Статья
1033 3 июня 2011 16:11

Железнодорожное обновление

Премьер-министр России Владимир Путин назвал определение справедливых тарифов одной из важнейших задач для развития железнодорожного бизнеса.

Выступая на встрече с лидерами российского и иностранного железнодорожного бизнеса, он сказал, что правительство РФ при этом «будет ориентироваться на разумный баланс». «С одной стороны, железнодорожники должны иметь ресурсы для развития, для ремонта и вообще развития всей инфраструктуры. С другой - уровень цен на перевозки не должен быть чрезмерным и подавлять общую деловую активность в стране», - заявил российский премьер, сообщает «Интерфакс».

К другим задачам Путин отнес «необходимость серьезного обновления всей железнодорожной сети страны, включая развитие высокоскоростного сообщения». По его словам, «за последние три года только из федерального бюджета на цели развития транспортной системы России было направлено свыше 330 млрд рублей».

Премьер-министр заявил о необходимости серьезной модернизации технической базы отрасли. По его словам, это означает, что у России есть «долгосрочный гарантированный спрос на технику», а стратегической целью является обновление парка.

Как рассказал Путин, в правительстве рассматривается возможность применения так называемого «сетевого контракта». Он предусматривает «взаимные обязательства государства и владельца инфраструктуры». «Государство берет на себя часть расходов по развитию и модернизации инфраструктуры, а собственник обязуется обеспечить ее бесперебойную и безопасную эксплуатацию», - пояснил премьер.

По словам Путина, работу по модернизации железнодорожной инфраструктуры будут тесно увязывать с интеграционными процессами, как, например, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство.

Как писали «Актуальные комментарии», в апреле Владимир Путин на заседании президиума правительства потребовал обратить внимание на ценообразование в пригородном железнодорожном транспорте. Как отмечал глава правительства, ценообразование на транспорте должно быть рыночным, но резкие скачки цен недопустимы.

В мае президент ОАО РЖД Владимир Якунин пообещал, что стоимость проезда в пригородных электричках в 2011 году не изменится. По его словам, никакого дополнительного повышения тарифов, кроме того, который соответствует инфляции, не будет.

Комментарии экспертов
Прежде всего, следует отметить, что реформа РЖД движется к своему завершению, сейчас крайне важным является формирование тех механизмов, которые бы позволили эффективно функционировать этой системе, особенно в преддверии Олимпиады в Сочи, когда будет запущен целый ряд крупных инфраструктурных проектов. 
 
Очевидно, что государство одной из основных целей ставит именно развитие этого направления инфраструктуры, в то время как  на производителей, например перевозчиков, ляжет необходимость содержания и поддержания ее в необходимом рентабельном состоянии. Это позволит компенсировать и перестраховать экономические и политические риски крупных компаний (все инфраструктурные проекты достаточно дорогостоящие и работать в этой сфере крайне сложно). 
Соответственно, в этом контексте крайне важно перестраховать те риски экономические и политические, которые существуют, и повысить привлекательность данной отрасли.
 
Без государственной поддержки финансирование этих проектов является крайне сложным и затратным. Очевидно, что основными клиентами данной поддержки может стать РЖД, но при этом существует  целый ряд инфраструктурных компаний, которые также активно связаны с непосредственно крупными инвестиционными проектами. Это и «Росавтодор», и энергосетевая инфраструктура и МРСК.  Очевидно, что также это посыл и для иностранных партнеров.  
 
Напомню, что одной из основных проблем за последнее время для европейских инвесторов являлись сложности, связанные с подключением к сетевым инфраструктурам. Строить какой-то объект без гарантии того, что будет электроэнергия и необходимые подъезды крайне сложно. Поэтому здесь важно выстроить определенную базу для экономического роста в жизненно важных отраслях, таких как машиностроение, нефтепереработка, металлургия, то есть, те сферы, которые достаточно сильно зависят от необходимого инфраструктурного сопровождения данных проектов. 
 
Что касается тарифов, до последнего времени тарифоформирование в Российской Федерации  шло достаточно сложно. Просто повышением стоимости перевозок решить проблему крайне сложно. Необходимо было придумать модель, которая позволила бы эти риски перестраховать. Может быть, она не достаточно устроила РЖД, о чем было заявлено. Но в той или иной степени она позволит с одной стороны избежать фронтального достаточно активного повышения цен, а с другой стороны, обеспечить инвестпрограмму РЖД,  которая в некоторых случаях является социально-ориентированной. То есть, от нее зависят важные социальные факторы, например, связанные с перевозкой пассажиров на достаточно нерентабельных направлениях, например, связанных с пригородными поездами. 
 

Премьер заявил о том, что необходимо найти какой-то баланс, который позволяет выработать оптимальные тарифы и, а с другой стороны, вполне обеспечил бы инвестпрограмму РЖД.  

Заявление премьера о том, что работу по модернизации железнодорожной инфраструктуры будут тесно увязывать с интеграционными процессами, как, например, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство, - абсолютно обосновано.

Именно в таких рамках нужно стимулировать интеграционные процессы, в том числе за счет снижения издержек на транспортировку и соответственно создание инфраструктуры. Поскольку чем дешевле будут взаимные перевозки, тем больше будет стимулов для интеграционных процессов.

Соответственно с этим, конечно, железнодорожные дороги нужно строить не абстрактно, а под решение стратегических задач. Экономическая интеграция в рамках единого экономического пространства - это один из приоритетов страны. И хорошо известно, что осуществляется уникальный проект, связывающий Тихий океан, например, с центром Европы. Российская колея проляжет до Вены.

Это, конечно, будет стимулировать наших партнеров входить в единое экономическое пространство и пользоваться инфраструктурой, возможностью действовать на европейских рынках. И премьер, который много сил уделяет интеграции, Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, стимулирует это разными способами, в том числе и созданием соответствующей инфраструктуры.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".