Жуков возглавил ОКР
Олимпийское собрание избрало главу Олимпийского комитета России (ОКР). Им стал вице-премьер РФ Александр Жуков, который ,sk выдвинут на безальтернативной основе 20 членами комитета и различных организаций. При этом Александр Жуков сможет продолжить работу и на посту вице-премьера.
«Я остаюсь на посту вице-премьера. Моя роль лично - координировать усилия государственных органов и спортивных организаций, чтобы не было никаких конфликтов. Каждому на этой поляне есть свое место», - сказал Александр Жуков журналистам после своего избрания.
Отвечая на вопрос о финансировании спорта, он сказал, что о конкретных цифрах пока говорить преждевременно, однако отметил, что одним из источников финансирования будет часть рекламных поступлений в ОКР в связи с проведением Игр-2014 в Сочи, собственная маркетинговая программа Олимпийского комитета, а «может быть, самый главный источник - это олимпийская лотерея».
Прежний президент ОКР Леонид Тягачев добровольно ушел в отставку после провала российской сборной на зимней Олимпиаде в Ванкувере. Но он продолжит участвовать в жизни олимпийского движения, став теперь почетным президентом ОКР. Сегодня его избрали на эту должность.
Накануне на заседании исполкома Олимпийского комитета были одобрены поправки в устав, отменяющие ограничения на число почетных президентов ОКР.
Норма о почетном президенте появилась в Уставе ОКР в 2001 году, когда с поста президента ОКР ушел член Международного олимпийского комитета (МОК) Виталий Смирнов. До настоящего времени он является почетным президентом.
Что касается подготовки инфраструктуры к Олимпийским играм 2014 года, то в этом году строится будут 144 объекта. Об этом в конце апреля доложил в Госдуме другой вице-премьер - Дмитрий Козак. Он тогда сказал, что «нет никаких опасений по поводу того, что мы своевременно и с высоким качеством построим все олимпийские объекты, сейчас мы вышли на прямую».
Вице-премьер сообщил тогда, что в настоящее время на строительстве олимпийских объектов занято 15,5 тыс. рабочих, из них всего 772 человека представляют страны ближнего Зарубежья. В рамках строительства олимпийских объектов в Сочи необходимо переселить жителей из 614 индивидуальных жилых домов и 38 многоквартирных.
По его словам, необходимо будет построить, в итоге, 510 индивидуальных жилых домов и 326 квартир для этой категории граждан. «На сегодня процесс переселения находится на пике», - подчеркнул Дмитрий Козак.
Он сообщил, что общая площадь под застройку олимпийских объектов составляет шесть тысяч гектаров, из них 237 га - это частные земли.
По словам вице-премьера, в 2009 году госфинансирование на объекты олимпиады составило 206 млрд рублей, а в этом году планируется 185 млрд. При этом он заявил, что в виде спонсорских средств удалось привлечь 1 млрд долларов. Это позволит минимизировать расходы федерального бюджета. «Эти средства выделялись спонсорами на добровольных началах без административного воздействия», - отметил вице-премьер.
Он сообщил, что в процессе строительства задействовано около 30 иностранных компаний, которые выступают субподрядчиками и консультантами. Вместе с тем, говоря о заказах на строительство, Дмитрий Козак сказал, что «все пытаются получить заказы с заднего хода, и эти разговоры отнимают очень много времени, и все стремятся получить именно подряд без участия в конкурсе».
По словам вице-премьера, ежеквартально контроль за строительством олимпийских объектов осуществляют эксперты Международного олимпийского комитета, которые дают свои оценки и рекомендации по оптимизации строительства. «Более 170 рекомендаций экспертов МОК за восемь визитов для нас были очень полезными», - сказал Дмитрий Козак.
Он подчеркнул, что делается все необходимое, для того, чтобы сохранить экологический баланс в районе олимпийской стройки, чтобы в итоге город Сочи стал полноценным горно-климатическим курортом.
По словам Дмитрия Козака, удалось сформировать «пул инвесторов в рамках строительства объектов, для которых созданы благоприятные условия. Частные инвестиции пойдут, в том числе, на строительство порта, а также аэропорта и на другие объекты, в том числе гостиничного комплекса».
Выступая тогда в Думе, вице-премьер выразил надежду, что новым главой Олимпийского комитета России станет вице-премьер Александр Жуков.
«Александр Жуков - это мой товарищ, мы с ним сидим рядом на заседаниях правительства и работаем в соседних кабинетах. И мы координируем все вопросы, связанные с развитием спорта и подготовкой к Олимпиаде, и я уверен, что его работа на должности главы ОКР будет эффективной», - сказал журналистам вице-премьер.
Он также считает, что к Олимпиаде в Сочи удастся подтянуть российскую сборную в своих выступлениях с тем, чтобы в 2014 году наша сборная не показала таких провальных результатов, как на Играх в Ванкувере. «Нужно, не откладывая в долгий ящик, приступить к выполнению реальной программы по подготовке наших спортсменов в спорте высших достижений», - отметил Дмитрий Козак. По его мнению, это вполне реально осуществить за оставшееся до 2014 года время.
По информации Интерфакс и Олимпийского комитета России.
В деле подготовки к Олимпиаде можно выделить два аспекта. Первое – подготовка спортсменов для улучшения результатов России на Олимпиаде. Второе – это инфраструктурная подготовка, строительство сооружений и спортивных объектов, досуговая инфраструктура, транспортная инфраструктура и т.д. Обе эти задачи выглядят довольно проблемными.
Что касается сугубо спортивной составляющей, то не снята проблема падения статуса Олимпийских игр. Не снята проблема интереса в России к зимним видам спорта, в том числе массового спорта, и здесь вряд ли можно ожидать каких-то колоссальных прорывов. Интерес общества к зимним видам спорта по сути возникает раз в 4 года, и каких-то ярких решений здесь не принято.
Что касается инфраструктуры, то здесь возникает много проблем по срокам ввода в действие объектов, по качеству, по цене. Здесь логично было бы подумать над рационализацией ценовой политики. Но в условиях гонки за сроки вряд ли это в полной мере возможно.
Кроме того, важный вопрос, что будет дальше с Сочи? Риск того, что будут построены дорогостоящие объекты, которые будут дороги в эксплуатации и непосильны для потребителя, высок. Вариант, что построят российский Лас Вегас, при котором можно будет за 30-40$ в день останавливаться в высококлассной гостинице, кажется мне маловероятным, поскольку в целом в России традиционно завышаются подобные цены.
Если Жукову удастся с этими проблемами справиться, это было бы очень позитивно. В целом Жуков работой в правительстве показывал себя как квалифицированный, исполнительный, достаточно прозрачный чиновник, но который не был высокоэффективным лоббистом. И будучи фигурой неконфликтной, наверное, ему будет сложно справляться с тем перечнем конфликтов, которые я обозначил.
Избрание Жукова на пост президента Олимпийского комитета – это прежде всего повышение уровня этой должности, потому что до этого момента в России президенты Олимпийского комитета как правило не были высокопоставленными государственными чиновниками. Между тем, общемировая традиция свидетельствует скорее об обратном. То есть во многих странах мира должность президента Олимпийского комитета может занимать довольно высокопоставленный человек. В монархических государствах это могут быть принцы, ближайшие родственники монарха, в других государствах это могут быть довольно видные государственные деятели и т.д.
В общем-то, пост президента Олимпийского комитета в других странах как правило более важный и более престижный, чем пост президента Олимпийского комитета в России. Учитывая то обстоятельство, что приближается Олимпиада, российские власти решили подтянуть этот пост вверх и назначить на него человека, который реально имеет отношение к правительству и может решать вопросы на самом высоком уровне, оперативно, и чей авторитет будет весьма высок, поскольку это заместитель премьер-министра Владимира Путина. И, таким образом, в случае каких-то проблем он может напрямую обратиться к главе правительства, и вряд ли кто-то сможет оспорить решение.
Поэтому мне кажется, что это избрание – это совершенно правильная перестройка работы нашего олимпийского движения и образование в нём единого управляющего центра. Прошлая Олимпиада в частности показала, что нет единого человека, который бы отвечал за Олимпиаду в целом. Есть министр спорта, который отвечает за своё направление, есть президент Олимпийского комитета, который отвечает за своё. И этот дуализм, разумеется, не очень хорошо сказывается на подготовке к Олимпиаде.
Сейчас, после того как Жуков станет президентом Олимпийского комитета, этот дуализм, скорее всего, будет устранён, потому что Жуков значительно выше по должности, чем Мутко, министр спорта. И было бы логично, если бы Жуков это направление курировал. Скорее всего, так оно или уже есть, или так будет.
Поэтому необходимый принцип единоначалия вводится в российское олимпийское движение. Хотя формально олимпийское движение является негосударственным, на деле в любой стране мира оно очень сильно слито с государством, и глупо это игнорировать. Поэтому наличие двух голов – одной общественной (президент Олимпийского комитета), а другой государственной (министр спорта) – только мешало. Сейчас, по сути дела, когда эти функции, функции государственно-общественного руководства подготовки к Олимпиаде, объединяются в одних руках, это можно только приветствовать.