Комментарий
441 16 Июля 2014 9:29

БРИКС набирает обороты

Лидеры стран БРИКС по итогам саммита в бразильской Форталезе подписали соглашение о создании анонсированного Нового банка развития (New Development Bank).

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании саммита подчеркнул, что банк БРИКС станет одним из крупнейших многосторонних финансовых институтов развития в мире.

Подробности в материал: Саммит БРИКС.

Насколько продуктивны будут новые финансовые площадки? Какие возможности они открывают перед развивающимися странами? На эти и другие вопросы «Актуальным комментариям» ответил вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:

- В последнее время на фоне усложнения ситуации в национальных экономиках наиболее остро стоит вопрос именно с фондированием и финансированием из средств институтов развития.

Как показывает практика последних лет, международные структуры – МВФ, Всемирный банк – представляются не очень эффективными для развития крупных развивающихся рынков. История Аргентины – классический пример того, каким образом не надо выводить страны из кризиса. Напомню, что в результате требований МВФ ситуация в экономике Аргентины стала намного хуже, чем была.

-  Создание таких финансовых институтов отразится на стабильности национальной валюты?

Все страны имеют собственные национальные валюты, и достаточно крепкие. Но для того, чтобы купировать риски, связанные с резкими перепадами, очень полезно создание механизма предоставления финансирования через такого рода институты.

- Есть еще какие-то преимущества для стран БРИКС от новых наднациональных площадок?

- Вторым аспектом являются инфраструктурные проекты, которые реализуются в развивающихся странах. Для их поддержки также необходимо финансирование. Им может стать как раз финансирование на базе этих институтов. Во-первых, оно более специализировано, в отличие от МВФ и Всемирного банка. Во-вторых, оперативность его получения намного выше. В-третьих, в большинстве этих проектов будет вестись работа на интегрированность, что позволит развивать региональные рынки, лидерами которых являются страны БРИКС. Определенные преимущества здесь присутствуют.

Наконец, если убрать политическую составляющую, создание собственных финансовых институтов крайне важно для развивающихся стран, особенно на фоне сложностей, которые испытывают экономики в последнее время ввиду ослабления национальных валют и активного использования эмиссии со стороны США. Можно упомянуть проблемы, с которыми сталкиваются страны в связи с падением занятости.

- Некоторые эксперты выражают сомнение в том, что удастся запустить такие мощные площадки и финансовые институты, – с учетом того, что БРИКС создавалась уже достаточно давно и заметного продвижения по реализации анонсированных структур пока не наблюдалось. Ваше мнение на этот счет.

- Здесь стоит отметить, что до последнего времени базовым трендом в сфере финансовых отношений в основном было создание двусторонних институтов. Российская Федерация и Китай создали фонды, которые занимаются инвестированием в совместные проекты и поддерживают национальные валюты двух стран. Они договорились о переходе на взаиморасчет в национальных валютах. То есть формирование этих институтов происходит, просто до этого времени они были на двухуровневом, двустороннем направлении. Дело в том, что из всех стран БРИКС Российская Федерация граничит только с Китаем. Соответственно, приграничное сотрудничество и территориальная близость делают взаимодействие с Китаем, особенно на фоне майских договоренностей, более интенсивным.

Но формирование единого института в целом для стран БРИКС может быть и положительным.

- Но, наверное, есть и какие-то риски?

- Надо понимать: для того, чтобы совместный финансовый институт качественно работал на территории этих стран, необходимо четко построить саму процедуру выделения денежных средств, дабы эти институты не превратились в дешевый способ пополнять собственную ликвидность в странах, безотносительно экономических проектов, которые там реализуются. Здесь есть определенные риски, но экономическая необходимость толкает страны на формирование новых финансовых институтов.

-  Как будет влиять экономическая интеграция развивающихся стран на политику, на их позиции по важным вопросам политической повестки?

- Безусловно, экономическая интеграция скажется и на политической. На фоне событий на Украине особенно стало заметно, насколько уязвимо современное политическое поле к монополизации финансовых институтов. Понятно, что выстраивание самостоятельности структур развивающихся стран должно, помимо всего прочего, защитить и от политического давления.

Таким образом, переход к усилению самостоятельных денежных единиц, формирование собственных финансовых институтов, которые поддерживают и финансируют проекты интегрируемых стран, – это, в том числе, шаги по пути к выстраиванию финансовой независимости, которая в свою очередь делает более сбалансированной и национально-ориентированной внутреннюю и внешнюю политику.

Лина Вискушенко, специально для «Актуальных комментариев».
 

КомментарийКомментарий ЧМ-2018 не влияет на негатив вокруг пенсионной реформы политологОлег Игнатов В то время, когда в России проходит ЧМ-2018, правительством инициирован ряд обреченных на непопулярность законопроектов и мер — повышение цен на услуги ЖКХ, пенсионная реформа, рост НДС. Возможные выплески общественного негатива после окончания футбольного мундиаля «Актуальные комментарии» обсудили с заместителем директора Центра политической конъюнктуры Олегом Игнатовым. — Я не вижу высокую концентрацию негатива. Есть тема пенсионной реформы, есть тема повышения НДС. Что касается темы повышения услуг ЖКХ, то это плановое мероприятие — и там не очень большой рост, он совпадает с инфляцией или чуть-чуть ее превышает. Необходимо пройти момент с пенсионной реформой, посмотреть, как будет развиваться обсуждение, удастся ли правительству эту ситуацию выровнять в свою пользу и найти аргументы в пользу своей позиции. Пока мы видим, что митинги против пенсионной реформы проходят, ранее были митинги по поводу роста цен на бензин, но всплеска большой активности мы не видим. Максимум — несколько сотен человек было. Митинги в регионах проходят почти постоянно, но количество участников довольно малочисленно, говорить о вспышке массовой активности пока еще рано. Цены на бензин правительству удалось ненамного снизить — либо они остановились, либо пошли вниз. В целом, ситуацию удалось вывести в позитивное русло и купировать недовольство за счет мер, которые были приняты правительством.  По пенсионной реформе: можно ожидать митинги, на них придут люди, но я не думаю, что будет очень высокая явка, потому что основная опасность заключалась бы в случае объединения всей оппозиции — и парламентской, и непарламентской. Пока оппозиция действует разрозненно — в некоторых регионах они пытались проводить митинги с профсоюзами, там участвовали и партии, но пока явка невысокая. Ключевым показателем здесь я бы выделил регионы, но активность в регионах невысока. Мне кажется, то ресурс непопулярных решений пока исчерпан — нужно разобраться с теми проблемами, которые есть. Это цены на бензин и пенсионная реформа с НДС. Будет ли всплеск негатива после окончания ЧМ? Вы видели, что рейтинги упали как раз во время чемпионата мира. Это означает, что люди все равно обращают внимание на решения, которые не вызывают у них позитивные эмоции. Я не думаю, что чемпионат мира играет какую-то роль. Он играет в позитивном направлении — если сборная пройдет дальше, то это сможет привести к тому, что население немного отвлечется от тех негативных тем, которые присутствуют в информационном поле. Но если ничего не произойдет, и сборная вылетит — это никак ни на что не повлияет. Я не думаю, что чемпионат мира позволяет компенсировать негативные эмоции, связанные с пенсионной реформы. 26 Июня 2018 Главное
Война за воду
 Война за воду Как вода становится главным ресурсом.
КомментарийКомментарий ЕС не будет кардинально менять миграционную политику политологГлеб Кузнецов
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".