Статья
19 Августа 2009 0:02

Автопром просел вдвое

<p>Выпуск легковых автомобилей в РФ в январе-июле 2009 года упал по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 59,4%, до 350 тыс., сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат) РФ. Производство грузовых машин за этот период сократилось на 71,2%, до 48,8 тыс., автобусов - на 61%, до 16 тыс. В июле выпуск легковых автомобилей вырос на 3,1%, грузовых - на 24,1%.</p>
<p>Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике работает над предложением Минпромторга РФ об установлении на постоянной основе повышенных пошлин на импорт легковых и грузовых автомобилей. С целью поддержки отечественной автомобильной промышленности Минпромторг предлагает установить введенные с 12 января этого года повышенные пошлины на постоянной основе.</p>
<p>Как сообщалось, в декабре прошлого года было подписано постановление (N903) о повышении пошлин на ввоз новых и подержанных авто и грузовиков юридическими лицами. Импортные пошлины на легковые автомобилей со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет были повышены в среднем с 25% до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя). Кроме того, был снижен с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных.</p>
<p>В конце мая, министр промышленности и торговли Виктор Христенко заявил, что введение повышенных пошлин на импорт в Россию новых и подержанных автомобилей пока не принесло ощутимого положительного эффекта для российских производств. По его словам предприниматели в конце прошлого года, до повышения пошлин, завезли в РФ "фантастическое количество автомобилей", которыми и торговали. По прогнозам министра первые отдушины для российского производства должны были появиться в июне.</p>
<p>По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за 7 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 50%. При этом выше рынка показал падение ОАО "ГАЗ" (РТС: GAZA) - 60%, ОАО "ИжАвто" - 71%, на уровне рынка ОАО "УАЗ" - 50% и чуть меньше рынка ОАО "АвтоВАЗ" (РТС: AVAZ) (44%).</p>
Комментарии экспертов
<p>Проблемы российского автопрома нельзя рассматривать отдельно от мирового кризиса. Они, конечно, существуют. Это специфическая составляющая в течение всего пореформенного периода. Но, тем не менее, на данном фоне все эти проблемы воспринимаются ещё и иначе. Объективно кризис отрасли обусловлен падением спроса на автомобили во всём мире. Я приведу одну цифру – за прошлый год сокращение сбыта автомобилей в США было практически в 2 раза: с 17 миллионов до 8 миллионов автомобилей, проданных в год. Это очень существенное сокращение конъюнктуры на этом рынке. </p>
<p>Учитывая, что наши автомобили находились в специфической конкурентной нише, то есть это автомобили недорогие, но, прямо скажем, невысокого качества, то я думаю, что и в этой нише тоже существует своя проблема падения спроса. Может быть, какое-то переключение из более дорогих сегментов в этот сегмент произошло, но, тем не менее, основной потребитель, нижняя часть среднего класса, я думаю, сейчас находится не в лучшем положении в связи с падением занятости, общим сокращением зарплат и т.д.</p>
<p>Поэтому это двоякая причина. Это застарелые проблемы этой отрасли, которые, к сожалению, практически не решаются. Все разговоры о новых моделях оказываются накаченной помпой, когда одна модель выводится на рынок раз в пять лет. По большому счёту, это не темпы для автомобильной отрасли. <br>
</p>
<p>Повышенные пошлины на импорт автомобилей действуют уже почти год. Это принесло некоторые результаты, но в целом на рынке осталось прежнее соотношение: импортные автомобили – иномарки российской сборки (их доля, правда, немного подросла)  - автомобили традиционных производителей. Упала доля эксплуатация подержанных автомобилей, хотя процесс сокращения таких автомобилей на дорогах наблюдается в течение последних четырех лет. Но это скорее, общие тенденции, когда люди поняли, что подержанные иномарки – не лучшее, что может быть. </p>
<p>В целом можно сказать, что эффект от введения пошлин есть. Защитные меры принимаются во всем мире. Члены ВТО, которые подписали массу протоколов о том, чтобы не препятствовать международной торговле – они сегодня вводят меры стимулирования производства внутри страны.<br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".