Статья
5356 25 августа 2017 10:19

5 технологий, которые могут повысить явку на выборах

В СМИ и социальных сетях активно обсуждается новость о том, что Кремль якобы будет использовать сервис знакомств «Мамба» для повышения явки на выборах. «Выпущено приложение, помогающее найти половинку и вместе пойти на выборы. Если эксперимент удастся, его можно будет использовать во время президентской кампании в 2018 году», — сообщает «Дождь». Эффективность такой технологии вызывает сомнения, однако есть способы, которые точно помогут повысить информированность граждан о выборах и замотивируют пойти на них.

Пуш-уведомления в социальных сетях. Пожалуй, самым эффективным способом информирования граждан будет уведомление в двух наиболее популярных социальных сетях в России: «ВКонтакте» и «Одноклассники».

По данным Brand Analytics, в мае 2017 года в соцсетях было зафиксировано 38 миллионов активных пользователей (те, кто написал хотя бы один пост). По другим данным, общая аудитория всех социальных сетей в России составляет около 78 миллионов человек, а с Инстаграмом — 90 миллионов пользователей. Для сравнения, на прошлых парламентских выборах всего проголосовало 52,7 миллиона человек.

Конечно, у данного способа есть и некоторые минусы. Во-первых, это в какой-то мере противоречит этике. Уведомления получат пользователи, которые не подписывались на подобную рассылку. Во-вторых, будет довольно сложно договориться с владельцами социальных сетей. В-третьих, уведомления могут быть расценены как навязывание и вызовут обратную реакцию.

Инициатива уже подвергалась критике, однако в других странах социальные сети сотрудничают с властью для того, чтобы граждане были проинформированы о выборах. Речь идет именно об информировании, а не агитации за конкретного кандидата или партию.

Геоинформационные сервисы и геймификация. В 2012 году на выборах в США сервис Foursquare отображал в режиме реального времени чекины на участках для голосования. В процесс привносился и элемент игры. Пользователи получали бейдж с соответствующим достижением. Теоретически нечто подобное можно было бы реализовать на выборах 2018 года. Тема может быть особенно популярной среди молодых людей, так как именно эта возрастная группа чаще других пользуется подобными продуктами.

Интерактивные карты с участками. Сейчас найти свой УИК не так-то просто. За каждым участком закреплено определенное количество домов, поэтому чаще всего в общем списке нужно сначала найти свой дом, а затем уже определить участок. Если создать удобную карту со всеми УИКами города, то пользователям будет значительно проще проголосовать.

В мае сообщалось, что ЦИК по этому вопросу сотрудничает с «Яндексом», однако затем эта информация была опровергнута руководством компании. Тем не менее, технология может значительно упростить навигацию, а одним из главных факторов, влияющих на решение идти голосовать или нет, является отсутствие издержек для гражданина. Поиск участка в текстовом списке домов — это издержки.

Портал госуслуг. Если для реализации прошлых схем государству необходимо договариваться с частными компаниями, то здесь можно использовать собственную информационную инфраструктуру.

В 2017 году количество зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) граждан достигло 40 млн человек, что делает этот канал информирования крайне эффективным.

Помимо адресов электронной почты пользователи при регистрации указывают свои номера телефонов, поэтому можно обеспечить адресную рассылку SMS.

Email-рассылка. Пожалуй, самый простой, но наименее эффективный способ — сплошная email-рассылка по случайным адресам. Во-первых, это неэффективно, а во-вторых, довольно ресурсозатратно. Кроме того, у большинства людей настроены спам-фильтры, а даже если письмо пройдет проверку, вероятность, что его откроют все равно стремиться к нулю. Пользователи сети перестали реагировать на спам, а подобная веерная рассылка воспринимается именно так.

Все эти инструменты могут быть использованы для информирования населения, однако опасно использовать все их сразу, так как при чрезмерном давлении может возникнуть ощущение навязывания, а не информирования. Если пользователь получит пуш-уведомление в ВК, сообщение на электронную почту, приглашение проголосовать от госуслуг, то, скорее всего, на выборы он не пойдет просто назло.

Михаил Карягин, политолог
2 сентября 2024 Колонки
Силиконовая долина приходит в госуправление
 Силиконовая долина приходит в госуправление Ярослав Барыкин о цифровизации систем государственного управления
30 августа 2024 Новости
Ответственность разработчиков: эксперты о технологиях ИИ
 Ответственность разработчиков: эксперты о технологиях ИИ Разработчики ИИ не могут нести полную ответственность за последствия использования их продукта, считают западные эксперты. Они также указывают, что многие аспекты современных конфликтов определяются интернетом и цифровыми технологиями.
26 августа 2024 Новости  Государство, технологии и риски вмешательства Технологические изменения последних лет повысили чувствительность государств к вызовам со стороны мессенджеров, цифровых платформ и IT-гигантов. Публикуем отрывок о характере этих процессов из статьи Алексея Чеснакова и Даниила Паренькова «Ощетинившиеся акторы» в журнале «Россия в глобальной политике».
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".