ВЦИОМ: 38% россиян имеют опыт донорства
За последние годы вдвое больше стало доноров, сдающих кровь регулярно, причем делают они это не из соображений выгоды, а из благородных побуждений, сообщают социологи ВЦИОМ.
Как показал социологический опрос, опыт сдачи крови в качестве донора на сегодняшний день есть у 38% респондентов, По сравнению с 2008 годом, заметно увеличилась группа респондентов, которые сдают кровь регулярно: пять лет назад таких было только 8%, сегодня – уже 14%.
Имеют опыт донорства чаще других жители средних городов (41%), мужчины (42%) и респонденты старше 45 лет (46-47%).
Желание стать донором среди тех, кто не имел ранее такого опыта, также стало более распространенным среди россиян: в 2008 году о нем сообщали 20%, сегодня – уже 26%. Особенно характерно это желание для молодежи.
Результаты опроса ВЦИОМ показывают: основной мотив тех, кто уже является донором или же хочет им стать –желание помочь людям (57%). Куда меньше тех, кто сдает кровь по просьбе (5%), исключительно для родственников (5%), из соображений дополнительного дохода (4%), либо пользы для здоровья (3%).
Те, кто не является донором и не хочет им становиться, в свою очередь, аргументируют свою позицию состоянием здоровья (35%) и возрастом (22%).
Опрос ВЦИОМ был проведён 2-3 марта 2013 года среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
Изменения произошли не просто так, а на фоне серьезной федеральной целевой программы по развитию массового донорства в России, которая проходила в течение нескольких лет. Благодаря этой программе было не только переоборудовано множество станций по переливанию крови, но появились новые. Процедура сдачи крови стала абсолютно безопасна для доноров, более технологичной и комфортной.
Помимо технологического обновления была проведена серьезная коммуникационная кампания, в задачи которой входило сделать донорство популярным и массовым, увеличить количество доноров, сдающих кровь на регулярной основе. Важно, чтобы к донорству подключалась молодежь.
В нулевых годах мы столкнулись с проблемой, что доноры, которые обрели эту практику еще в советские времена, уходили физически, а новые не появлялись. Прежняя система добровольно-принудительного характера дала сбой, и донорами становились люди стареющие и всё больше маргинальные. А нехватка крови в стране действительно ощущалась.
В результате целевой программы, которая, как отмечалось выше, работала по двум направлениям, поставленные задачи были решены. Донорство стало популярным. В два раза увеличилось количество респондентов, которые регулярно сдают кровь.Молодежная аудитория гораздо чаще стала выражать готовность сдавать кровь. Донорство стало своего рода модным явлением. Кампании на телевидении и в интернете сделали свое дело. Сдавать кровь стало благородно. В результате начало развиваться бесплатное донорство, хотя все больше россиян выступают за возвращении вознаграждения за донорство.