Земство возрождается
Проблемы организации органов управления сельских поселений снижают авторитет всей системы власти в глазах граждан страны. Такое мнение высказал премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на II Всероссийском форуме сельских поселений в Мордовии.
Премьер выделил ряд основных проблем сельских поселений. Одним из ключевых вопросов он назвал слабую финансовую базу. «Сельские поселения и муниципальные районы практически полностью зависят от помощи из вышестоящих бюджетов, а их собственные доходы зачастую не превышают 30 процентов», - подчеркнул он.
При этом, по словам Путина, обязанностей у этого уровня власти много, более 30 функций. «Качественно реализовать свои полномочия с такими ресурсами очень трудно, а подчас невозможно», - считает глава правительства РФ.
В этой связи сельские администрации вынуждены передавать на районный уровень часть функций. «Получается, что на бумаге самоуправление на селе есть, а доходов, стимулов к развитию территорий подчас нет», - заявил он.
Путин также назвал в числе проблем дефицит кадров. «Считаю, что регионам следует расширить свое участие в подготовке и повышении квалификации муниципальных служащих, прежде всего в сельской местности», - заявил он.
По мнению премьера, все эти проблемы «обесценивают сам статус местного самоуправления, а по большему счету, снижают авторитет всей системы власти в глазах граждан».
Путин предложил ряд шагов по выстраиванию более эффективной системы управления в сельских поселениях.
«Необходимо четко выстроить финансовые отношения, включая порядок предоставления межбюджетных трансфертов на уровне регион, район и поселение», - заявил он. «Должны появиться понятные критерии оказания финансовой помощи сельскому самоуправлению, не зависящие от прихоти вышестоящего начальства», - убежден премьер.
Путин заявил о необходимости «и субъектам Федерации, и муниципальным районам в полной мере использовать механизм передачи на уровень нижестоящих бюджетов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов».
«Именно на уровне "район - поселение" должна оставаться значительная часть поступлений от налога от дохода физических лиц», - заявил он, признав, что вопрос не простой. «Но в этом направлении надо двигаться, ведь это хороший стимул для муниципалитетов создавать новые рабочие места, выводить из тени бизнес и зарплаты, создавать новый бизнес», - считает Путин.
Премьер заявляет, что за сельскими поселениями нужно закрепить и дополнительные источники доходов. «Сельские поселения обязаны выявлять административные правонарушения, в том числе за нанесение ущерба экологии, но взыскания в их бюджеты не поступают, и получается, что никакого стимула наводить порядок, следить за благоустройством нет», - пояснил глава правительства. «Считаю, что административные штрафы должны идти в бюджет того уровня власти, территории которого нанесен ущерб», - отметил Путин.
В числе других мер поддержки села он назвал содействие малому и среднему предпринимательству. «Мы все должны помочь сельским жителям расширить свое производство, прочно встать на ноги, чтобы они не торговали из-под полы, а имели нормальный доступ на рынок, развивали цивилизованный бизнес не только в сельскохозяйственных, но и в несельскохозяйственных сферах деятельности», - заявил премьер.
«Здесь не надо плодить никаких барьеров, а надо поддерживать деловую инициативу, и это обязательно окупится - и ростом доходов граждан, и пополнением бюджетов сельских поселений», - убежден глава правительства. Об этом сообщает «Интерфакс».
Путин напомнил, что со следующего года в рамках поддержки предпринимателей будет запущена специальная федеральная программа для начинающих фермеров, которые смогут получить грант на создание хозяйства, льготный инвестиционный кредит и единовременную помощь на бытовое обустройство.
Премьер-министр также призывает губернаторов направлять значительную часть средств из региональных дорожных фондов на строительство сельских дорог.
«Обращаю внимание субъектов федерации: у вас появляется серьезный ресурс для строительства дорог - региональные дорожные фонды. Считаю правильным, если при их формировании определенная, значительная часть средств будет направляться именно на сельские дороги», - сказал Путин.
Он назвал строительство дорог в селах ответственным и правильным подходом к развитию региона, тем более что жители села вносят существенный вклад в наполнение дорожных фондов и, как и все другие граждане страны, имеют право на нормальные дороги.
Глава правительства подчеркнул, что необходимо пересмотреть технические нормативы строительства дорог к предприятиям, фермам, другим производственным объектам в сельской местности. По его словам, это необходимо сделать для того, чтобы «с одной стороны, снизить время и финансовые затраты, а, с другой, - сделать такие дороги, более функциональными и удобными для движения сельхозтехники, естественно, при соблюдении норм безопасности».
На совещании стало известно, что правительство РФ разрабатывает новую Федеральную целевую программу (ФЦП) по совершенствованию инфраструктуры села до 2020 года.
«Принято решение продлить ФЦП "Социальное развитие села" до 2013 года и уже приступили к разработке концепции новой федеральной целевой программы, которая определит основные направления совершенствования социальной, инженерной, жилищно-коммунальной инфраструктуры села до 2020 года», - сказал глава правительства.
Он напомнил, что в рамках ФЦП на социальное развитие села за последние восемь лет из федерального бюджета выделено более 40 миллиардов рублей, порядка 190 миллиардов рублей поступило в село из региональных бюджетов и внебюджетных источников.
«В результате мы смогли построить более 14 миллионов квадратных метров жилья, обеспечить газом и водой более половины домов в сельской местности. Кроме того, значительно улучшили электроснабжение и телефонизацию. Конечно, этого еще недостаточно. Это сделано, но предстоит сделать еще намного больше», - заявил Путин.
По его словам, в 2011 году на эти цели выделяется 26 миллиардов рублей, из них около 8 миллиардов - средства федерального бюджета.
«Намечено построить, приобрести 915 тысяч квадратных метров жилья для сельских граждан, в том числе 510 тысяч квадратных метров для молодых семей и молодых специалистов», - уточнил Путин.
Прьемьер-министр также заявил, что правительство РФ до 2013 года намерено выделить порядка 7 миллиардов рублей на строительство дорог, которые свяжут сельские населенные пункты с общефедеральной сетью автомобильных дорог.
Мероприятие проходило в Мордовии, в селе Атемар. Накануне встречи сообщалось, что планируется также обсудить вопросы финансового обеспечения местных бюджетов, стратегии действий местных властей по развитию предпринимательства, экономической и социальной инфраструктуры на селе, совершенствованию земельного законодательства, и другие.
По мнению экспертов, региональные власти, как правило, понимают необходимость модернизации и вложения средств в село, но на практике они не обладают достаточными финансовыми резервами, и все надежды в регионах возлагаются в основном на федеральный центр. Такое мнение «Актуальным комментариям» высказала ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко.
Хотя приоритет этого направления для ряда территорий, по ее словам, неоспорим, это касается, прежде всего, юга России, а также некоторых областей в центральной России и в Поволжье.
«Самостоятельное привлечение инвестиций, как и в других отраслях, пока не очень масштабное. Как в прошлом году во время засухи федеральный центр фактически спасал положение собственными силами, так и в дальнейшем на региональном уровне модернизация представляется глобальной задачей, которую решать будут призваны прежде всего федеральные власти», - рассказала она.
Как отметила Гончаренко, успехом будет разработка конкретных проектов на региональном уровне, под которые «можно было бы обратиться за финансированием к центру, или будут предприняты условия для привлечения инвесторов, связанные с развитием инфраструктуры и со снятием административных барьеров».
Нужно отметить, что последнее время отмечается повышенное внимание руководства страны к аграрному сектору. Буквально на прошлой неделе президент страны Дмитрий Медведев провел встречу с жителями села Ненашево Тульской области.
Поводом для встречи стали письма сельчан. Президент отметил, что письмо, которое написали ему жители села Ненашево, «показалось ему интересным». Он объяснил свое решение встретиться с селянами тем, что в письме говорится о проблемах, «с которыми сталкивается огромное количество жителей нашей страны». Он напомнил, что сельские жители составляют треть населения России.
На встрече затрагивались проблемные вопросы, связанные с сезонным фактором. Прошлогодняя аномальная жара нанесла серьезный урон урожаю.
«Это будет очень тяжелым испытанием, если такие погодные условия повторятся», - сказал Медведев.
Он заверил, что государство будет стараться и дальше помогать сельхозпроизводителям. «Что-нибудь придумаем на эту тему», - заметил он, отвечая на реплику директора хозяйства о том, что такого лета, как в прошлом году, не было за четверть века. Обсуждалась тема выделения земельных участков под строительство жителям села.
Узнав, что выделяют по 15 соток, президент заметил: «Меня это иногда раздражает и даже злит. У нас ведь полно земли. Раньше всех загоняли по идеологическим причинам в такие рамки - давали по три сотки, по пять. На самом деле нужно давать хоть по 50 соток, хоть по 100. Кто хочет иметь больше, должен брать», - заявил президент.
Говоря о жилищной проблеме, Медведев отметил, что «тема жилья сегодня - главная для села». Однако отметил, что стандартная ипотечная система, действующая в городе, неприменима для села.
В общении с президентом жители Ненашево также посетовали на то, что приходится продавать производимую ими сельхозпродукцию по низким ценам, тогда как на рынке она стоит в несколько раз больше. В частности, отметили участники встречи, литр производимого в селе молока продается за 14 рублей, тогда как в конечном итоге в магазинах эта продукция стоит 40-50 рублей.
Президент пообещал решить и эту проблему
Одной из тем встречи стала ситуация с приобретением сельхозтехники. Участники встречи отметили, что для небольших хозяйств закупать такую технику не по карману, но без нее невозможно конкурировать с зарубежными сельхозпроизводителями. «Нам на вилах и на лопатах в ВТО делать нечего», - сказал директор хозяйства Сергей Ворона.
Нужно отметить, что некоторые эксперты также высказывают опасения, что вступление в ВТО чреваты проблемами для отечественного аграрного сектора.
Однако, судя по всему, правительство намерено защитить отечественного производителя.
Так, накануне Владимир Путин сказал, что вступление России в ВТО не будет означать полного открытия российского рынка для иностранных товаров.
Россия намерена сохранить возможности для поддержки отечественных производителей, уточнил премьер.
«Чувствительные позиции, безусловно, будут защищены более высокими ставками таможенного тарифа», - сказал Путин.
Стоит отметить, что эксперты по-разному оценивают ситуацию в сельском хозяйстве.
Так, генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев считает, что реформы 90-х убили село. «Ему, по большому счету, нанесен невосполнимый ущерб. В лучшем случае мы можем попытаться сделать что-то, чтобы не умерли остатки того, что было когда-то», отметил он «Актуальным комментариям»..
По его словам, возрождению сельского хозяйства может способствовать недавно принятая программа продовольственной безопасности, которая поставила некие ориентиры по производству сельхозпродукции.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов наоборот считает, что сельское хозяйство находится на подъёме, так как некоторые из его отраслей растут очень интенсивно. «Прежде всего, это касается животноводства, но не только», - отметил он «АК». По его словам, главный механизм, с помощью которого регуляторы и власть в целом может помочь сельскому хозяйству – это не мешать и устанавливать жесткое квотирование ввоза сельскохозяйственной продукции.
«Нужны не кредиты, а прежде всего протекционистские меры. В этом случае конкурентоспособность и само товарное производство будут возрастать», - отметил он.
Аналогичное мнение высказал «Актуальным комментариям» президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов.
По его словам, внутренняя конкуренция в этой сфере существует, поэтому протекционизм в данной сфере не так вреден и не несет большого негатива. «Это необходимо, потому что импортная сельхозпродукция очень легко вытесняет с прилавков отечественного производителя», - отметил он.
По его словам, вступление в ВТО по условиям, которые согласованы, не столько сильно ухудшает существующий уровень тарифный защиты, сколько усложняет его.
Эксперты сошлись во мнении, что сельское хозяйство нуждается в поддержке центральных властей и необходимы механизмы для развития агропромышленного комплекса, который является гарантом продовольственной безопасности страны.
Форумы сельских поселений как раз и являются дискуссионной площадкой, где можно обсудить существующие проблемы и выработать механизмы с учетом интересов не только власти, но и людей, задействованных в этой области. Одна из заявленных задач нынешнего форума - сформировать единые подходы к решению инфраструктурных проблем в сельской местности, определить пути повышения эффективности решения этих проблем органами местного самоуправления.
В мероприятии участвуют главы сельских поселений и муниципальных районов, депутаты местных представительных органов, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, курирующие вопросы развития сельских территорий.
Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей России. Вступление в ВТО серьезно усложнит жизнедеятельность российских аграриев. Судя по достигнутым договоренностям, будет переходный период примерно в 5 лет для того, чтобы адаптироваться к новым условиям внешней торговли. Плюс ко всему предъявляются требования сократить субсидии. И очевидно, что необходимо будет создать базу в течении всего этого периода, чтобы эффективно конкурировать. Прежде всего, речь идет об европейских, турецких производителях, активно представленных на российском рынке.
Судя по тематике встречи, важным является, прежде всего, стимулирование не крупных игроков, крупных агрохолдингов, а именно домохозяев. На домохозяйство приходится значительная часть продукции. При этом для них традиционно доступ к кредитным ресурсам намного сложнее, они более чувствительны к различным изменениям конъюнктуры. Чтобы сформировать сильное фермерское хозяйство на базе сложившихся во многом стихийно домохозяйств, необходимо создать определенные условия.
Согласно проекту развития агропромышленного комплекса (АПК), была сделана ставка в том числе на развитие такого типа хозяйств. При этом возможностей для расширения до сих пор остается крайне мало, фактически единственным каналом финансирования остается Россельхозбанк, при этом часто очень сложно получить кредит домохозяйству. Соответственно, необходимо привлекать новые каналы кредитования алого бизнеса помимо государственных финансовых организаций.
Наконец, крайне важным является формирование единого эффективного рынка предложений для этих структур. Сейчас пока товар попадет от производителя к потребителю, он проходит через руки нескольких посредников, что ведет к росту стоимости и сокращает рентабельность домохозяйства. Создание единых специализированных точек торговли, либо формирование единой системы закупок позволит аккумулировать достаточные денежные средства для развития и расширения этого производства.
Главная проблема в сельском хозяйстве - это неспособность российского сельского хозяйства обеспечить продовольственную безопасность страны. Очень много сельхозпродуктов - импортные, и в случае конфликта с Западом, Россию может ожидать продовольственная блокада. В любом случае наше сельское хозяйство нуждается в серьезных реформах для того чтобы оно хотя бы на две трети, 70 – 80 процентов обеспечило внутренний рынок самостоятельно. Сейчас кроме того, что мы подрываем продовольственную безопасность и оплачиваем труд фермеров других государств, это еще бьет по карману. Сельхозпродукты поступают к нам из других стран, где совершенно другие цены, совершено другой уровень оплаты труда.
На мой взгляд, России ставку нужно сделать на формирование крупных агрокомплексов, на развитие капитализма в сельском хозяйстве. Именно такой развитый сельскохозяйственный капитализм и может вытянуть наше крестьянство на новый уровень. Ставка на фермера-частника себя не оправдывает. Поскольку хозяйство этого частного фермера слишком мелкое для того, чтобы он мог нормально развиваться и давать нормальное количество продукции в приемлемом качестве. Поэтому, мне кажется. будущее здесь за такими капиталистическими сельскохозяйственными фабриками, которые смогут внедрять методы хозяйствования на российской земле.
Думаю, это задача центральных властей, потому что продовольственная безопасность касается всей страны. Если хозяйством будут заниматься только региональные власти, это грозит как в 90-е годы закрытием рынков для тех или иных областей для товаров извне. Все это неприемлемо, поэтому, мне кажется, что подобный проект должен быть в руках центральной власти.
Большинство развитых стран, которые имеют сильные сельскохозяйственные секторы, его основательно датируют. Так поступают и Соединенные Штаты, и страны на Западе, и в Европе. Видимо, так будет вынуждена поступать и Россия.
Это происходит потому, что это значимо не только экономически, как отрасль экономики, но это и способ подержания своего населения, и фактор продовольственной безопасности, о которых многие крупные государства заботятся.
Сложность однако состоит в том, что при современном уровне развития агротехнологий для производства сельхозпродукта требуется все меньше рабочих рук. Поэтому поддержка наращивания эффективности агропромышленного комплекса не всегда означает обеспечение положенной занятости населения или просто подержания на плаву села. То есть, не нужно для обеспечения эффективности таких агропромышленных предприятий, животноводческих хозяйств, такого количества людей как раньше. Это противоречие достаточно серьезное. Противоречие, по сути, между развитием села и развитием сельхозпромышленности. Все это, как обычно, рассматривается в едином комплексе, но здесь есть разные задачи и разные методы эффективности.
Есть еще одна проблема связана с открытостью рынков для импорта сельхозпродукции. На мой взгляд, здесь как раз социальные интересы селян и интересы агропромышленного бизнеса совпадают. Мы нуждаемся в протекционизме этой сферы. И главное, что он может нам помочь, потому что в принципе внутренняя конкуренция в этой сфере существует. Поэтому протекционизм в данной сфере не так вреден и не несет большого негатива. Это необходимо, потому что импортная сельхозпродукция очень легко вытесняет с прилавков отечественного производителя. И вступление в ВТО по условиям, которые согласованы, не столько сильно ухудшает существующий уровень тарифный защиты, сколько скорее усложняет. Во-первых, устраняет возможность пересматривать эти позиции защиты. Во-вторых, усложняет меры субсидирования и поддержки.
Если говорить об общей ситуации в сельском хозяйстве, то можно гордиться возросшим экспортом зерна, но при этом умалчивать про плачевное состояние животноводства. Поэтому если по отдельным позициям все неплохо, то в целом, конечно, импорт преобладает. И это плохо как с точки зрения продовольственной безопасности ,так и с точки зрения потенциала экономического и социального.