Авто в обмен на ваучер
Минпромторг РФ готовит перечень новых легковых автомобилей отечественного производства, на покупку которых в рамках программы утилизации старых автомобилей будет выдаваться ваучер в размере 50 тыс. рублей.
"В перечне автомобилей, которые можно приобрести по программе, на сегодня 66 моделей. Мы надеемся, что бонус в 50 тыс. рублей при утилизации старой машины даст возможность простимулировать продажи до 200 тыс. новых отечественных легковых автомобилей", - сказал министр промышленности и торговли Виктор Христенко, выступая в Госдуме 27 января.
Как уже было объявлено, с 8 марта по 1 ноября 2010 года в России будет проводиться эксперимент по утилизации старых автомобилей. На программу заложено 11 млрд рублей бюджетных средств. Минпромторг составляет также список автодилеров, которые будут участвовать в программе. На данный момент их около 400.
Конкретных антикризисных мер, которые реализует и предлагает российское правительство, по большому счету, достаточно. Они крайне серьезно критиковались в минувшем году, в том числе критиковались и бизнес-сообществом. Существенная часть этой критики была справедливой, но в целом выяснилось, что антикризисная политика российского правительства адекватна.
Единственная сфера, в которой эта антикризисная политика вызвала совсем уже жесткие споры – это как раз позиция в поддержке автопрома. И даже не позиция в поддержке автопрома как таковая, а вопрос, что делать с АвтоВАЗом. Как известно, было принято вначале решение «вкачать» в АвтоВАЗ средства, достаточные, чтобы спасти его от возможного банкротства и фактически избавить АвтоВАЗ от всех долгов. Потом в рамках сотрудничества с французскими инвесторами, появились решения о перестройке самого АвтоВАЗовского производства.
Государство волнует не то, чтобы предприятие выпускало автомобили, тем более определенные автомобили, и даже не то, чтобы предприятие обанкротилось или не обанкротилось. Государство очень интересует, чтобы 100 000 человек, которые непосредственно работают на предприятии, плюс смежники, плюс члены семей (всего до миллиона человек), которые так или иначе кормит ВАЗ, были сыты, здоровы и получали зарплату. Потому что обратная ситуация – это проблема, с которой государство не готово справляться, не хочет справляться. Государство не хочет, чтобы эти люди оказались на улице в поисках работы, оказались перед угрозой голода, невыплатой процентов по кредитам и подобных вещей. И государство решало именно эту проблему. В рамках решения этой проблемы государство показало себя высокоэффективно. Но я еще раз подчеркну – это не есть экономическое решение, это не есть экономическая проблема.
Во фракции «Единая Россия» решено в течение весенней сессии обеспечить масштабный контроль за исполнением министерством промышленности и торговли и правительством в целом всех антикризисных программ, которые были утверждены в прошлом, всех обещаний, которые давались членами правительства в этом зале, и особенно парламентских слушаний и решений, принятых постановлений в Госдуме. Естественно, это относится и к стратегиям, которые утверждены министерством промышленности и торговли, и вытекающим из них решений.
В теории систем есть понятие точки бифуркации. Я не хочу здесь конкурировать в знаниях и опыте с нашими конструкторами и учёными, но это именно та развилка, которая определяет дальнейший путь. Мне кажется, что сейчас мы находимся именно в такой точке, когда промышленной комплекс России переживает шторм кризиса. Ещё не пережил, как многие считают, а переживает. И если не совершить рывок в повышении конкурентоспособности сейчас, то это значит не совершить его в обозримом будущем никогда.
Страна ждёт начала эксперимента по утилизации поддержанных автомобилей, депутаты поддержали эту программу. Но мне кажется, что стоит уже сегодня двигаться дальше и очертить контуры постоянно работающей системы, вносить необходимые законопроекты, потому что в этой системе нам предстоит жить. Я не думаю, что нужно ограничиваться ожиданиями результатов эксперимента.