудить и двусторонние отношения". "С кем-то у нас запланированы отдельные мероприятия, а с кем-то мы, может быть, еще договоримся провести такого рода контакты", - добавил президент.

"Рассчитываю, что сотрудничество стран БРИК после встречи в Екатеринбурге будет развиваться более масштабно, и по вопросам безопасности мы также сделаем определенное движение вперед", - сказал Д.Медведев.

Он попросил передать руководителям Бразилии, Индии и Китая самые наилучшие пожелания. "Я жду их в нашей стране", - подчеркнул Д.Медведев.

Комментарии экспертов

БРИК может быть эффективным инструментом экономической, политической и энергетической безопасности, поскольку объединяет наиболее значимые развивающиеся страны мира, лидеров мирового роста. Кроме того, у этих стран существует совершенно отчетливая воля, направленная на перемещение центров влияния и принятия решений, на установление более справедливых правил игры. Я думаю, такое сочетание двух параметров стран БРИК - лидерства в экономическом росте плюс существования коллективной заинтересованности в изменении правил игры и установлении более справедливого миропорядка - как раз и делает их способными к реальному разрешению проблем мировой безопасности в их различных проявлениях.

Если говорить о возможности превращения БРИК в РИК, то, действительно, Бразилия несколько дистанцируется от евразийских держав, но она скорее развивается в логике России, Индии и Китая, чем, скажем, в парадигме западного полушария и доктрине Монро. Пока еще БРИК является единым игроком, и это - главное на данный момент.

Объединение БРИК появилось, в том числе, и под воздействием стран Запада, которые выделили Бразилию, Россию, Индию и Китай в качестве самостоятельного игрока на международной арене, учитывая их интенсивный экономический рост.

Современные условия способствуют появлению и структурированию подобного рода объединений. Здесь идет речь не только о БРИК, но и о РИК, то есть объединении России, Индии и Китая – двойственной структуре, укладывающейся в общую тенденцию выработки неформальных моделей решения глобальных вопросов. Кстати, в этой связи достаточно вспомнить «большую двадцатку», которая была запущена только с прошлого года как реальный субъект политики. Да и «большая восьмерка» - это тоже неформальная консультативная площадка для дискуссий между ведущими экономиками мира. Так что интенсификация БРИК вписывается в общемировую тенденцию.

Для нас, конечно, основными игроками в БРИК будут являться Индия и Китай, потому что это соотносится с общим пониманием международной конъюнктуры, сложившимся с середины 1990-х годов, то есть с момента работы Евгения Примакова в МИД РФ. Именно он запустил идею треугольника России, Индии и Китая. Сегодня эта идея постепенно получает предметное укрепление. А Бразилия, появившись в концепции объединения только с начала 2000-х годов, должна олицетворять собой приход России в Латинскую Америку (2008 год наглядно продемонстрировал интерес нашей страны к этому региону, в том числе к построению диалога с ведущими региональными экономиками, хотя, конечно, ключевым и лидирующим игроком в регионе является именно Бразилия).

В предметной сфере стратегия БРИК, я думаю, будет определяться политикой этих стран в Евразии, потому что, все-таки, несмотря на присутствие Бразилии, для нас отношения внутри РИК более приоритетны, и в последующем именно они будут интенсивно развиваться. В вопросах безопасности БРИК, скорее всего, будет опираться больше ШОС, потому что Китай и Россия входят в это объединение.

Отношения внутри БРИК – это политический и экономический диалог, и для нас это очень важно, потому что появляется новая переговорная площадка, на которой существует возможность для активной дискуссии с лидерами Бразилии, Индии и Китая не только в формате G20 или G8 (хотя в «восьмерке» страны БРИК в дискуссиях ограничены, так как только Россия является членом G8). Теперь же есть платформа для четырехсторонних переговоров.

Насколько в предметной сфере решения предстоящего саммита БРИК будут получать какое-то реальное развитие в конкретной политике по обозначенному направлению? Конечно, для этого необходимо дождаться первого саммита. Сейчас идет только подготовка, намечаются основные направления в переговорном процессе, формируется повестка дня, и говорить о каких-то практически значимых решениях трудно. Все-таки, должен пройти первый саммит, который покажет, есть ли необходимость в проведении последующих саммитов именно БРИК, или же это будет уже объединение РИК, в котором Бразилии место не найдется. Более того, нужно обратить внимание на то, какова будет повестка данного формата неформальных консультаций и последующий механизм выработки и принятия конкретных решений.

Если сравнивать с практикой G20, к принятию какой-то действенной программы членов этого клуба в большей степени побудил мировой кризис. Если говорить о «Большой восьмерке», то повестка для этого неформального объединения всегда зависит от той страны, которая является хозяйкой саммита. В этом году такую роль будет играть Италия, и если она в состоянии поставить комплекс вопросов, на которые будет предложено ответить лидерам государств, участвующих в объединении, то, в общем-то, есть шанс на практическую предметную реализацию. Если же нет, то соответствующим образом возникнут проблемы реализации тех инициатив, которые будут озвучены на саммите G8.

Точно такие же правила и механизмы действуют и в отношении БРИК. Непосредственно сам саммит прояснит, насколько, во-первых, будет конкретизирована форма четырехстороннего взаимодействия, и какие меры и механизмы будут использованы для практического воплощения идей, принятых и утвержденных в его ходе.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".