Статья
710 24 ноября 2014 17:13

Закавказский форпост русского мира

Согласование деталей нового российско-абхазского договора подошло к своему завершению — в ближайшее время подписанный президентами Владимиром Путиным и Раулем Хаджимбой текст будет ратифицирован Государственной Думой и Народным Собранием РА.

Вступление в силу данного документа окончательно подведет черту под историей политического противостояния в республике, приведшего в мае к отставке Александра Анкваба. Наблюдавшиеся события наглядно продемонстрировали, что Абхазия сегодня нуждается в реформах и обновлении; в противном случае она рискует окончательно застрять на обочине региональных экономических и политических процессов, погрузившись в череду перманентных внутренних кризисов.

Говоря объективно, признание этого государства Россией в 2008 году, став переломным событием в его новейшей истории, так и не привело к кардинальным изменениям в укладе местной социально-экономической и общественной жизни. Оказавшись в совершенно ином статуте, нежели в предшествовавший период, страна, тем не менее, продолжала существовать по неформальным принципам и законам, сложившимся в эпоху ее вынужденной изоляции.

В итоге по-прежнему в крайне плачевном состоянии находятся многие важнейшие инфраструктурные объекты, пассивно продвигается обсуждение вопросов о начале нефтедобычи в республике, оптимизации работы портовой сферы и установлении железнодорожного сообщения с Арменией, не создано привлекательных условий для туристов, немалые опасения внушает доминирование в экономике теневого сектора. Абхазии необходима структурная модернизация, которую в силу комплекса причин в одиночестве ей не осуществить.

Но и формат отношений с Россией требует серьезной корректировки: в ситуации, когда Москва впервые после распада СССР столкнулась со столь масштабными геополитическими вызовами, двустороннее сотрудничество приобретает новые характерные черты.

Шесть лет назад российское руководство протянуло Сухуму руку помощи и пошло на существенные имиджевые риски и издержки для легитимизации абхазской государственности. И сегодня уже сама эта республика, окрепшая и постепенно освоившаяся в новом качестве, может продемонстрировать в духе традиций кавказской взаимопомощи ответный жест доброй воли и согласиться с теми стратегическими предложениями и инициативами, которые легли в основу текста договора.

Именно об этом, в частности, в своем последнем интервью государственному телевидению заявил Рауль Хаджимба. Россия не случайно инициировала обсуждение и подписание договора именно в текущих условиях.

Начавшаяся в Крыму и на юго-востоке Украины идейная кампания за укрепление и развитие концепции «Русского мира», не могла обойти стороной ближнее Закавказье, со времен так называемой «революции роз» находящееся под масштабным внешним давлением. Стремление изменить статус-кво, сложившийся после дезинтеграции Советского Союза, и встроить страны Южного Кавказа в систему евро-атлантической безопасности при определенном стечении обстоятельств могло бы коренным образом изменить расстановку сил в регионе.

Однако в краткосрочной перспективе этим планам не суждено было претвориться в жизнь: Азербайджан продолжил строить свою политику в русле относительного нейтралитета, Армения окончательно укрепилась на позициях стратегического союзника России, а жители Грузии, разочаровавшись в риторике и идеях Михаила Саакашвили, выбрали более прагматичное и конструктивное руководство. Стремительный взлет блока «Грузинская мечта» стал явным сюрпризом для кураторов постсоветского пространства в Вашингтоне и Брюсселе. Бидзина Иванишвили и его ближайший соратник Ираклий Гарибашвили не скрывали желания поэтапно реанимировать взаимодействие с Москвой и отказаться от ставки на силу при обсуждении будущего отделившихся территорий.

Безусловно, в центре внешнеполитической повестки дня для Тбилиси остается интеграция в НАТО, однако грузинское общество, судя по всему, приближается к негласному пониманию того факта, что единственный путь к решению этой задачи — официальное признание независимости Абхазии и Южной Осетии, которое оставило бы позади формальные препятствия для получения членства в Альянсе.

Разумеется, полноценная имплементация такого подхода будет оттянута на десятилетия — слишком свежи в памяти сотен тысяч грузин воспоминания о войне 1992-1993 годов, в результате которой многие из них лишись крова, потеряли родных и близких. Главное, однако, чтобы милитаристский запал, вовсю проявившийся при правлении команды Саакашвили, уступил место реалистичному взгляду на вещи, и рано или поздно это должно случиться.

Но, к сожалению, на политическом пространстве Грузии все еще присутствуют силы, успешно давящие на чувствительные струны соотечественников и демонстрирующие, по выражению Гарибашвили, «авантюристический» подход к борьбе за власть. В первую очередь речь, конечно, идет об Ираклии Аласании, экс-министре обороны, отправленном в отставку на фоне разрастающегося внутриэлитного конфликта. Покидая правительство, он упрекнул премьера за отказ от сближения с ЕС и НАТО (надо сказать, совершенно голословно) и объявил о переходе в жесткую оппозицию.

Главный представитель грузинского евро-атлантического лобби Аласания известен и как один из самых яростных противников абхазского самоопределения. Во многом корни этой позиции лежат в далеком прошлом: в ходе штурма Сухума он потерял отца, и тяжелая психологическая травма, безусловно, отразилась на последующих заявлениях и жизненных этапах молодого политика. Подобно многим оппортунистам он успел побывать соратником и Шеварнадзе, и Саакашвили, и Иванишвили, в лучших традициях логики «вовремя предать — не предать, а предвидеть», покинув команды двух предыдущих президентов в моменты начала спада их популярности.

Аласания пользуется нескрываемой поддержкой в Вашингтоне (так, сразу после отставки он отправился в США для консультаций), однако пока что ему не хватает веса для превращения в лидера национального масштаба. Выйти на принципиально более высокий уровень он мог бы, преодолев вражду с «Единым национальным движением» опального Сааакшвили и Давида Бакрадзе, сохраняющим значимое представительство в парламенте и всячески выказывающим новоиспеченному оппозиционеру свое расположение.

В последнее время ЕНД заметно активизировалось и 15 ноября организовало многочисленную акцию протеста в Тбилиси, обвиняя действующие власти в неспособности противостоять подписанию нового российско-абхазского договора. Еще одним конфликтом в грузинском истеблишменте, способным в любой момент сказаться на балансе сил, остается противостояние Гарибашвили и президента Георгия Маргвелашвили, который, по информации местных СМИ, в последние месяцы симпатизировал независимому поведению Аласании и даже демонстративно встретился с ним в разгар полемики в кабинете министров.

Пока что все эти персонажи — опальный глава военного ведомства, неудовлетворенный президент с ограниченными полномочиями и «саакисты», как иногда называют членов ЕНД, предпочитают действовать автономно. Однако история грузинских демократических процессов показывает, что нередко даже самые принципиальные оппоненты способны объединить силы ради прихода к власти, поэтому нельзя исключать возникновения в стране новых коалиций — на сей раз направленных на перехват инициативы у Иванишвили и Гарибашвили.

Конечно, назвать нынешнего премьера и его покровителя пророссийскими деятелями нельзя никоим образом — да, представители «Грузинской мечты» немало сделали для восстановления экономических связей с РФ и всякий раз заявляют о необходимости взвешенного отношения к диалогу с Москвой, однако, все еще отказываются от обсуждения каких-либо компромиссов по территориальным вопросам. Это и объяснимо, ведь заявив о готовности пойти на уступки, любой уважаемый грузинский политик рискует навсегда заполучить ярлык национал-предателя.

Но свойственный команде Иванишвили аккуратный и лишенный крайностей взгляд на абхазскую и югоосетинскую проблематику отставляет надежду, что со временем в Тбилиси все-таки признают безальтернативность полноценного размежевания с отколовшимися образованиями. Собственно, этой цели и должно служить подписание Договора о союзничестве и интеграции — окончательно закрепив свое присутствие в выстраиваемом Россией контуре региональной безопасности, Сухум похоронит надежды тех сил, которые все еще верят в возможность восстановления границ времен Грузинской ССР.

В свою очередь, любые внутриабхазские попытки отсрочить ратификацию договора либо выступить с протестами против него, как справедливо заметил Хаджимба, вызывают сомнения в моральной правоте их инициаторов. Ведь политические игроки из ЕНД и партии Аласании только и ждут возможности заявить о неспособности республиканского общества консолидироваться вокруг объединяющих идей.

Перечеркивая свои прошлые достижения, представители, к примеру, партии «Амцахара», выводящие с этими целями сторонников на улицу, невольно добавляют очки самым бескомпромиссным «ястребам» в Грузии, пытающимся убедить как сограждан, так и внешние силы в том, что ситуацию вокруг Абхазии еще можно переиграть.

Но реальность представляется совершенно иной: подписание договора фактически превращает республику в форпост русского мира в Закавказье. При том что формально Абхазия не может вступить в ОДКБ и Евразийский экономический союз, по сути, в диалоге с Россией она получает возможности и преференции, ранее являвшиеся привилегией государств-участников этих объединений. Создаются предпосылки для расширения международного признания РА — повысив эффективность своих вооруженных сил и правоохранительных органов, гарантировав развитие социально-гуманитарной сферы и наладив беспошлинный режим торговли с Москвой, Сухум встанет в ряд с наиболее динамичными государствами бывшего СССР. Кроме того, что немаловажно, достаточно яркий пример подается Южной Осетии и пока что непризнанным Россией народным республикам Донбасса.

В том случае, если ДНР и ЛНР решат настаивать на своей независимости и строить государственность самостоятельно, именно тот формат отношений с Россией, который закрепляется российско-абхазским договором, станет для них путеводным маяком и доказательством верности.

Ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".