Статья
4 Марта 2010 0:01

Автопром получит инвестиции

<p> Инвестиции в автопром РФ в текущем году могут составить 55 млрд рублей, из них бюджетные инвестиции - 20 - 24 млрд рублей. <strong>Правительство РФ на заседании 4 марта рассмотрело стратегию развития автопрома, подготовленную Минпромторгом.</strong></p>
<p>Стратегия развития российской автомобильной промышленности должна уделять значительное внимание подготовке инженерных кадров, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на заседании. «<strong>В рамках Стратегии развития автопрома значительное место необходимо уделить вопросам подготовки инженерных кадров, проведению собственных научно-исследовательских и конструкторских разработок</strong>», - сказал он на заседании правительства.<br />
Премьер подчеркнул, что здесь нельзя рассчитывать на быстрый результат. «Но если будут созданы перспективные заделы, то в будущем можно будет говорить и о формировании авторитетных российских центров по разработке новой автомобильной техники, новых центров компетенции», - сказал В.Путин.</p>
<p><strong>«Наша конечная цель, - отметил В.Путин, - сформировать в стране современную автомобильную промышленность, включающую всю технологическую цепочку: от стального листа до конечного продукта»</strong>. Поэтому, по словам премьера, следующим шагом должно стать создание новых предприятий по выпуску автокомпонентов. Здесь можно в полной мере воспользоваться преимуществами международной кооперации.</p>
<p>В.Путин напомнил, что за несколько лет в страну удалось привлечь практически все крупные мировые концерны, убедить их открыть в России свои сборочные заводы. «Сегодня они стали неотъемлемой частью российского автопрома и являются полноценными отечественными производителями», - сказал В. Путин.<br />
Он подчеркнул, что сегодня на первый план выходит качество автомобиля, и в этой связи государству и автопроизводителям предстоит решить ряд задач. Прежде всего, отметил он, должно быть обеспечено внедрение современных технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности машин и уменьшению выбросов загрязняющих веществ.</p>
<p>«Убрав с рынка устаревшую технику, мы сделаем более чистым воздух в наших городах, а главное - сохраним тысячи жизней, которые сегодня уносят дорожно-транспортные происшествия. Хотя надо отдать должное всем, кто занимается этой проблемой - количество ДТП у нас значительно сократилось», - сказал председатель правительства.</p>
<p><strong>На заседании зашла речь об АвтоВАЗе. Владимир Путин пообещал, что предприятие получит государственную поддержку только при условии реализации программы модернизации производства</strong>. «В конце декабря прошлого года мы приняли принципиальное решение - АвтоВАЗ может рассчитывать на дополнительное финансирование в объеме 28 млрд рублей, эти деньги уже переведены на счета «Ростехнологии», и еще 10 млрд зарезервированы. Но эти ресурсы компания будет получать при условии реализации разработанной и согласованной с акционерами программы реструктуризации», - подчеркнул В.Путин.</p>
<p>Он отметил, что предприятию уже была оказана достаточно серьезная административная, финансовая и «даже политическая» поддержка, и в чести погашения задолженности перед банками, и по решению социальных проблем трудового коллектива, и по выстраиванию отношений со стратегическими инвесторами.<br />
Глава правительства напомнил, что на погашение задолженности АвтоВАЗа было направлено 37 млрд рублей, и еще 5 млрд выделено для реализации программ поддержки и переобучения работников. Кроме того, отметил В.Путин, в федеральную и муниципальную собственность были переданы объекты социальной сферы АвтоВАЗа, которые утяжеляли экономику предприятия. По словам премьер-министра, в ходе осуществления реструктуризации производства АвтоВАЗ должен радикально измениться - освоить выпуск конкурентоспособной продукции, «найти свое место и на нашем, отечественном, и на международных рынках».</p>
<p>Напомним, что на этой неделе активно обсуждалась судьба АвтоВАЗа. С одним из акционеров встречался премьер-министр РФ Владимир Путин. Долги предприятия в данный момент реструктурируются для того, чтобы государство могло оказать ему финансовую помощь. Кроме того,  «АвтоВАЗ», скорее всего, избавят от непрофильных функций – т.е. социальной нагрузки в регионе. Ее должно взять на себя государство. Если предприятие удастся сделать эффективным, то это будет успех. Местное население не потеряет работу, как это было бы в случае развала предприятия.</p>
<p>Что касается стратегии автопрома в целом, то, как  сообщил накануне журналистам источник в правительстве, <strong>основная масса бюджетных средств будет выделена до 2013 года: в 2011 году – 135 млрд. рублей, из бюджета эти компании будут поддержаны на сумму 39 млрд. рублей, в 2012 году – 90 млрд. рублей, поддержка из бюджета составит 44 млрд. рублей. «Далее все затраты будут снижаться, так как проекты будут приносить деньги</strong>», – отметил источник. Это предельный уровень финансирования, подчеркнул чиновник, и он будет колебаться в зависимости от макроэкономических факторов.</p>
<p>Стратегия предполагает увеличение доли автопрома в ВВП РФ с 0,98% до 2,4% к 2020 году. Емкость рынка легковых автомобилей к 2020 году оценивается в 3,5-3,6 млн., при этом 20% рынка придется на прямой импорт, 52% – на совместные проекты отечественных и зарубежных автопроизводителей. Доля легких коммерческих автомобилей (LCV) составит 350 тыс. (35% импорт), грузовиков – 190 тыс. (10% импорт). «Откажись мы от продуманных мер поддержки автопрома, наши партнеры (по альянсам и промсборке – ИФ) смогли бы обеспечить наш рынок самостоятельно», – заметил чиновник.</p>
<p>Одно из условий реализации стратегии – сохранение текущего уровня пошлин на среднесрочный период, к 2015-2016 году. К этому времени будут реализованы все основные инвестпроекты, необходимости в специальных мерах таможенно-тарифной защиты не будет, а Россия, при условии присоединения к ВТО, сможет выполнить все возможные обязательства в этой сфере, отметил чиновник. Автопром может выйти на докризисный уровень спроса к 2014-2015 году.<br />
Минпромторг предлагает поддержку экспорта автомобилей, в том числе за счет планируемого Агентства по страхованию, а также долгосрочное (на срок до 5 лет) проектное финансирование и госгарантии автопроизводителям. Программа утилизации автомобилей также будет действовать до 2013 года. Затраты на нее оцениваются в 20 млрд. рублей. Планируется реализовать в рамках программы около 400 тыс. автомобилей.</p>
<p><strong>На прошедшем заседании премьер-министр РФ призвал автомобилистов не откладывать в долгий ящик решение поучаствовать в программе, позволяющей при сдаче в утиль старой машины (старше 10 лет) получить скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового автомобиля</strong>. «Мы ожидаем, что по этой программе может быть куплено порядка 200 тыс. новых автомобилей. Объем финансирования программы составит 11,5 млрд рублей», - сказал Владимир Путин. «Хотел бы обратиться к тем нашим гражданам, которые планировали в ближайшее время приобрести новый автомобиль: если вы действительно планируете это сделать, то приобрести новую машину нужно сейчас, в этом году, нельзя откладывать эту покупку. Именно сейчас можно получить максимально выгодные условия - одновременно и 50 тыс. рублей скидки, и кредит под низкий, субсидируемый государством процент. Не факт, что такие условия сохранятся на следующий год», - подчеркнул премьер.</p>
Комментарии экспертов
<p>Если говорить об АвтоВАЗе, то при всех издержках это предприятие изготавливало больше 800 тысяч автомобилей и продавало их, причём продавало по рентабельной цене. Вопрос по социальной нагрузке – вопрос специфический. Можно, конечно, снять с него социальную нагрузку, а кто эту социальную нагрузку будет нести? Или кто-то хочет закрыть город Тольятти и переселить его куда-то?<br />
<br />
Мне кажется, это какие-то истерические метания. Сначала считали, что вообще ничего не надо делать со структурой российского автопрома. Потеряли огромное количество времени, когда можно было бы создать эффективную структуру. Для этого надо было сделать простые вещи. Надо было закрыть российский рынок от импорта определённых групп автомобилей, создать условия для внутренней гонки и создать альтернативных АвтоВАЗу производителей. Но альтернативные производители были бы страшно эффективны, пока АвтоВАЗ был жив. А альтернативы мертвецу – вещь на самом деле садистская, и неизвестно, сработает ли с точки зрения обеспечения конкуренции. </p>
<p>Ситуация с российским «АвтоВАЗом» тяжёлая, и она отражает в себе все те проблемы, которые сегодня существуют в российской экономике. Наверное, нам было бы выгоднее и проще выбросить всю нашу обрабатывающую промышленность и закупать все промышленные товары где-нибудь там, где их делают по более современным технологиям, дешевле, качественнее и во всех отношениях лучше. Допустим, в Китае, в Индии – где угодно.<br />
<br />
Но ясно, что в реальности мы этого сделать не можем, и мы постоянно вынуждены балансировать между необходимостью модернизировать экономику и снизить наши издержки и тем, чтобы сохранить рабочие места, защитить людей, сохранить какую-то преемственность, то есть обойтись без всяких катастроф. <br />
<br />
На первый взгляд, эта ситуация выглядит вполне понятно, и ясно, что с такими проблемами правительство сталкивается не только в России, но и в США, и в Европе. Но у нас, к сожалению, ситуация не такая нормальная, и «АвтоВАЗ» является характерным примером знаменитого правила, когда прибыли приватизируются, а убытки национализируются. То есть государство платит за то, что оно субсидирует заведомо убыточное и неконкурентоспособное предприятие, которое делает автомобили, в которых люди гибнут. Это производство не может научиться делать другие автомобили, несмотря на все попытки. Решение этой проблемы всё время откладывается. Она переносится и финансово, и в физическом смысле фактически на всю страну, и мы продолжаем нести этот груз «АвтоВАЗа».<br />
 </p>
<p>И в России, и во всем мире автомобилестроение оказалось одной из наиболее пострадавших от кризиса отраслей. Поэтому особое внимание к ее нуждам действительно необходимо. В прошлом году мы реализовали целый ряд мер государственной поддержки спроса на продукцию автопрома. Так, федеральный бюджет направил на закупки автомобильной техники 35 миллиардов рублей. А благодаря программе льготного автокредитования гражданами приобретены машины еще более чем на 30 миллиардов рублей.</p>
<p>Эти меры будут продолжены и в нынешнем году. Одно только льготное кредитование, согласно прогнозам, позволит приобрести свыше 100 тысяч отечественных машин. Плюс к этому 8 марта стартует принципиально новая программа, стимулирующая приобретение нового автомобиля взамен сданного в утиль. На нее зарезервировано 11 миллиардов рублей. Она призвана стимулировать приобретение еще до 200 тысяч машин. Подчеркну – произведенных в России. Однако очевидно, что поддержку отрасли нельзя рассматривать исключительно «в антикризисном разрезе». И государству, и производителям необходимо системное видение того, как отрасль будет развиваться в долгосрочной перспективе.</p>
<p>Предстоит решить целый ряд фундаментальных задач. Речь, в частности, идет о создании – или модернизации существующих предприятий по производству высокотехнологичных автокомпонентов. Сегодня это одно из самых «слабых мест» отрасли. Речь также идет и о территориальном развитии, создании производств на Востоке России. И в целом – о формировании делового климата, стимулирующего масштабный приток инвестиций в отрасль.<br />
Стратегия развития автомобильной промышленности на период до 2020 года призвана обеспечить комплексное решение этих задач. А значит, и обеспечить предприятия работой, и дать миллионам россиян возможность приобретать доступные по цене, современные и качественные машины. Задача амбициозная, но – решаемая.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".