Статья
30 Марта 2011 0:02

Актуализация Стратегии-2020

Премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам подготовки стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года. В ходе совещания обсуждались предварительные результаты экспертной работы на эту тему.

Глава правительства, в частности, затронул вопрос привлечения трудовых ресурсов. «Российская экономика нуждается в привлечении трудовых ресурсов. Но этот процесс должен быть сбалансирован и не порождать риски, не провоцировать напряженность в обществе», - сказал Владими Путин. Он добавил, что решение вопросов миграционной политики требует грамотного и выверенного подхода.

Среди стоящих задач Путин отметил и развитие системы здравоохранения. По предварительным итогам переписи, отметил премьер, видно сокращение населения страны. Вместе с тем он отметил, что правительство для решения этого вопроса постоянно предпринимает различные действия. Однако результатов, как сказал Путин, пока окончательно добиться не удалось.

«Можно легко предположить, что было бы, если бы мы за последние пять лет не проводили бы интенсивную работу по демографической повестке дня, какой был бы катастрофический результат», - сказал премьер. Вместе с тем он подчеркнул необходимость наращивать усилия в решении этих вопросов, а также выяснить, что необходимо сделать дополнительно.

Отдельно Владимир Путин коснулся вопроса снижения налогового бремени для малого и среднего бизнеса. «Мы приняли решение по социальным расходам. Это тяжелое испытание для малого и среднего бизнеса. И мы уже думаем над тем, как такие решения нам принять, чтобы это бремя было уменьшено», - сообщил Путин во вторник 29 марта на совещании по вопросам подготовки стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года.

В ходе совещания премьер-министр также заявил, что при решении вопросов с дефицитом бюджета правительство будет выполнять свои социальные обязательства. «При выборе любого варианта мы должны исходить из необходимости безусловного выполнения наших социальных обязательств перед гражданами страны», - сказал Путин на совещании.

Владимир Путин в ходе общения с экспертами предложил обсудить условия, от которых зависит долгосрочный устойчивый рост российской экономики. Он подчеркнул, что существуют различные подходы, в том числе в бюджетной политике, в частности, к дефициту бюджета, когда высказываются мнения плавного выхода из него либо сохранения на какое-то время.

«Я тоже за бездефицитный бюджет. Но все-таки когда мы обсуждаем бюджетную политику, мы часто смотрим доходы и расходы, но нужно смотреть, как это влияет на экономику», - сказала в свою очередь глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Министр подчеркнула, что когда речь заходит о возможности повышения налогов для достижения бездефицитного бюджета, необходимо осмыслить последствия для экономического роста. «На мой взгляд, у нас такой возможности сейчас, повышать общие налоги, нет», - сказала Набиуллина.

По итогам встречи премьер пообещал, что правительство учтет рекомендации, которые эксперты дали в рамках работы по социально-экономической стратегии России. «Я не исключаю, что по ходу нашей работы мы так или иначе, уже не дожидаясь окончания этой работы, сможем учитывать ваши рекомендации в практической деятельности правительства», - сказал Владимир Путин. Рекомендации могут использоваться при подготовке бюджета на 2012 и последующие два года.

Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков пояснил, что совещание проводилось с одной экспертной группой, всего их двадцать одна. Он отметил, что ведется серьезная работа с экспертами, из потока академических мыслей вычленяются рациональные зерна, которым в последствие надо придать прикладное значение. От существующей стратегии, по его словам, никто не отказывается, однако с учетом кризиса в нее «необходимо внести корректировку».

Напомним, что в феврале этого года на базе Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» были сформированы экспертные группы, которые должны подготовить предложения по формированию новой модели развития экономики страны и их широкое общественное обсуждение.

В пресс-службе правительства РФ «Интерфаксу» сообщили, что на настоящий момент утверждены руководители 21 экспертной группы и персональный состав экспертов более 1100 человек, среди которых - специалисты профильных российских ВУЗов и НИИ, представители заинтересованных министерств и ведомств, сотрудники администрации президента и аппарата кабинета министров, руководители региональных органов исполнительной власти, ведущие зарубежные эксперты.

Обмениваться информацией, обсуждать, а также публиковать свои материалы члены экспертных групп могут на специально созданном сайте 2020strategy.ru.

«Уже проведено более 50 мероприятий - экспертных обсуждений, семинаров, круглых столов, подготовлены первые аналитические материалы. Промежуточный доклад о результатах работы будет представлен в правительство Российской Федерации к 1 августа, итоговый доклад - к 1 декабря», - говорится в сообщении пресс-службы.

Основными направлениями работы групп являются – «обеспечение макроэкономической и социальной стабильности, переход от стимулирования инноваций к росту на их основе, обеспечение конкуренции и развития малого и среднего бизнеса, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, совершенствование межбюджетных отношений т.п. с общей целью повышения качества жизни россиян».

В пресс-службе правительства сообщили, что в настоящее момент актуальна задача по определению главных направлений социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

«При этом необходимо учитывать, что, несмотря на преодоление кризисных явлений, в России по-прежнему сохраняется ряд структурных экономических проблем - изношенная инфраструктура, низкая производительность труда и недостаточная конкурентоспособность», - отмечается в сообщении.

Владимир Путин 16 февраля уже встречался с представителями экспертных групп. В рамках встречи поднимался широкий круг вопросов модернизации экономики, повышения эффективности социальной сферы и системы госуправления.

На предстоящей встрече речь пойдет об оценках нерешенных проблем, новых вызовах и политических перспективах на ближайшие годы. По мнению экспертов, которые работают над Стратегией-2020, Россия застряла в «ножницах конкурентоспособности».

Среди минусов - последовательное снижение конкурентоспособности, ухудшение делового климата, деградация институционального развития. Экспертами подчеркивается, что Россию нельзя причислить ни к богатым странам, ни к бедным, а именно они задают тон мировому развитию. Со знаком «плюс» оценивается макроэкономическая стабильность и обширный внутренний рынок.

Уделяют внимание эксперты и тенденциям мировой экономики. В докладе описаны два сценария развития. Первый предполагает смещение баланса сил от Запада к Востоку, второй моделирует совпадение кризисов в развитых и развивающихся экспортоориентированных странах.

По мнению экспертов, несмотря на преодоление кризисных тенденций, в России по-прежнему сохраняется ряд структурных экономических проблем. Внимание акцентируется на изношенности инфраструктуры, низкой производительности труда и низкой  конкурентоспособности.

Владимир Путин на первой встрече потребовал не допустить «междусобойчика» и обсуждать стратегию развития России до 2020 года максимально открыто и публично.

«Деятельность экспертных групп должна быть максимально открытой и демократичной, следует учитывать все разумные и альтернативные точки зрения и предложения. Ничего не нужно отметать с порога без конструктивного и профессионального обсуждения», - сказал Путин, отметив, что речь идет о повышении качества жизни граждан, инновационных подходах и формировании рыночных институтов.

Экспертное сообщество сходится во мнении, что новая модель взаимодействия государства с экспертами и обществом принесет, в любом случае, определенные дивиденды.

Преподаватель Высшей школы экономики Кирилл Мартынов в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что сейчас пришло понимание, что действующая модель управления государством, в рамках которой все решения принимаются за закрытыми дверями в высоком кабинете или в нескольких высоких кабинетах, не очень соответствует  современным реалиям. В будущем, по его словам, нужно переходить к решению такого вопроса, как сильный парламент, который также будет учитывать мнение экспертного сообщества.

Экономист Владимир Шаповалов отметил «Актуальным комментариям», что на сегодняшний день ресурсы экспертного сообщества в России не использованы в полной мере. «Поэтому, с моей точки зрения, любое создание подобных экспертных структур, особенно если речь идет о первых лицах государства, конечно, является действенным и полезным», - сказал он.

По его словам, экспертное сообщество должно делать акцент на стратегическом развитии. «Важно понять, каким образом посткризисная стратегия должна кореллировать, вписываться в долгосрочную стратегию социально-экономического страны, как это соотносится с ведением инновационного развития экономики», – отметил собеседник, подчеркнув, что речь также должна идти о том, что кризис одновременно является важным вызовом для страны и дает шанс структурных изменений экономики.

Об этом шла речь на первой встрече Путина с экспертным сообществом. Экономисты тогда заявили, что считают главной задачей РФ модернизацию социальной системы. В первую очередь, речь идет о реформировании здравоохранения и пенсионной системы.

«Модернизация социального государства - это первая по актуальности задача. Все остальные модернизации прямо зависят от ее успеха или неуспеха», - сказал на встрече ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, подчеркнув, что в России социальное государство уже сформировано, «но это не значит, что у нас оно должно быть советским, должно быть таким же архаичным, как раньше». Поэтому, по его мнению, определение альтернатив развития – «это, в первую очередь, не технологическая, а социальная проблема».

Аналогичное мнение высказал ректор российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау. По его словам, основной является «проблема социального государства». При этом он отметил, что речь не может идти только о повышении эффективности расходов на социальную сферу, а нужна существенно новая модель.

Стоит напомнить, что актуализировать Стратегию-2020 предложили именно Ярослав Кузьминов и Владимир Мау. В письме, направленном ими в правительство, отмечалось, что Россия успешно справилась с серьезным экономическим кризисом, но мягкое сдерживание кризиса привело к продолжению накапливания структурных диспропорций и зон экономической неэффективности: «Кризис не сыграл традиционной роли санитара экономики».

«Продолжают существовать предприятия с отсталыми технологиями, балансирующие на грани рентабельности, сетуют они, не произошло перелива капитала в новые отрасли. На многих предприятиях сохранилась избыточная занятость, а в бюджетном секторе - даже возросла. Чтобы Россия стала конкурентоспособной, государству нужно выполнить те задачи, которые оно не дало выполнить кризису», - отмечали эксперты.

В Белом доме к этой инициативе прислушались.

Комментарии экспертов
<p>Для того, чтобы «Стратегия 2020» превратилась в некое практическое руководство, которое помогало бы проведению политики в разных сферах нашего общества, разумеется, необходимо очень серьезное экспертное оснащение. От того, насколько будет фондированы и продуманы принимаемые решения, будет зависеть осуществление стратегии на каждом ее этапе. Поэтому крайне возрастает роль экспертизы, своевременной и точной оценки положения, имеющихся ресурсов.<br />
<br />
Политика должна, конечно, опираться на очень хорошее знание реальности, потому что именно от этого зависит выбор средств и результаты данной политики и стратегии.<br />
<br />
Конкурентоспособность экономики, конечно, напрямую от этого не зависит. Важно, чтобы экономика перешла от монопрофиля, от акцента на ресурсные сценарии, чтобы она могла поставлять на глобальные рынки востребованную продукцию. Но, опять-таки, здесь также велика роль экспертизы.<br />
<br />
Прежде, чем принимать какие-то важные государственные решения, которые бы действительно стимулировали рост повышения конкурентоспособности российской экономики, нужно сделать очень точную оценку, оценить ситуацию в экономике сегодня, выявить причины сохранения монопрофильности, определить направления и пути. И делать это на разнообразном экспертном знании.<br />
<br />
Общественность воспримет это с пониманием. Дело в том, что понятие «экспертиза» становится все более привычным для широких масс. Люди на практике убеждаются, что мнение специалиста, профессионала зачастую является решающим во всех жизненных сферах.</p>
<p>Подобный формат встречи первых лиц государства с представителями экспертного сообщества, в первую очередь, свидетельствует о том, что есть потребность в некой обратной связи с обществом.<br />
<br />
Хорошо то, что этот вопрос принципиально начала ставиться. То есть мы поняли, что модель управления государством, в рамках которой все решения принимаются за закрытыми дверями в высоком кабинете или в нескольких высоких кабинетах, не очень соответствует современному миру.<br />
<br />
У нас в конце девяностых сложилась ситуация, когда государство находилось в кризисном состоянии. Оно нуждалось в усилении, выстраивании пресловутой вертикали власти, которая и была выстроена. Но были утрачены механизмы, когда информация шла не сверху вниз, не от руководства в регионы, а в обратном направлении - от граждан к власти.<br />
<br />
И «Стратегия 2020» является попыткой этот дефицит обратной связи восполнить. На мой взгляд, в ней есть очень интересные моменты, особенно когда дискуссия  стала развиваться не только в Москве, но и по всей стране. Это, действительно, стало инновацией, и хорошим шагом вперед.<br />
<br />
По большому счету, мы должны вернуться к той теме, которую в течение прошлого года обсуждал президент Медведев: политике нужна реальная конкуренция. Наша политическая система нуждается в модернизации. В конечном итоге, все упирается в роль парламента.<br />
<br />
Парламент консолидирует общественное мнение и предоставляет государственным структурам, государственному бюрократическому аппарату рекомендации, какие решения он должен принять в тех или иных условиях. То есть, парламент занимается не только законотворческой деятельностью, но еще и дает рекомендации для принятия конкретных решений исполнительной власти. Отчасти критикует действия исполнительной власти, отчасти с ней соглашается, и так далее.<br />
<br />
Мне кажется, одна из задач, которую власть будет решать в будущем, - это переход от неформальных встреч в рамках «Стратегии 2020» к созданию более совершенной системы парламентских структур. Чтобы мы действительно понимали, что парламент - это некая работоспособная машина, способная отчасти противопоставляться государственной власти, отчасти ее дополнять, и реализовывать собой те демократические ценности, о которых сейчас говорят первые лица государства.</p>
<p>Я считаю, что на сегодняшний день ресурсы экспертного сообщества в России не использованы в полной мере, более того – они практически не задействованы.</p>
<p>Поэтому, с моей точки зрения, любое создание подобных экспертных структур является действенным и полезным. Я уверен, что это будет достаточно эффективно, поскольку инициатива  идет от председателя правительства, то есть государство готово прислушаться к мнению экспертов.</p>
<p>Даже если результат будет минимальным, это лучше, чем его отсутствие. Я надеюсь, что бизнесмены подключатся к этой дискуссии. Во всяком случае, это тоже в их интересах.</p>
<p>Экспертное сообщество должно делать акцент на стратегическом развитии. Важно понять, каким образом посткризисная стратегия должна коррелировать, вписываться в долгосрочную стратегию социально-экономического страны, как это соотносится с ведением инновационного развития экономики. Речь также должна идти о том, что кризис является  jдновременно важным вызовом для страны и дает шанс структурных изменений экономики. <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".