Статья
8 Апреля 2016 20:07

Стратегия России в Азии: политический императив

Стратегия России в Азии: политический императив
Фото: Pixabay.com

Причины возникновения потребности в переобустройстве политики России в Азии

Решение России «перебалансировать» стратегическую ориентацию в сторону большей роли Азии происходит сравнительно незаметно. Нет громких заявлений об отказе от «европейского выбора» России, нет столь же громких заявлений о новых стратегических альянсах на Востоке. Но масштаб участников этих процессов – самой России, Китая, Индии, – таков, что перенастройка одной только российской политики создает потенциал для формирования значительных общерегиональных трендов.

Москва не хочет быть подчиненным партнером Запада, но и не видит причин становиться «младшим партнером» Китая. Именно такое видение интересов требует от России сформировать совершенно новую для миропорядка глобальную роль – концепцию России как единственного европейско-тихоокеанского игрока – и занять ее в силу своего уникального географического расположения.

При этом важно отметить, что азиатская ориентация стала политическим императивом для России, а не сменой цивилизационного выбора. Россия обоснованно рассчитывает, что двадцать первый век будет азиатским по своему характеру, с перемещением сюда глобальных центров притяжения экономики, политики и финансов.

В центре этой стратегии – консолидация существующих партнерств (ЕврАзЭС и ШОС), не являющихся собственно региональными, и выстраивание на их основе новой архитектуры союзов в Индо-Тихоокеанском регионе.

То, что «поворот на Восток станет главной задачей национально-государственного строительства в России двадцать первого века», Владимир Путин обозначил еще в Послании Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. Там же было дано и стратегическое видение методов такого «поворота на Восток» – завоевание позиции главной энергетической сверхдержавы Азии, защищенное опережающим военно-стратегическим строительством на Тихом Океане.

Это было прямым ответом на новую политику США в регионе. За почти два года до этого, 3 января 2012 года, Министерство обороны США опубликовало стратегический документ «Поддержание глобального лидерства США: приоритеты обороны 21-го века», в котором как приоритетная задача была поставлена цель укрепления военно-политического доминирования Америки в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Американские военные назвали это «необходимостью восстановления равновесия», однако практические шаги, обозначенные в доктрине, четко говорят именно о новой военно-политической экспансии.

Важно отметить, что политика России с точки зрения доктринального оформления зеркальна политике США. Как отмечалось, центром азиатской политики США выступают доктрины Пентагона и ставка на новое военно-политическое доминирование, тогда как Россия делает ставку на достижение экономического перевеса, а военная составляющая служит не доминантой, инструментом ограждения интересов страны от посягательств.

Разница в концептуальном построении уже проявляется в практической политике – прежде всего, в отношении региональных позиций Китая.

***   

Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры

____________

Читайте также:
19 Января 2018 Новости  Новая военная стратегия США нацелена против России и Китая В пятницу была презентована новая военная стратегия США. В ней большое внимание уделено России и Китаю. В стратегии подчеркиваются, что США постепенно уступает лидерство на международной арене, а Россия и Китай продвигаются «по всем областям». 14 Января 2018 Новости  Битва за искусственный интеллект Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) — одна из приоритетных задач как для частных компаний в сфере IT, так и для государств. На недавнем заседании профильного комитета в Конгрессе США эксперты и политики выразили опасение, что США начинают проигрывать технологическую гонку по созданию ИИ другим мировым державам. 9 Ноября 2017 Колонки  Трамп уступил Китаю Трамп прибыл с визитом в Китай. От встречи ждали многое — в эпоху Трампа отношения между странами были далеки от идеальных. Говорилось даже о возможной «торговой войне». Но разговоры об этом придется оставить в прошлом. Китай и США в ходе визита Трампа в Пекин подписали соглашения на общую сумму около 253,4 млрд $.

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".