Статья
4 Ноября 2009 0:01

Без "топа"

<p>Компания «Яндекс» закрывает сервис рейтинга популярных записей в блогах, из-за превращение рейтинга записей в специализированную медийную площадку для профессионалов.</p>
<p>Как комментирует в <a href="http://clubs.ya.ru/company/replies.xml?item_no=20164&ncrnd=5836">блоге компании «Яндекс»</a> менеджер проекта «Поиск по блогам» Антон Волнухин «несколько лет назад в составе Поиска по блогам Яндекса в качестве эксперимента появился рейтинг популярных записей — небольшой сервис, позволявший найти самые обсуждаемые, „горячие“ записи блоггеров. Мы сделали этот сервис на традиционных для Яндекса принципах агрегирования и статистической обработки информации. С течением времени алгоритм выбора популярных записей усложнялся, появлялись новые факторы ранжирования, различные срезы — записи по количеству ссылок, по комментариям, по посещаемости. Однако в отличие от других сервисов Яндекса, которые проектируются как массовые (и рано или поздно таковыми становятся), этот сервис остался специализированным — для небольшой аудитории активных блоггеров и профессионалов, отслеживающих события в блогосфере. Мы увидели, что сервис, который изначально создавался как зеркало, отражение блогосферы, стал усилителем, медиа-инструментом.»</p>
<p>«Сервис всё больше становится не зеркалом, а инструментом для „выведения в топ“ и дальнейшего распространения нужной темы в СМИ. Таким инструментом стали пользоваться все, кому не лень — от распространителей ссылок „помогите собрать деньги“ до радикалов всех мастей. В результате радикалы одних мастей стали обвинять Яндекс в пособничестве радикалам других мастей, и наоборот. Привычку просматривать страницу рейтинга приобрели журналисты, выведение в топ стало платной услугой, и вот уже власть предержащие смотрят на рейтинг записей как на „глас народа“.» — продолжает господин Волнухин.</p>
<p>Тем не менее, несмотря на то, что топ «Яндекса» закрывается, компания объявила о создании API (программный интерфейс) Поиска по блогам, который позволяет владельцу любого сайта получить все данные, на которых были построены наши рейтинги, и создать свой рейтинг популярных записей. При этом в API не отдаются данные о ранжировании записей — отсортировать список, анализируя «сырые» данные, каждый владелец сайта может самостоятельно.</p>
Комментарии экспертов
<p>Ну чтож, этого следовало ожидать. Топы Яндекса работали отнюдь не только для продвижения в них всякой херни. Они работали как альтернативные машинки для того, чтобы сделать трибуну доступной для любого блогера. При отсутствии такой машинки — внешней и пусть даже необъективной, но все-таки работающей — ЖЖ вернется к состоянию года так 03-04-го, когда ЖЖ представлял собой очень небольшой набор крупных блогеров с тусующимсявокруг них сетевым планктоном. До сих пор — посмотрите — у Крылова или Темы, или у Галковского — комментаторы обыкновенно вообще нигде не «живут», все больше напоминая авто-спамботов своего патрона.</p>

<p>Ясно ведь, что любое рейтинговое агентство не можети не учитывать интеерссы самых крупных игроков, которых оно рейтингует. В данном случае, видимо, интересы топовых блогеров, вроде Другого или Темы, оказывались все в большей степени под угрозой массовизации: их темы зафлуживались, их популярность становилась все более локальной. Зачем нужен топовый блогер, если тему можно раскрутить при помощи полудесятка мелких недотысячников? Зачем нужен топовый блогер, если его персональная история — его ЖЖ-номер, его репутация не является конкурентным преимуществом в игре за внимание аудитории?</p>

<p>Яндекс не зря решил свернуть лавочку. Нынче на повестке распространение  т. н. «медведевского интернета» — дешевого и качественного инета в сетях G3 и G4, на повестке эксплуатация частот телеканалов. Тем самым, рунет вообще и блогосфера в частности окажется перед лицом наплыва дикого количества диких юзеров, для которых рейтинговые машины будут иметь куда большее значение, чем внутрисетевой авторитет в блог-тусовке. С этой «быдлоизацией», во всех ее проявлениях — антиинтеллектуализме, ориентации на крайне низкие стандарты подачи и потребления информации, мы столкнемся очень скоро. А кто и дальше будет писать по-умному, тот пролетит как фанера.</p>

<p>Впрочем, не все так плохо. Сейчас видимо начнется игра на конкуренции нескольких рейтинговых «агентств», это будет может быть даже весело.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".