Статья
1639 5 июля 2014 15:35

Больше Конституций, хороших и разных

Минувшая неделя прошла в Украине под знаком конституционных реформ. 26 июня Парламент Новороссии ратифицировал Конституцию Союза народных республик, а 3 июля ВР включила в повестку дня проект изменений в Конституцию, поданный президентом Петром Порошенко.

На фоне этих событий как-то незаметно прошел День Конституции, который в Украине отмечают 28 июня – в честь принятия Основного Закона в 1996-м. Этот день и раньше воспринимался украинцами как дополнительный выходной, а в этом году он пришелся на субботу, то есть обеспечил еще и «праздничный» понедельник. Президент Украины Петр Порошенко, конечно же, обратился к народу по случаю праздника, но главный посыл его выступления касался необходимости внесения изменений в Конституцию, а не ее надлежащего исполнения.

Впрочем, это и неудивительно – исполнение Конституции в последние месяцы в Украине не в чести. Начали с неконституционного отрешения от власти Виктора Януковича – хотя голосов для проведения процедуры импичмента вполне хватало. Потом одним голосованием парламента вернули действие изменений в Конституцию, принятых во время Майдана-2004. А дальше стали нарушать уже ее: неконституционным способом сформировали парламентскую коалицию, избрали правительство…

Кстати, накануне Дня Конституции, 27 июня, Высший административный суд Украины открыл производство относительно признания нелегитимным назначения премьер-министра Украины Арсения Яценюка, состава Кабинета министров Украины и образования коалиции в Верховной Раде. Конечно, это может быть лишь интригами внутри «команды победителей», но суды в Украине становятся все более непредсказуемыми: на днях тот же Высший административный суд постановил восстановить Александра Пасенюка в должности судьи Конституционного суда Украины. А ведь того «за нарушение присяги» уволила 24 февраля «революционная» Верховная Рада в окружении вооруженных людей в камуфляже.

С тех пор страсти на улицах Киева несколько улеглись, а вот на Донбассе «революция» в самом разгаре. 26 июня Парламент Союза Донецкой и Луганской народных республик ратифицировал на своем первом заседании конституционный акт о создании Союза народных республик ДНР и ЛНР, который все чаще называют Новороссией. В тексте конституционного акта сказано, что Союз народных республик является «демократическим, конфедеративным, правовым государством», где признаются и защищаются равные права граждан. Новороссия, в соответствии с Конституцией, открыта для присоединения других государств. В отличие от формально парламентско-президентской и унитарной Украины, Новороссия провозгласила себя парламентской и федеративной республикой.

Впрочем, Украине тоже недолго осталось быть парламентско-президентской республикой. Правда, предложенный президентом Петром Порошенко и внесенный 3 июля в повестку дня парламента проект изменений в Конституцию Украины ведет в совсем другом направлении. Фактически, предполагается радикальное усиление полномочий президента и постепенное превращение Украины в президентско-парламентскую республику.

В первую очередь речь идет о влиянии на силовиков. Порошенко хочет получить право без согласия парламента увольнять Генерального прокурора, главу СБУ и руководителя новой силовой структуры – Государственного бюро расследований. А влияние парламента на назначение и увольнение главы Антимонопольного комитета вообще предлагается отменить. Да и роль парламента в назначении правительства нынешний президент Украины предлагает сделать символической: во-первых, вместо «коалиции депутатских фракций» большинство в ВР сможет сформировать «парламентскую коалицию» на индивидуальной основе, а во-вторых – кандидатуру премьер-министра президент сможет вносить не «по предложению коалиции», как сейчас, а «с учетом предложения». Как говорится, почувствуйте разницу.

Но самое ощутимое усиление власти президента запланировано на местах. Ныне кандидатуры глав областных государственных администраций (губернаторов), назначаемых президентом, вносит Кабинет Министров. Кроме того, губернатору может высказать недоверие областной совет, а если за такое решение проголосуют 2/3 депутатов облсовета, то президент обязан отправить главу ОГА в отставку (на уровне района – та же ситуация). В проекте конституционных изменений, предложенных юристами Порошенко, предусматривается ликвидация госадминистраций, являющихся «продолжением» правительства в регионах, и введение института «представителей президента Украины». Эти люди будут назначаться президентом единолично, и соответственно – подотчетны и подконтрольны только ему. Более того, может возникнуть ситуация, которая в средневековой Европе описывалась формулой «вассал моего вассала не мой вассал» – поскольку представитель президента в районе представителю президента в области не подотчетен – последний лишь «координирует деятельность представителей президента в районах».

Зато все эти наместники получат неограниченную ничем власть над структурами исполнительной власти на местах и органами местного самоуправления. Согласно предложенной Порошенко статье 107-1 Конституции, они будут осуществлять надзор над соответствием Конституции и законам Украины актов органов местного самоуправления и территориальных органов центральных органов исполнительной власти, а также координировать их взаимодействие. Ну и привет борьбе за мир: в условиях чрезвычайного или военного положения наместники будут направлять и организовывать деятельность ВСЕХ территориальных органов центральных органов исполнительной власти (относительно мирного времени слова «всех» почему-то нет), а также органов местного самоуправления.

Да и в обычных условиях наместники президента будут чувствовать себя полновластными хозяевами подмандатных территорий: ведь пункт 4 статьи 107-1 гласит, что они «осуществляют иные полномочия, определенные Конституцией и законами Украины».

Кроме того, по представлению своего наместника президент сможет останавливать решение совета любого уровня – сельского, поселкового, городского, областного – и их исполнительных органов. А если Конституционный суд примет решение, что орган местного самоуправления нарушил Конституцию – президент сможет единолично его распустить и назначить своего уполномоченного, фактически – на неопределенный срок.

Таким образом, проект конституционных реформ от Петра Порошенко направлен на слом нынешней хлипкой системы «сдержек и противовесов» и усиление полномочий президента. Даже его союзники по Майдану из фракции «Батькивщина» заявили, что к моменту рассмотрения предложений главы государства на заседании парламента внесут свой проект изменений в Конституцию. К тому времени и коммунисты могут вернуться в зал ВР, чтобы реанимировать свои предложения об отмене в Украине поста президента вообще. Так что, перефразируя известного поэта, Украину может ожидать еще «больше Конституций, хороших и разных»…

Олег Хавич, директор Института развития города Черновцы.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".