Статья
2434 7 января 2011 12:19

Дневник чиновника: 2-я часть

Первая часть опубликована 28 декабря.

...

15.08.2010

Без особой помпы, планомерно начинаю менять всю концепцию и принципы работы служб по освещению деятельности государства в республике.

Во-первых, переходим от однонаправленного подхода работы с журналистами к диалогу, от рассылки расписания мероприятий правительства республики к еженедельным встречам - обсуждениям с представителями СМИ. При этом полностью отказываемся от деления журналистов на «своих» и «чужих». Приглашаем и общаемся со всеми, даже с теми, кто точно будет делать «некомплиментарные» материалы или наверняка будет писать только негатив. Такие встречи позволяют получать «обратную связь» от достаточно важной аудитории, регулярно оценивать свои действия со стороны. Кроме того, прекрасно понимаю, что даже самому «отмороженному» журналисту «мочить» тех людей, которых никогда не видел и с которыми не общаешься, намного проще, чем тех, с которыми ты общаешься еженедельно.

Во-вторых, переходим от PR-продвижения только государственной власти к продвижению всей республики Карелия. Что это значит? То, что в сферу интересов управления информационной политики вводим не только событийный ряд официальных мероприятий  власти, но и все положительные и интересные события Карелии в целом. Эти события с помощью наших ресурсов мы предлагаем журналистам: районные события - республиканским средствам массовой информации, республиканские – федеральным.

Между прочим, в старые времена Карелия была достаточно сильно вовлечена в европейскую политику.
 

На фото морская карта Олауса Магнуса, Венеция, 1539 г.     


16.08.2010

Сегодня Законодательное собрание Карелии единогласно проголосовало в двух чтениях за принятие закона «О внесении изменений в Конституцию республики Карелия». Основное в этом событии – исключение из текста Конституции положения об обязательном согласовании кандидатур, назначаемых на должности руководителей исполнительной власти республики.

Хорошо, что такой вопрос удалось решить в начале губернаторского срока, потом это было бы или невозможно, или стоило бы (политически) слишком дорого. Во многих регионах такая возможность у губернаторов отсутствует. Используя этот рычаг, группы депутатов в других регионах могли блокировать назначения или, как минимум, использовать эту возможность для политического торга с губернатором. Кроме того, такие процедуры значительно снижали динамику работы исполнительной власти. С другой стороны, такая возможность позволяет губернатору разделять ответственность с законодательными собраниями.

Для этого хорошо поработал представитель главы Карелии в Законодательном Собрании А.Чаженгин. Вообще, в окружении главы после М.Никишиной А.Чаженгин - один из немногих потенциальных «бойцов». Но если М.Никишина - верный соратник, то А.Чаженгин, скорее, кондотьер (руководитель военного отряда, находившийся на службе у городов в Италии XIV-XVI века),причем, кондотьер талантливый, знающий политические технологии и готовый к войне. Конечно, есть у него и минусы: как бывшему (или будущему) политику, А.Чаженгину свойственно начинать обсуждение любого вопроса в стиле «Все пропало. Ничего нельзя сделать», после чего без паузы переходить ко второму акту: «Но я могу все спасти». Самое интересно, что в большинстве случаев он действительно может. Есть специфика и в том, что ему, как человеку с большим опытом и самостоятельностью, свойственна способность превращаться из чиновника в политика, из политика переходить в предпринимателя и обратно. Но при всем этом людей такого уровня в Карелии - единицы. При четком обозначении «правил игры» и с поправкой на эмоции лучшего руководителя избирательного штаба и ответственного за внутреннюю политику в Карелии найти было бы невозможно. Кроме того, в нем явные задатки политического лидера. Надо будет попросить его вести главную итоговую еженедельную аналитическую передачу на телевидении; он знает, как это делать и как политическая фигура, и как журналист.

Справка:
Чаженгин Александр Валентинович (род. 1959).
Окончил Ленинградскую лесотехническую академию в 1983 г. (специальность - инженер-экономист). Кандидат экономических наук. Работал заместителем генерального директора ККТЦ «Леспром», государственным управляющим Карельского хладокомбината, был избран депутатом Законодательного собрания Карелии. Один из создателей Карельского отделения партии «Яблоко». Работал Заместителем Администрации Главы Республики Карелия -  фактически отвечал за все PR-обеспечение Правительства.


17.08.2010

17-го выехал из Петрозаводска в Москву. 18-го день рождения. Так что праздновал в поезде. Не привыкать. За время работы такое бывало часто. Праздновал и в поездах, и в самолетах, и в таких населенных пунктах, о которых мало кто слышал. По молодости, бывало, так работал, что и вообще забывал про день рождения — пока не позвонят. Впрочем, на этот раз в поезде компания подобралась хорошая: Г.Разбивная (заместитель председателя Законодательного собрания), Э.Зильбер (министр здравоохранения и социального развития) и Г.Карапетов (министр труда и занятости). Г.Разбивная, как карельский «политический тяжеловес» и вообще, человек не робкого десятка, сразу пошла в атаку, мол, не все при прошлом губернаторе было плохо. Так никто и не возражает, не все.

Придя в регион с новым руководителем, легко думать, что все, что было до тебя, было неправильно, а теперь все станет правильно. Но это, конечно, глупость. Что-то было плохо просто потому, что очень сложно, почти невозможно было переломить ситуацию. Что-то не получится сделать и тебе. И последующие будут думать о тебе точно также.

За время работы в разных регионах и по разным проектам я часто видел, как многие руководители, не имеющие стажа государственной службы «внутри аппарата», часто склоняются к мысли, что чиновничий аппарат - это закоррумпированные, забюрократизированные, забронзовевшие, ничего не понимающие и ничего не хотящие люди (по моему опыту работы  это практически всегда не так).  И будучи уверенным в том, что его подчиненные таковы, начинает очередные «перетряхивания» и реформы, которые часто ни к чему не приводят.

Нередко я видел и ситуации, когда конкретные исполнители намного компетентнее руководства, а новые начальники даже не догадываются о том, как «все» работает. Они даже не подозревают, какими усилиями, авралами, работами по выходным выполняются их бесконечные прихоти, например, готовятся мало нужные справки. Еще чаще источником бесполезной работы выступают заместители или помощники руководителей, которые, чтобы подняться в их глазах, любую высказанную в формате обсуждения идею начинают подавать как непосредственный приказ. Часто некомпетентность руководителей приводила к странной модели управления, когда начальник отдавал очередные нелепые указы, а аппарат, поддерживая это на словах, крутил по его поводу «пальцем у виска» и делал совершенно обратное, обеспечивая бесперебойную работу системы власти.

Надо ясно понимать, что для своих подчиненных ты не первый и не последний. Что, как правило, они пережили уже три-четыре, а то и десять реорганизаций. В каждой из них им надо было выжить, понравиться новому руководителю или просто «затихориться». За время  чиновничьей жизни видели они уже и самодуров, и педантов, и дураков, и тихих алкоголиков, и болтунов, и авральщиков, и психопатов.

Несмотря на внешнюю свободу, инструменты руководителя очень ограничены. Основной — чиновничий аппарат. Это и руки, и ноги, а часто и большая часть головы руководителя. И, как якобы сказал Сталин: «Других писателей у нас для вас нет».

Любая модернизация системы власти сродни операции на сердце спортсмена, который продолжает бежать, или ремонту двигателя внутреннего сгорания на машине, которая продолжает ехать. Нельзя сказать народу: «Вы тут подождите. У нас реформа власти. Посидите пару месяцев без пенсий, зарплат, уборки мусора, воды и тепла. А мы за это время все сделаем красиво, и будет все хорошо». Поэтому основной принцип в любой модернизации и реформах власти — не навреди. Любые изменения должны происходить продуманно, аккуратно, «по-человечески». Кроме того, надо понимать, что даже если конкретный чиновник уже не подходит к текущим реалиям, он, как правило, отдал государству десять-пятнадцать лет своей жизни, и это одно требует уважения.

За время работы с регионами могу сказать, что есть огромный слой чиновников, руководителей, искренне увлеченных своей работой. У многих основная мотивация — делать дело. Они с гордостью рассказывают: «Это мы построили. Это мы выбили федеральное финансирование. Мы тогда в 90-х спасли отрасль.» У многих действительно «душа болит», для многих мотивация — «если не я, то кто?». И часто они правы. Компетентных не в широком смысле  «эффективных менеджеров», а компетентных в своей отрасли, разбирающихся в конкретном регионе могут быть просто единицы. Каждый из них понимает, что за ним десятки подведомственных организаций, сотни, тысячи и даже десятки тысяч людей. Если уйти или бросить, дело, как минимум, будет отброшено на несколько лет назад, а может быть, и навсегда.

Конечно, что касается среднего состава, им может не хватать кругозора, у них может быть «замыленный» взгляд, они могут воровать по-мелкому (иногда и по-крупному), им может не хватать инициативы, они могут быть не всегда компетентны. Бывает и так, когда «замотанные» чиновники любые предложения со стороны воспринимают негативно, отмахиваются от них.

Недавно на меня вышел один из карельских общественников с просьбой его принять. По своей привычке я ответил согласием, но навел перед этим справки из разных источников. Один из сотрудников aдминистрации главы на вопрос о нем ответил мне (дословно): «Ой, Максим Сергеевич! N – такой нудный человек, все ходит и ходит сюда, какие-то предложения у него, уже всех замучил». После встречи оказалось: дельный и активный человек, энтузиаст, готов продвигать и свое дело, и помогать власти, причем, что важно: не пересчитывает все сразу на деньги. Поэтому у новой власти еще один принцип должен быть: «Ходят тут всякие. И это хорошо!». А боязнь новых предложений и людей со стороны чиновников мы постепенно вылечим.

Если сказать откровенно, все эти минусы чиновников - на 80% вина руководителей.

По-ленински «архиважно», чтобы руководство расставляло правильные акценты, объясняло свою политику, что и для чего делается, избегало шараханий из стороны в сторону, создавало инструменты контроля и самоконтроля аппарата, давало проявлять и поддерживало в них самостоятельность, относилось к людям с уважением. Тогда и аппарат будет работать как часы.

Кстати, именно для чиновников очень важно неформальное общение. Не понимаю, почему А.Нелидов не собирает всех вместе на коллективные прогулки или «посиделки»? С учетом того, что в правительстве Карелии начинают работать разные люди, которые ранее не были друг с другом  знакомы, без такого рода мероприятий создать команду просто невозможно. Если же этого не сделать за несколько месяцев, этого уже не сделать никогда. Просто потому, что каждый из новых людей обрастает новыми знакомыми, создает свой круг общения. К тому же не все вопросы можно обсудить в официальной обстановке. Если нет неформального, человеческого общения, то нет и понимания, не сглаживаются острые углы, неизбежно появляющиеся при работе, нет чувства товарищества и желания впрягаться друг за друга, теряется «служебный кругозор» — понимание того, что делает коллега по правительству. От этого теряется очень многое. Я не раз видел, как команды новых руководителей регионов распадаются, даже не сложившись еще в отдельные группы. В данном случае хотелось бы этого избежать.

Среди политической элиты Карелии есть несколько людей, которые обладают способностью «кучковать», притягивать к себе других. Один из таких — депутат Законодательного собрания О.Шереметьев. У него удивительный дар поддерживать со всеми ровные, дружеские отношения. При этом его друзья могут не выносить друг друга, но у него все равно собираются вместе. Единственный в Карелии человек, суждения которого были сбалансированы, лишены личной заинтересованности, а информация оказывалась верной на 95% (это запредельно много). Единственный человек, который не обращался ко мне с просьбой донести до главы Карелии какую-то мысль или что-либо продвинуть в его интересах. Безусловно, член «команды А.Нелидова». Именно такой человек нам был бы нужен для аккуратной и сбалансированной политики.  Единственный минус — самодостаточен. Каким образом заинтересовать его активно участвовать в политике, - непонятно. Олег обладает тонким политическим чутьем и хорошим пониманием людей, предвидением развития ситуации, системным мышлением. И, что немаловажно, просто хороший человек.


23.08.2010

Участвую в совещании у В.Хлебалина, руководителя администрации главы республики Карелии. Основная тема обсуждения – контроль поручений главы Карелии. В.Хлебалин: «Если глава дает письменные поручения,  контролируйте. А что происходит с подготовкой документов? Почему они готовы за пять минут до мероприятия? Почему в одной копии есть изменения, а в другой нет? Времени не хватает? Или безразличие? А зачем собирали межведомственное совещание? Совещание собрали, а выяснилось, что вопроса нет. Совещания ради совещаний не нужны. Мы тут не лес валим. Наше дело – бумаги». Подпишусь под каждый словом. В общем, В.Хлебалин - образец крепкого, компетентного чиновника. Рассудительный, любимая фраза: «А теперь вопрос на понимание». Не склонен принимать поспешных решений. Имеется в его арсенале и набор «невинных» бюрократических хитростей. Несколько дней назад выяснилось, что для оплаты моего билета в СВ бухгалтерией необходима виза руководителя администрации. В своем кабинете В.Хлебалин, затянувшись сигаретой со значением сказал «Ну, я подписываю» (дескать – цени). Хотя, в общем-то, все правильно. Меня, конечно, этим удивить нельзя, но для кого-нибудь другого это было бы важно. В.Хлебалин умеет отстаивать свое мнение. От сложных вопросов не отмахивается. Вообще, связка Нелидов-Хлебалин достаточно удачная. Если главе свойственны желание и готовность быстро принимать решения, образность мышления, то руководителю администрации – обстоятельность, системность. А самое главное: он понимает, как работает система государственной власти, т.е. осознает ее ограничения, знает, что она может, а что - нет.

Справка:
Хлебалин Владимир Алексеевич (род. 1955 г.)
В 1978 году окончил лесоинженерный факультет Петрозаводского государственного университета. В 2004 году получил диплом Петрозаводского госуниверситета по специальности «Информационные технологии в экономике». С 1978 г. работал в Сегежском механизированном лесхозе инженером, главным инженером, директором. С 1983 по 1986 год - партийная работа, затем - заместитель председателя исполкома райсовета Сегежского района. С  1989 г. в производственном объединении «Сегежабумпром» – заместитель генерального директора, исполнительный директор. С 1998 года занимал должность заместителя руководителя администрации главы Республики Карелия, с 2004 года – помощника главы Республики Карелия. В 2010  назначен руководителем администрации главы Республики Карелия.


24.08.2010

Чувствую себя Лениным: со всех сторон идут «ходоки». Каждый «сдает» каждого. А на следующий день «этот» рассказывает о «предыдущем». Впрочем, это нормально: надо делить все на два. Регулярно пью чай с Д.Алихановым, который говорит: зачем ты с этими встречаешься и их слушаешь, лучше с другими общайся, «сюда не ходи, туда ходи». Объясняю, что буду встречаться со всеми и слушать всех, а решения принимать самостоятельно. Вообще, если Д.Алиханову не давать «много воли», он может быть более чем полезен: и как «политический инструмент», и для того, чтобы не давать другим расслабляться. Так сказать, пугать им «политических детей».

Общаюсь с М.Никишиной. В очередной раз убеждаюсь, что в регионах люди часто намного более «живые», чем в Москве. М.Никишина — личность. Сильный профессионал и человек. Причем, может быть эффективна в различных сферах. Фактически единственный «свой боец» у главы. Единственный. Именно о ней можно сказать, что если А.Нелидова все сдадут, она останется. И если придется воевать, будет воевать. Причем, она из тех немногих людей, которые, если правда на их стороне, готовы воевать даже против всех. Именно у Никишиной достаточно и смелости, и сил. Сразу понимаю, что именно из-за ее смелости и в силу бюрократической логики и политической целесообразности на нее будут «вешать» самые тяжелые и непопулярные решения. Именно ее будут делать «карельским чубайсом» или «кудриным» — тем, кого всегда критикуют, часто несправедливо. Но такая участь. С другой стороны, если руководитель понимает ее незаменимость, она становится «постоянным элементом».

Очевидно, что «сдача» Никишиной будет слишком сильным сигналом для элит. Ведь если «отодвигают» самых близких, значит руководству доверять нельзя, и тогда каждый начинает понимать: «впрягаться» за начальство не стоит, лучше «сыграть под дурачка» и отойти в сторону. Например, принцип «своих не сдаем никогда» — одно из самых сильных качеств В.Путина. Понятно и то, что М.Никишина — естественный административный противовес Д.Алиханову.  Этот «бронепоезд» Девлет очень сильно недооценивает. Конечно, как у каждого человека, есть у нее и минусы. Она властная женщина. Может долго и системно «упорствовать» в таких решениях, делать «по-своему». Впрочем, именно это качество незаменимо для критических ситуаций.

Справка:
Марина Викторовна Никишина (род. 1960 г.) Окончила Ленинградский инженерно-экономический институт, затем Академию государственной службы. Работала в Статистическом управлении КАССР, позже - Госкомитете Республики Карелия по статистике. С 1997 года – начальник управления экономического анализа и прогнозирования Министерства экономики Республики Карелия. В 1998 году перешла в Администрацию Председателя Правительства Карелии, работала консультантом по экономическим вопросам.
В 2001 году возглавляла направление экономики и финансов в крупнейшей в республике лесозаготовительной холдинговой компании «Кареллеспром». С 2002 года трудилась в должности заместителя главы местного самоуправления города Петрозаводска. С 2006 по 2009 год являлась помощником члена Совета Федерации Федерального Собрания России А.В.Нелидова. 4 сентября 2010 года назначена заместителем главы Республики Карелия, Министром труда и занятости Республики Карелия.

 

25.08.2010
   
А.Чаженгин привел к А.Нелидову трех молодых и, вероятно, перспективных людей: Д.Тараскина, А.Давыдова и И.Косенкова. Началось с того, что Д.Тараскин, которого я раньше видел у М.Никишиной в нормальном костюме, на этот раз пришел в модном до экстравагантности «прикиде». А.Давыдов выложил на стол новый iPad, а Д.Тараскин ноутбук Apple Mac. Дальше, в течение часа, мы со Л.Ждановой слушали беседы о необходимости ребрендинга Карелии, какие ключи к сознанию людей нам нужны, как нужно поменять самоидентификацию в сознании людей. Рисовались схемы со стрелочками. Впрочем, ничего особенно неправильного сказано не было, скорее наоборот: земля — крестьянам, фабрики — рабочим, море — морякам, воздух — летчикам. Кто же против? Между тем, ключевой фразой стало: «мы готовы создать креативную группу, выполняющую госзаказ». В этом, кстати, тоже ничего крамольного нет. Если люди готовы работать, их работа должна быть достойно оплачена. Заключительным аккордом должен был стать показ какой-то презентации на iPad, но после показа первой страницы новейшее устройство отключилось, села батарейка. Из всей компании в лучшую сторону выделялся И.Косенков: говорит не много, по делу, без ложного пафоса и большого количества модных иностранных слов.

После встречи беседую с главой республики. К моему удивлению ему, кажется, встреча понравилась. Он говорил о том, что нам нужно понимать молодых, знать, о чем думает это новое поколение. Он несколько раз сказал о том, что ему нравится идея «креативной группы». Я стал говорить о том, что мы запланировали работу как минимум с 3-4-мя отдельными группами экспертов. Государство будет объявлять тендер на интересующие темы, и каждая из этих групп будет готовить свои предложения. И уже из них мы будем выбирать лучшие как по содержанию, так и по скромности в цене.  Чувствую, что-то не то. Ему идея с «креативной группой» нравится больше. Боюсь, эта тема засела глубоко.

После встречи созваниваюсь с Д.Тараскиным с предложением для начала попробовать им разработать дизайн линии сувенирной продукции для Карелии, чтобы после мероприятий и встреч на федеральном уровне можно было дарить что-нибудь достойное. Интереса нет. Видимо, слишком просто, слишком конкретно.

Пятнадцать минут в день приходится посвящать психологической работе с Л.Ждановой. Чувствую себя психотерапевтом. Каждый день она говорит о том, что не может работать в атмосфере такого количества задач, с чиновниками, которые не понимают о чем идет речь, с отсутствием достаточного количества компетентных людей и т.д. Работник она несколько эмоциональный, любит набивать себе цену, но дельный, полезный и необходимый.

...

Третья часть Дневника будет опубликована на Актуальных Комментариях 12 января.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".