Статья
6109 28 апреля 2017 11:19

Блогеры идут в политику

История повторяется. Как и в 2011-2012 годах блогеры становятся полноценными участниками политического процесса. Поменялись площадки и действующие лица, но политика снова проникает в блогосферу.

Блогер по необходимости

Популярных людей, публикующих материалы на политическую тематику в социальных сетях, можно подразделить на две большие категории. Те, кто занимается ведением своих страничек, потому что это их работа или им это просто нравится (блогеры) и тех, кому приходится это делать в силу занимаемой должности (депутаты, губернаторы, министры). Во время президентства Медведева активность в соцсетях для губернаторов была чуть ли не обязательной, поэтому практически у каждого из них была пресс-служба, которая вела все страницы, мало кто занимался этим лично. Сейчас таких установок нет, но если политика нет в интернете, то считай, что его и вовсе нет.

Публика практически всегда чувствует, когда социальную сеть ведет не сам человек, а за него это делает персонал. По мнению Антона Носика, интернет депутатам никак не поможет, и не только потому, что для них это неизведанный мир, а потому, что им нечего сказать своей аудитории.

Смерть ЖЖ

В предыдущий электоральный цикл главной площадкой обсуждения выборов, митингов, действий власти и оппозиции стал ЖивойЖурнал. От былой славы некогда популярной блогплатформы практически ничего не осталось, а у сетевого сообщества в фаворе уже другие площадки и другие блогеры. Часть «старых» блогеров переехала на Facebook, кто-то создал свой персональный сайт, незначительная группа из топа ЖЖ продолжает писать в своем блоге, но уже, скорее, по привычке.

Парадоксально, но с точки зрения блогинга самыми популярными сегодня являются развлекательные площадки: YouTube и Instagram. Именно там у блогеров множество подписчиков, просмотров, лайков и других атрибутов медийной персоны. Facebook стал этакой резервацией, где взрослое поколение может обсудить «серьезные вещи», но о настоящей массовости речь не идет. По данным Brand Analytics, индекс проникновения Facebook в России находится на уровне 1%, например, аналогичный показатель у Instagram – 3,54%, у «ВКонтакте» - 15,25%.

Хайп против аполитичности

Русскоязычный YouTube до недавнего времени был очень аполитичным. Топовые блогеры не обсуждали политику, популярностью пользовался детский и развлекательный контент. Если сейчас открыть топ YouTube, то можно подумать, что ничего не изменилось, большинство подписчиков все так же у детских и развлекательных каналов, вот только контент у некоторых блогеров поменялся, ибо мимо горячих политических тем пройти было нельзя. Моду на политику в YouTube принес Навальный. Именно его ролики теперь регулярно набирают более миллиона просмотров, часто попадают в топ ютуба, а все, что попадает в топ (кроме мусорного контента) подхватывается другими блогерами.

И если очередное видео о политике от kamikadzedead никого не удивляет, то выпуски на политическую тематику от комика Данилы Поперечного или блогера Николая Соболева, специализирующихся на развлекательном контенте, стали новостью.

Главная причина, по которой такие блогеры подключились к обсуждению политических тем является пресловутый хайп. Блогеры, зависящие от горячих и актуальных тем, будут обсуждать все, что вызывает общественный резонанс. Отклик вызывает Диана Шурыгина? – Обсуждаем ее. В топе фильм Навального «Он вам не Димон»? – Порассуждаем о коррупции в стране. Коллеге по цеху угрожают из-за неудачной пластической операции? – Обсудим и эту тему. Многие заметили, что практически никто из блогеров не делал промо для митингов 26 марта, так как мало кто верил в такой успех акции. Сразу после успеха вышли и видео.

Разовая акция не сделала политику модной, но если мода на протест станет вновь актуальной, а митинги и демонстрации будут проходить с такой же регулярностью как в 2011-2012 годах, то топовые блогеры будут вынуждены (даже если они не хотят) обсуждать политические процессы просто потому, что это будет давать просмотры.

Глядя на политизацию YouTube, политологи и политтехнологи тоже пытаются сыграть на новых площадках. Константин Калачев, Михаил Виноградов и Вячеслав Смирнов побывали на встрече с популярными блогерами в медиа-клубе «Облако», после чего начали осваивать новые для них каналы коммуникации. Смирнов уже снимает ролики, а Калачев и Виноградов планируют создать совместный канал на YouTube.

Вопрос цены

Вчера Леонид Волков заявил, что власть пытается купить топовых блогеров для того, чтобы на их каналах размещалась «джинсу про Навального». В посте Волков заявляет о том, что блогерам предлагались двойные гонорары, но те отказались, так как долго работали над своими каналами и боятся потерять аудиторию. Пока Волков информацию никак не подтвердил, да и вводных слишком мало. Понятно, что топовый блогер никогда не разместит у себя на канале видео в духе проплаченного ролика о Навальном, где того сравнивают с Гитлером. Однако мягкое воздействие или молчание в нужное время может дать свои плоды.

Например, ничего не помешало топовым блогерам снять ужасный фильм «Взломать блогеров» на деньги государственного Фонда кино, посетить встречу с Мединским, а тому же Даниле Поперечному, который теперь снимается в шоу «Кактус» и поддерживает Навального, ранее сотрудничать с провластным проектом «Спасибо», Ева. Вопрос упирается в цену. Если реклама в выпуске у топового блогера стоит 300-500 тысяч, то, конечно, откровенный бред пусть и за 600 тысяч – 1 миллион никто публиковать не будет, проще через 3-4 дня сделать еще один выпуск.

Это не значит, что все блогеры продажные, нет. Просто, как мы указали выше, многие из них аполитичны, а значит им все равно, кто будет у власти: Путин или Навальный, действующая власть или оппозиция. Поэтому здесь включается чистый бизнес. Кроме того, многие люди из индустрии блогов считают Путина отличным лидером, например, Ресторатор, руководитель проекта Versus Battle, который поддерживает идею запрета любой критики Владимира Путина. Но это излюбленная тактика оппозиции, любой критически      й материал в свою сторону называть проплаченной пропагандой.

Политические перспективы блогеров

Потенциальных публичных политиков среди блогеров первого набора (2011-2012) было значительно больше. Если вспомнить, то и Навальный получил широкую известность за счет расследований, публикуемых в его блоге на ЖЖ. Эта аудитория была более взрослая, чем современные топовые блогеры, которым в основном менее 30 лет, и политика их практически не интересует. Но важнейшую роль здесь играет зритель. Это зритель выбирает, что будут показывать блогеры, что будет популярно, а что нет. Пока говорить об устойчивости политизации блогеров рано, но ситуация в сети может измениться под воздействием внешних факторов. И условный Николай Соболев пожелает конвертировать свою политизированную аудиторию, сделав из зрителей электорат.

Поэтому зависимость здесь следующая: если «бунт школьников» продолжится (студенты и старшеклассники), то мы будем свидетелями дальнейшей политизации контента у популярных блогеров. Постепенная политизация неминуемо приведет к тому, что кому-то из них поступят соответствующие предложения от политических сил, а кто-то и сам захочет попробовать себя в политике. Кампания 2018 года для блогеров не откроет каких-то возможностей, но на выборах 2021 года каждая партия захочет заполучить в свои ряды лидера мнений в молодежной среде. Это идеальный вариант для партий, так как за счет блогеров можно омолодить ряды, а также привлечь дополнительный медиаресурс, поэтому на следующих парламентских выборах блогеры будут выступать уже не в качестве обслуживающего персонала, а в качестве непосредственных участников политического процесса и в Госдуме мы увидим несколько блогеров.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".