Высотные здания сталинской Москвы
Историческая роль и значение высотных сооружений в формировании силуэта не только самой столицы, но и некоторых других городов.Splendid, splendid. Наконец-то раздался голос в поддержку «сталинского стиля» в архитектуре. И это не голос из толпы, а голос ученого — Николая Кружкова.
На самом деле, книга «Высотные здания сталинской Москвы», всецело посвященная истории «сталинских высоток» — от Дворца советов (так и не построенного) и московских высоток до региональных проектов-подражателей — это настоящее сокровище в библиотеке сталиниста.
Речь не идет об апологетике Сталина, хотя интонация книги не позволяет сомневаться в авторской оценке. Кружков явно любит свой предмет, т.е. сталинскую архитектуру , и немного этой любви достается «отцу народов», без этого никак.
Вопреки законам жанра, Кружков не превращает книгу в московский путеводитель, архитектурный справочник по каждой отдельной высотке или нудное критическое эссе об эстетике, а рассматривает сталинское высотное строительство как широкий феномен.
Т.е. говорит о дискуссиях (которые, вопреки навязываемому представлению все-таки были) приведших к закату советского конструктивизма (слишком схематичного, слишком быстро теряющего свой «лоск» в российском климате, нелогичного), об опыте и предпосылках высотного строительства (знаменитое сталинское «Пусть ахают» и нью-йоркских небоскребах), строительно-пропагандистском менеджменте (начиная с постоянной перекомпоновке проектов и заканчивая второй легендарной сталинской фразой «Вижу шпил») и технической составляющей (облицовка, известные фундаменты и т.д.) с совершенно очаровательной зарисовкой о «домах-макетах» на территории ботанического сада МГУ, т.е. служивших примером того, как будет выглядеть тот или иной элемент здания на Воробьевых, но, так сказать, локально.
Кружков всегда остается в рамках отведенной самому себе темы и его апология сталинской архитектуры выглядит уместной, а главное корректной и аргументированой. На первый взгляд, на фоне фронта защитников конструктивистских развалин это выглядит этаким жупелом. Но на самом деле, Кружков выступает с доказательством того, что московское архитектурное наследие 40-ых - 50-ых можно осмыслять в терминах журнала «Афиша» и в положительном ключе. И это очень здорово.
Николай Кружков, «Высотные здания сталинской Москвы. Факты из истории проектирования и строительства», М.: Водолей, 2011 — 272 с.