Статья
29 Марта 2011 0:01

Аэропорты Москвы завяжут в узел

Аэропорты Москвы завяжут в узел
Фото: Shutterstock

<p><strong>Московские аэропорты «Шереметьево» и «Внуково», контролируемые государством и правительством Москвы, могут быть объединены в единый комплекс, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.</strong></p>
<p>«Сейчас Минтранс с мэром Москвы договорились об объединении в единый комплекс "Шереметьево" и "Внуково"», - сказал премьер в понедельник в ходе совещания по вопросу развития московского авиатранспортного узла.</p>
<p>По его словам, оценочная стоимость единого комплекса двух аэропортов составит «несколько десятков миллиардов рублей». «Мы исходим из того, что возникнет синергия, которая создаст условия для существенного увеличения возможностей грузопотока, пассажиропотока», - отметил премьер.</p>
<p>При этом премьер-министр подчеркнул: «У государства нет цели вечно сидеть в этих активах, этот шаг направлен на то, чтобы создать единый комплекс, технологически его обустроить и потом по соответствующей рыночной цене выводить на рынок и приватизировать».</p>
<p>Владимир Путин добавил, что планируется объединить в единый комплекс «аэропорты "Шереметьево", где у правительства РФ 100% акций, и аэропорт "Внуково", где у правительства Москвы 75% акций». Премьер отметил, что исторические затраты Москвы на развитие «Внуково» составляют порядка 45-50 млрд рублей. «Мы эти деньги заплатим из федерального бюджета городу Москва», - сказал Владимир Путин. Он добавил, что поддерживает намерение мэра столицы направить эти средства на развитие столичного метрополитена.</p>
<p><strong>Впервые идею об объединении аэропортов московского авиаузла высказал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов</strong>. Так, опираясь на заключение «Тройка Диалог» и Credit Suisse, сделанное летом 2010 г., он говорил: «Принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не решит, так как в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов - между "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово", что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами». Позже о приватизации аэропорта «Внуково» заговорили сразу же после отставки с поста московского мэра Юрия Лужкова осенью 2010 года - в частности, на эту тему высказывались мэр Москвы Сергей Собянин и министр транспорта РФ Игорь Левитин. Однако 23 марта 2011 года вице-мэр Андрей Шаронов заявил «Интерфаксу», что московские власти не будут торопиться с продажей своей доли в аэропорту «Внуково», но приватизация состоится, и, возможно, в скором будущем.</p>
<p>На совещании по московскому авиаузлу говорилось не только об объединении аэропортов и их последующей приватизации.</p>
<p><strong>Владимир Путин заявил также о планах по удвоению пропускного потока пассажиров</strong>. К 2020 году их должно быть уже 100 млн. Как сообщил Владимир Путин, сейчас предельная пропускная способность наземной инфраструктуры столичных аэропортов - порядка 65 млн пассажиров в год, система организации воздушного движения позволяет обслуживать 80 млн пассажиров.</p>
<p>«Нам надо превратить московский авиационный узел - главную воздушную гавань России - в современный международный авиатранспортный комплекс самого высокого уровня», - подчеркнул глава правительства РФ.</p>
<p><strong><a href="http://actualcomment.ru/news/22168/">Глава правительства также отметил, что модернизация московского транспортного авиаузла должна исправить ситуацию с «пробками» по дороге в аэропорты</a></strong>. «Конечно, развитие московского авиатранспортного узла необходимо вести в тесной увязке с модернизацией дорожной инфраструктуры, улучшением транспортных коммуникаций вокруг самих аэропортов. Нам нужна по-настоящему интегрированная система, без "узких мест", чтобы все виды транспорта были удобны и надежно "состыкованы"», - заявил Владимир Путин на совещании. По его словам, надо «исправлять сложившуюся ситуацию, когда пассажиры из-за "пробок" добираются в аэропорт по нескольку часов и дорога, порой, занимает больше времени, чем сам перелет».</p>
<p><strong>Премьер призвал не забывать и о безопасности, причем не в ущерб комфорту пассажиров</strong>.  «Надо серьезно укрепить материальную и техническую базу служб безопасности аэропорта, а также выстроить эффективную систему личного досмотра граждан, грузов и багажа и, естественно, сделать это нужно так, чтобы не допустить образования длинных очередей при прохождении этих процедур», - сказал Владимир Путин.</p>
<p>При этом премьер-министр подчеркнул необходимость координации деятельности правоохранительных органов и охранных предприятий на объектах инфраструктуры, чтобы не было «разобщенности и несогласованности, чтобы никто не перекладывал ответственность друг на друга».</p>
Комментарии экспертов
<p>Московский авиаузел является крайне важной инфраструктурной единицей. Он контролирует основной авиапоток страны, причем, на нем завязан не только трафик международный, но и внтурироссийский. Домодедово в большей степени осуществляло внутрироссийские рейсы, Внуково активно занималось корпоративными перевозками, Шереметьево до последнего времени выступало основной базой для государственных полетов. Сейчас все несколько смешалось.<br />
<br />
Очевидно, что нужно создавать систему, которая позволила бы более органично развиваться этим авиаузлам, и очевидно, что иногда конкуренция негативно сказывается на позициях авиакомпаний.<br />
<br />
Поэтому необходимо создать общую программу развития авиаузла столицы, но это может оказаться крайне сложным делом. Дело в том, что у Домодедово есть частные собственники. Кроме того, создание единой структуры может негативно сказаться на ценообразовании. Дело в том, что конкуренция позволяет избежать повышения стоимости авиабилетов, и в той или иной степени сохранять стабильное положение рынка. В случае, если будет происходить объединение трех московских аэропортов, причем, если объединение будет происходить на базе государственной структуры, то это может крайне негативно сказаться на потребителях. Потому что в результате мы получим крупнейшего монополиста. Как показала практика ФАС, пока нет достаточных средств, чтобы обеспечивать правильную и эффективную работу монополий и контроля за ее средствами.<br />
<br />
Поэтому идея по поводу синхронизации развития авиапортов московского авиаузла является здравой, но объединение как таковое, физическое объединение - это достаточно рискованный процесс. Необходимо подсчитать все экономические риски связанные с консолидацией активов, начиная от стоимости авиабилета и заканчивая взаимоотношениями, например, с обслуживающими компаниями.</p>
<p>Снятие конкуренции между аэропортами также опасно, как снятие конкуренции между авиакомпаниями, и это вполне корректная аналогия. Мы прекрасно видим, что там, где перевозчик один, и цены выше, и обслуживание хуже. Там, где перевозчиков несколько, есть и разнообразие услуг, и, скажем, разнообразие правил продажи билетов. Меня объединение трех весьма мощных субъектов в один в высшей степени настораживает.<br />
<br />
Три автономных аэропорта, как сегодня - это тоже узел, и здесь вполне возможна более тонкая координация полетной политики, хотя тонкое разделение по направлениям, которое когда-то было, пропало. Я думаю, что разумна такая вещь в виде консолидированной конструкции, своего рода кластера, где и конкуренция сохраняется и координация сохраняется. Я не уверен, что линейная схема объединения является оптимальной не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения организации огромного производственного процесса.<br />
<br />
Что же касается безопасности, то чем больше система, тем хуже она контролируется.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".