Ядерная «перезагрузка»
Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи начал свой двухдневный рабочий визит в Москву 16 августа. С главой МИД РФ Сергеем Лавровым он встречался уже на следующий день. Первое, что заявил высокий гость - это то, что он высоко оценивает недавний визит секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева в Тегеран и считает новой вехой в отношениях Москвы и Тегерана последнюю встречу президентов двух стран.
«Визит Николая Патрушева в Иран был очень конструктивным и результативным. Я также имел встречу с ним, на ней обсуждалось много вопросов. Мы исходим из того, что есть много тем для обсуждения как в двусторонних отношениях, так и в ядерных вопросах», - сказал он на встрече в Москве с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, передает «Интерфакс».
Со своей стороны Лавров заявил, что после встречи президентов России и Ирана в Астане 15 июня «есть понимание необходимости укреплять доверие и искать решения вокруг иранской ядерной программы».
«Важно посмотреть эти вопросы, но также и российско-иранские отношения», - добавил он.
Со своей стороны иранский министр отметил, что встречу лидеров двух стран можно считать «новой вехой и страницей в наших отношениях».
Как уже писали «Актуальные комментарии», президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил во вторник, что он считает правильным российское предложение по решению ядерной проблемы его страны.
«Исламская республика Иран положительно воспринимает российскую идею о решении "шаг за шагом" (ядерной проблемы - ред.) и готова сформулировать предложения по сотрудничеству в данной сфере», - говорится в заявлении Ахмадинежада, опубликованном на веб-сайте канцелярии президента. Оно опубликовано после встречи Ахмадинежада с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым.
Напомним, 12 июля в Вашингтоне глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия выступает против изоляции Ирана и считает, что урегулирование иранской ядерной проблемы возможно только через сотрудничество. По его словам, решать иранскую ядерную проблему нужно «шаг за шагом».
Тогда же Сергей Лавров пригласил своего иранского коллегу в Москву для обсуждения как данной инициативы, так и двустороннего сотрудничества.
Согласно предложению Москвы, каждый раз, когда Тегеран удовлетворительно отвечает на вопрос или обеспокоенность МАГАТЭ, его необходимо поощрять, в том числе замораживать некоторые санкции.
По сообщению СМИ, Тегеран уже сообщил России о своем согласии на реализацию поэтапного подхода к решению собственной ядерной проблемы. Как сообщает информагентство Journalist Club, член комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Хусейн Нагави Хусейни при этом отметил журналистам, что Москва еще не предприняла каких-либо конкретных шагов в этом направлении.
По его словам, если Россия в сотрудничестве с западными странами приступит к реализации этого плана, то Иран со своей стороны согласится ответить открыто на вопросы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) с той целью, чтобы смягчить применяемые против страны санкций.
Нагави Хусейни добавил, что ядерные разработки Ирана всегда носили исключительно мирный характер. Парламентарий подчеркнул, что эксперты МАГАТЭ осматривали иранские ядерные объекты и получили все необходимые документы.
Ранее президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в очередной раз заявил, что его страна не пытается получить ядерное оружие. «Мы не хотим ядерное оружие и не ищем возможности его иметь, это оружие направлено против людей. Мы против него, исходя из наших убеждений - наша религия говорит, что оно запрещено. Мы – религиозны», - заявил он в интервью телеканалу Russia Today.
Одновременно иранский президент выразил мнение, что «ядерное оружие не будет определяющей силой в мире». «Ядерное оружие - это то, что было в прошлом столетии. Новое же столетие - век знаний и мысли, это век людей, это век культуры и логики", - пояснил он.
Ахмадинежад отметил, что в настоящее время, если какая-либо страна попытается создать ядерную бомбу, она затратит на это большое количество ресурсов и создаст тем самым угрозу своей безопасности.
Однако подобные заявления вовсе не успокаивают США и Европу. Мировое сообщество обвиняет Иран в попытках разработки ядерного оружия, и ОН периодически принимает резолюции, предусматривающие ужесточение санкций в отношении Ирана.
13 июня этого года стало известно, что Тегеран произвел свыше 50 килограммов обогащенного урана 20% концентрации. Как заявил тогда представитель Ирана при МАГАТЭ Али-Асгар Солтанийе, это необходимо для «реакторов исследовательского назначения в Тегеране, чтобы произвести необходимые в медицине радиоактивные изотопы».
Одним словом ,ни угрозы, ни уговоры со стороны Запада и Европы никак не влияют на позицию Ирана по ядерной программе.
Сможет ли в таком случае Россия выполнить роль главного переговорщика с Ираном? Принесет ли результаты предложенная Москвой программа поэтапного подхода для устранения сомнений международного сообщества в отношении иранской ядерной программы?
По крайней мере, на данном этапе США надеются на Россию в иранском вопросе. США приветствуют любые усилия России, направленные на изменение позиции Ирана в отношении иранской ядерной программы, заявила 16августа пресс-секретарь госдепартамента США Виктория Нуланд на ежедневном брифинге.
«Продолжающееся игнорирование Ираном своих международных обязательств остается важнейшим приоритетом», - сказала она. «Поэтому мы работаем с Россией и хотели бы видеть, что русские могут добиться какого-то прогресса в отношении Ирана», - цитирует «Интерфакс» Викторию Нуланд.
При этом она подчеркнула, что США ведут серьезные консультации с Россией по вопросу об Иране. По ее словам, во время визита министра иностранных дел РФ в США американская сторона предложила направить в Москву экспертов для обсуждения иранского вопроса.
«В соответствии с нашей общей "двухколейной" политикой США и страны "шестерки" будут готовы возобновить переговоры, когда Иран со всей серьезностью отнесется к озабоченностям стран "шестерки" в отношении ядерной программы», - заявила Нуланд.
«Но пока мы не видим, что они (Иран - ИФ) изменили свое отношение», - подчеркнула пресс-секретарь.
Многое, конечно, станет ясно по итогам нынешних переговоров.
При этом, в преддверии консультации эксперты высказывали мнение, что Россия выберет позицию так называемой «мягкой силы», то есть она не намерена ссориться с Западом из-за Ирана, но в то же время и портить окончательно отношение с Тегераном не собирается.
«У меня нет, к сожалению, ощущения, что Россия в настоящий момент слишком уж сильно собирается противостоять мировому натиску. По иранской ядерной проблеме в том числе. На мой взгляд, несмотря на то, что Москва возражает против любых жестких действий в отношении Ирана, ее позиция по отношению к этой стране очень сильно изменилась со времен мюнхенской речи Путина. Мы с тех времен поддержали большое количество американцах военных инициатив в Совете Безопасности, пошли на сокращение наших военных контактов с Ираном», - отметил «АК» Межуев.
Марков в свою очередь отметил, что у России, скорее всего , будет более мягкая позиция по Ирану, как она является мягкой в отношении Ливии и Сирии.» Дело в том, что условно говоря, есть команда наказания, которая принимает решения, но Россия не в этой команде, она не в этом штабе. Условно говоря, это - страны НАТО», - сказал Марков.
При этом эксперты сходятся во мнении, что отношения между Москвой и Тегераном могут улучшиться. «Не исключаю, что это все может измениться, в том числе в результате встреч, подобных сегодняшней. На самом деле экономические контакты и отношения особенно военной сфере достаточно важны для России. Налажено сотрудничество между странами и в атомной энергетике. Я сомневаюсь, что эти отношения быстро будут прекращены», - комментируя сегодняшнюю встречу глав МИД сказал Борис Межуев.
Марков также отметил, что несмотря на то, что России, также как и Западу важно, чтобы у Ирана не было ядерного оружия, Москве важно сохранить не только экономические, но и партнерские отношения с Тегераном.
Депутат напомнил, что Россия сотрудничает с Ираном, в том числе, и сфере борьбы с наркотрафиком из Афганистана. «В этом отношении, например с США и другими странами НАТО и Евросоюза отношения у нас плохие. То есть, они, проще сказать, практически не предпринимают никаких мер для борьбы с афганским наркотрафиком», - отметил он.
Марков также подчеркнул, что Россия и Иран сотрудничают также по направлению борьбы с экстремистами и радикальными исламистами.
Помимо всего этого налажено сотрудничество по транзиту через Каспий. И конечно, налажены контакты в области энергетики. Так, на днях сообщалось, что полный запуск первой в Иране атомной электростанции – «Бушер», строительств которой осуществляет Россия, - состоится до конца 2011 года.
«Для России важно, чтобы эти отношения с Ираном не обрушились», - отметил Марков.
Межуев считает, что еще одна точка соприкосновения между Москвой и Тегераном – это ситуация в Сирии. «Еще один важный момент. Конечно, Россию очень заботит сирийская проблема, учитывая особые российско-сирийские отношения опять же в сфере обороны и военных поставок и экономических контактов. Иран также не заинтересованы в том, чтобы ситуация в Сирии развивалась таким образом, чтобы произошло свержение нынешнего режима за счет того или иного революционного выступления», – сказал ООН «Актуальным комментариям».
Эксперт даже предположил, что именно сирийская проблематика послужила поводом для активизации отношений между Россией и Ираном. «Отчасти именно сирийская проблематика являются источником нынешних контактов с Ираном, некоего сближения Москвы с Тегераном. Иран является главным союзником сирийского режима, и здесь определенного рода интересы в сохранении какой-то стабильности в Сирии явно прослеживаются и у Москвы, и у Тегерана», отметил Межуев.
Напомним, что противостояние оппозиции и правящего режима в Сирии усилилось в последние дни, сообщается о сотнях погибших. Как писали »Актуальные комментарии», мировое сообщество уже отреагировало на события в Сирии и готово вмешаться. Россия придерживается своей прежней позиции невмешательства во внутренние дела Сирии. Так, недавно в ходе интервью Первому информационному кавказскому каналу, телекомпании «Russia Today» и радиостанции «Эхо Москвы Дмитрий Медведев заявил, что допускает принятие решений по Сирии, если президент Асад не восстановит гражданский мир в своей стране.
Иран, как один из главных оппонентов Запада критикует НАТО как за операцию в Ливии так и за желание вмешаться в Сирию.
Так что, действительно, Москве есть о чем поговорить с Тегераном.
Однако предстоящее сближение позиций России и Ирана, по экспертов, должно гармонировать с политикой «перезагрузки» между Москвой и Вашингтоном. «Отношения с Ираном могут в некотором смысле улучшаться, но есть некоторый предел этому улучшению. Россия никогда не пойдет на такое улучшение отношений с Ираном, которое в результате поставит под вопрос ее хорошие стратегические партнерские отношения с Западом», – резюмировал Марков.
Россия будет придерживаться более мягкой позиция по Ирану, какой она является в отношении Ливии и Сирии, по нескольким причинам. Дело в том, что, условно говоря, есть команда наказания, которая принимает решения, но Россия не в этой команде, она не в этом штабе и не участвует в принятии решений. Условно говоря, это страны НАТО, с которыми у России, есть ряд серьезных фундаментальных противоречий в этом отношении. Это первая причина.
Вторая связана с тем, что Западу очень важно, чтобы у Ирана не было ядерной программы. Для России это тоже очень значимо. Но Москва при этом имеет с Тегераном многочисленные другие отношения. Нам очень важно, чтобы эти налаженные отношения не обрушились.
Мы сотрудничаем с Ираном, например, в сфере борьбы с наркотрафиком из Афганистана. В этом направлении, например, с США и другими странами НАТО и Евросоюза отношения у нас не сложились. То есть, они проще сказать, практически не предпринимают никаких мер для борьбы с афганским наркотрафиком.
К тому же с Ираном у налажено сотрудничество по борьбе с экстремистами и радикальными исламистами. Также сложились партнерские отношения по вопросам транзита через Каспий. Нам важно сохранить все эти отношения.
Вернемся к перечислению причин, по которой позиция Москвы по отношению к Ирану будет мягкой. Дело в том, США и союзники НАТО чрезмерно уповают на силу в международных отношениях. Мы выучили урок Советского Союза, что поменьше нужно уповать на силу простую военную. К тому же у нас самих сейчас большой силы нет, поэтому наша стратегия - относиться скептически к попыткам добиться каких либо результатов уповая на силу.
Четвертая причина состоит в том, что за предложения Вашингтона голосует, как правило, американские сателлиты. России очень важно подчеркнуть ,что мы таковыми не являемся.
Пятая причина заключается в том, что у нас налажены партнерские отношения с Тегераном в области атомной энергетики. И мы не хотим, чтобы сотрудничество в области атомной энергетики было пересмотрено.
Конечно, у нас налажены контакты в области военно-промышленного комплекса, и для нас важно, чтобы это сотрудничество сохранилось. Тем более, что для нашего военно-промышленного комплекса такого рода проекты являются важными. Дело в том, что для многих предприятий ВПК такие проекты – это не только дополнительная прибыль, но это возможность выхода из зоны растраты в зону прибыли. Поэтому для нас такого рода контракты в области ВПК очень важны. Причем это одна из немногих отраслей в экономики, где Россия сохраняет лидирующие позиции мировые.
Вот пожалуй система причин, по которым мы будем придерживаться своей позиции по Ирану. Это в какой –то мере обусловлено и тем, что мы не очень доверяем американцам и их союзникам. Потому что они норовят все больше обмануть и побольше бомбить. Например, американцы несколько лет готовили грузинскую армию и при этом обещали нам, что они никогда не позволят грузинской армии воевать против Абхазии и Южной Осетии. И что сделали? Обманули.
То же самое получилось по Ливии. Американцы и страны НАТО обещали, что защитят мирное население и не дадут этому варвару Каддафи его уничтожать и так далее. А получилось, что они уже уничтожили населения не меньше, чем Каддафи. Получилось, что они просто заняли одну позицию в гражданской войне и дубасят объекты, в результате чего достается и мирному населению. Получается, опять обманули. Поэтому у нас доверия к ним, по большому счету нет.
При этом я бы не сказал, что «перезагрузка» стала буксовать. На мой взгляд, «перезагрузка» состоялась в том смысле, что произошел отход от безумной политики Джоржа Буша. А в самом термине «перезагрузка» подчеркнут факт не процесса длительного, а одного акта, который сбрасывает все предыдущие недостатки. Эта политика вполне состоялась. А в дальнейшем никто ничего не обещал.
Конечно, в дальнейшем развитии отношений имеются противоречия определенные. Но у России есть стратегический интерес иметь хорошие отношения с Западом для использования западных технологий, для модернизации экономики и социополитической экономической сферы тоже. Чтобы финансовые центры создавать нужно сотрудничать с Западом, чтобы технологическое перевооружение осуществить - тоже нужно сотрудничать и т.д. Так что Россия крайне заинтересована в стратегических партнерских отношениях с Западом.
Поэтому я думаю, что отношения с Ираном могут в некотором смысле улучшаться, но есть некоторый предел этому улучшению, Россия никогда не пойдет на такое улучшение отношений с Ираном, которое в результате поставит под вопрос ее хорошие стратегические партнерские отношения с Западом.
У меня нет, к сожалению, ощущения, что Россия в настоящий момент слишком уж сильно собирается противостоять мировому натиску. По иранской ядерной проблеме в том числе. На мой взгляд, несмотря на то, что Москва возражает против любых жестких действий в отношении Ирана, ее позиция по отношению к этой стране очень сильно изменилась со времен мюнхенской речи Путина. Мы с тех времен поддержали большое количество американцах военных инициатив в Совете Безопасности, пошли на сокращение наших военных контактов с Ираном. Я не исключаю, что это все может измениться, в том числе в результате встреч, подобных сегодняшней. На самом деле экономические контакты и отношения особенно военной сфере достаточно важны для России. Налажено сотрудничество между странами и в атомной энергетике. Я сомневаюсь, что эти отношения быстро будут прекращены.
Но, тем не менее, мне кажется, дипломатически сейчас мы скорее утратили эту инициативу быть третьей стороной в этом конфликте Ирана и Соединенных Штатов. Это произошло по целому ряду причин. Главная из них, на мой взгляд, желание сохранить идею «перезагрузки». Сейчас разумеется в силу того что «перезагрузка» переживает определенные сложности и в связи с делом Магнитского, и этими бесконечными списками, и позициями по европейской ПРО, то отношения с Ираном могут несколько усилиться.
Еще один важный момент. Конечно, Россию очень заботит сирийская проблема, учитывая особые российско-сирийские отношения опять же в сфере обороны и военных поставок и экономических контактов. Иран также не заинтересованы в том, чтобы ситуация в Сирии развивалась таким образом, чтобы произошло свержение нынешнего режима за счет того или иного революционного выступления. Здесь интересы России и Ирана сходятся. И я думаю, что отчасти именно сирийская проблематика являются источником нынешних контактов с Ираном, некоего сближения Москвы с Тегераном. Иран является главным союзником сирийского режима, и здесь определенного рода интересы в сохранении какой-то стабильности в Сирии явно прослеживаются и у Москвы, и у Тегерана.