Статья
4451 15 июля 2014 9:38

Саммит БРИКС

В Бразилии стартует шестой саммит глав стран БРИКС, который призван стать важной вехой для объединения. Страны начинают строительство своих финансовых институтов, призванных стать альтернативами западных структур, которые диктуют свои правила игры.

Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, которые и входят в БРИКС, хотят изменить ситуацию при которой мировая валютная система зависит от политики Вашингтона, заявил президент России Владимир Путин в интервью ИТАР-ТАСС 15 июля, накануне саммита БРИКС.

«Сама международная валютная система чрезмерно зависит от положения доллара, точнее, от валютно-финансовой политики американского руководства», — подчеркнул Путин и отметил, что «страны БРИКС хотят изменить это положение».

Практическими шагами по укреплению мировой финансовой инфраструктуры, по его словам, должны стать инициативы по созданию Банка развития и по формированию пула валютных резервов БРИКС. Пул «призван стать своего рода “страховочной сеткой”, предназначенной для совместного реагирования на финансовые вызовы», — уточнил Путин.

Как отмечает «Коммерсант», главным событием саммита должно стать подписание соглашений о запуске Нового Банка Развития (НБР) со штаб-квартирой в Шанхае, а также так называемого пула условных валютных резервов. Идея создания первых формальных структур объединения обсуждалась на встрече стран БРИКС в рамках саммита G20 в Лос-Кабосе еще в 2012 году. Оба института задумывались как альтернатива внутри БРИКС Всемирному банку, выдающему льготные кредиты под долгосрочные проекты (его капитал оценивается в $223 миллиарда), и Международному валютному фонду, кредитующему правительства в случае нехватки средств для покрытия текущего дефицита (без учета последнего пересмотра квот его капитал примерно $360 миллиардов).

Максимальный размер капитала НБР, по словам министра финансов РФ Антона Силуанова, поменьше — до $100 миллиардов. При этом пока каждая из пяти стран-участниц внесет лишь по $2 миллиарда и еще $8 миллиардов — в виде гарантий. К НБР смогут присоединиться и другие страны, но так, чтобы суммарная доля стран БРИКС в капитале не сокращалась ниже 55%. Банк будет заниматься преимущественно инфраструктурными проектами.

Есть и другие смелые инициативы с российской стороны.

Глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев  в преддверии саммита предложил создать фонд БРИКС, который займется инвестициями в инфраструктурные проекты.

«Мы завтра будем объявлять о нашей инициативе — о создании инфраструктурного фонда инвестиций БРИКС», — цитируют РИА-Новости Дмитриева. Он подчеркнул, что у стран БРИКС есть большой потенциал и возможности по развитию инфраструктуры, но для этого требуется привлекать средства.

Дмитриев добавил, что сам Совместный фонд для инвестирования в акционерный капитал инфраструктурных проектов стран БРИКС планируется создать к следующей встрече лидеров стран-участниц, которая пройдет в Уфе в 2015 году.

По его словам, идея такого фонда уже проработана с рядом суверенных международных фондов, инвесторам она интересна. К данной инициативе подтвердили интерес представители ведущих финансовых институтов, суверенных фондов стран-участниц БРИКС, а также партнеры РФПИ из других стран, добавил Дмитриев.

Эксперты и ранее высказывали мнение, что Россия должна использовать площадку БРИКС в собственных экономических целях. Об этом в беседе с «Актуальными комментариями» сказал политолог, философ, автор книг по теории и практике PR Олег Матвейчев.

«У БРИКС – огромный политический и экономический потенциал. Она в какой-то момент может стать даже более влиятельной, чем "большие восьмерки" и другие международные организации. Дело в том, что "большие восьмерки" и "большие двадцатки" включают в себя страны с разными экономиками, политическими целями», - сказал он, подчеркнув, что поэтому их решения, как правило, очень абстрактные, нереализуемые в жизнь. Европейские страны начали политизировать повестку дня.

Эксперт отметил, что БРИКС объединяет в себя страны со сходными интересами. Это дает возможность проводить согласованную политику. К тому же, со странами БРИКС у России нет общих границ, и никогда не было конфликтов. Безусловно, эти страны могут объединить не только экономические, но политические усилия.

Так, президент России Владимир Путин считает, что страны БРИКС должны не допустить «травлю» государств, которые не согласны с США и их союзниками. Об этом он заявил в интервью ИТАР-ТАСС накануне саммита.

Путин собирается на саммите БРИКС обсудить ситуацию, которая сложилась из-за санкций США против России. «В то же время нужно сделать предметные выводы из происходящего. Сообща продумать систему мер, которая бы позволила не допустить "травлю" стран, несогласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников, а вести цивилизованный, взаимоуважительный диалог по всем спорным вопросам», - подчеркнул Путин.

Президент РФ также рассказал, что страны БРИКС намерены укреплять политическую составляющую своего сотрудничества и расширять практику консультаций и совместных действий в международных организациях, прежде всего, в ООН. В перспективе предполагается создание виртуального секретариата БРИКС

«Настало время поднять роль БРИКС на новый уровень, сделать наше объединение неотъемлемой частью системы глобального управления в интересах устойчивого развития», - заявил Путин.

«Скажем прямо: без принципиальной позиции России и Китая в СБ ООН по Сирии, события в этой стране давно развивались бы по ливийскому и иракскому сценарию», - цитирует Путина «Интерфакс».

Владимир Путин не сомневается в успехе российско-китайского сотрудничества. Перед саммитом он уже встретился с председателем КНР Си Цзиньпином.

«Взаимодействие набирает обороты практически по всем направлениям, мы работаем очень интенсивно», — сказал российский президент. Обращаясь к китайскому лидеру, Путин отметил, что Москва чувствует его личное внимание к развитию отношений между Россией и Китаем, поэтому не сомневается в реализации всех планов и выведении сотрудничества на новый уровень.

По его словам, нужно при помощи ООН «противодействовать» попыткам «отдельных государств навязать международному сообществу курс на смещение неугодных режимов и продвижение односторонних вариантов разрешения кризисных ситуаций».

При этом российский лидер подчеркнул, что «планов формирования военно-политического альянса на основе БРИКС у нас нет». Акцент направлен на экономическое взаимодействие.

Владимир Путин, по словам его помощника Юрия Ушакова, собирается предложить участникам саммита учредить некую «энергетическую ассоциацию», в рамках которой будут созданы резервный банк топлива и энергетический институт. Последний будет поставлять участникам аналитику энергорынков, сообщил помощник президента. Напомним, аналогичная структура действует при ОЭСР — это Международное энергетическое агентство.

«Актуальные комментарии» попросили экспертов оценить перспективы планов БРИКС.

Комментарии экспертов

В последнее время на фоне усложнения ситуации в национальных экономиках наиболее остро стоит вопрос именно с фондированием и финансированием из средств институтов развития.

Как показывает практика последних лет, международные структуры – МВФ, Всемирный банк – представляются не очень эффективными для развития крупных развивающихся рынков. История Аргентины – классический пример, каким образом не надо выводить страны из кризиса. Напомню, что в результате требований МВФ ситуация в экономике Аргентины стала намного хуже, чем была.

Все страны имеют собственные национальные валюты, и достаточно крепкие. Но для того, чтобы купировать риски, связанные с резкими перепадами, очень полезно создание механизма предоставления финансирования через такого рода институты.

Вторым аспектом являются инфраструктурные проекты, которые реализуются в развивающихся странах. Для их поддержки также необходимо финансирование. Им может стать как раз финансирование на базе этих институтов. Во-первых, оно более специализировано, в отличие от МВФ и Всемирного банка. Во-вторых, оперативность его получения намного выше. В-третьих, в большинстве этих проектов будет вестись работа на интегрированность, что позволит развивать региональные рынки, лидерами которых являются страны БРИКС. Определенные преимущества здесь присутствуют.

Наконец, если убрать политическую составляющую, создание собственных финансовых институтов крайне важно для развивающихся стран, особенно на фоне сложностей, которые испытывают экономики в последнее время ввиду ослабления национальных валют и активного использования эмиссии со стороны США. Можно упомянуть проблемы, с которыми сталкиваются страны в связи с падением занятости.

Некоторые эксперты выражают сомнение, что удастся запустить такие мощные площадки и финансовые институты – с учетом того, что БРИКС создавалась уже достаточно давно и заметного продвижения по созданию анонсированных структур пока не наблюдалось.

Но здесь стоит отметить, что до последнего времени базовым трендом в сфере финансовых отношений в основном было создание двусторонних институтов. Российская Федерация и Китай создали фонды, которые занимаются инвестированием в совместные проекты и поддерживают национальные валюты двух стран. Они договорились о переходе на взаиморасчет в национальных валютах. То есть формирование этих институтов происходит, просто до этого времени они были на двухуровневом, двустороннем направлении. Дело в том, что из всех стран БРИКС Российская Федерация граничит только с Китаем. Соответственно, приграничное сотрудничество и территориальная близость делают взаимодействие с Китаем, особенно на фоне майских договоренностей, более интенсивным.

Но формирование единого института в целом для стран БРИКС может быть и положительным.

При этом надо понимать, что для того, чтобы совместный финансовый институт качественно работал на территории этих стран, необходимо четко простроить саму процедуру выделения денежных средств, дабы эти институты не превратились в дешевый способ пополнять собственную ликвидность в странах безотносительно экономических проектов, которые там реализуются.

Здесь есть определенные риски, но экономическая необходимость толкает страны на то, чтобы принимать решения в отношении формирования новых финансовых институтов.

И в заключение надо отметить, что экономическая интеграция скажется и на политической. На фоне событий на Украине особенно стало заметно, насколько уязвимо современное политическое поле к монополизации финансовых институтов. Понятно, что выстраивание самостоятельности структур развивающихся стран должно, помимо всего прочего, защитить и от политического давления.

Таким образом переход к усилению самостоятельных денежных единиц, формирование собственных финансовых институтов, которые поддерживают и финансируют проекты интегрируемых стран – это в том числе шаги по пути к выстраиванию финансовой независимости, которая в свою очередь делает более сбалансированной и национально-ориентированной внутреннюю и внешнюю политику.

План создания Нового Банка Развития (НБР) несомненно реализуется, в этом нет совершенно ничего невозможного. Всё, что касается конкретных предложений по взаимодействию в финансовой сфере, потихоньку осуществляется, здесь достаточно политической воли.

Создание финансовых институтов БРИКС – это не столько реакция на санкции Запада (санкции – это ситуативная вещь), сколько ответ на неспособность Запада сделать мир лучше. Запад заявил такую претензию после распада Советского Союза и советского блока. И мир некоторое время ждал, что Запад действительно сможет создать мир, который будет лучше, справедливее, гармоничнее. Но оказалось, что это были только слова и Запад ничего подобного делать не хотел, а только решал свои собственные проблемы за счет других.

Откровенно говоря, всем уже порядком надоели заявления о том, что только Америка знает, как надо жить. Подустали и от доллара, от которого должна зависеть вся планета, все должны следить за курсом зеленой бумажки и думать, а лопнет завтра госдолг США или нет.

Запад очень часто решает свои проблемы за чужой счет. После распада Советского Союза мир не стал ни спокойнее, ни стабильнее: войны вспыхивают в разных регионах, и везде в той или иной степени присутствуют американцы. Поэтому страны БРИКС предпринимают попытки выстроить альтернативные финансовые и экономические площадки.

Трудно сказать, насколько суждено сбыться намеченным планам. Американцы предпринимают всяческие попытки на разных направлениях, чтобы никакой альтернативы появиться не могло. Их раздражает инакомыслие.

Ясно, что они мешают развитию БРИКС и будут это делать дальше. Но, на мой взгляд, перспективы у БРИКС есть, и я думаю, что развиваться новые финансовые институты будут. Насколько быстро и интенсивно – пока трудно сказать.

Если внимательно посмотреть на динамику развития экономики стран БРИКС, становится совершенно очевидно, что тот колоссальный прогресс и устойчивость, которые демонстрируют эти государства, делают реалистичным создание альтернативной финансовой системы и соответствующих механизмов, которые защитят накопления стран-союзников. Возможно, они станут новым инструментом и для других стран.

Отмечу, что это не просто реалистичный сценарий, а, наверное, наиболее оптимальный, особенно с учетом того, что основные валюты подвержены очень серьезным рискам, колебаниям, и во многом даже не обеспечены никаким реальным содержанием.

Полагаю, что выбранный курс является единственно правильным, и возможность вариативного размещения средств станет лучшей площадкой для демонстрации тех конкурентных преимуществ, которые в настоящий момент отмечают у стран БРИКС все экономисты.

Конечно, есть какие-то сомнения – ввиду того, что подобные проекты анонсировались давно, но до реализации пока дело не дошло.

Важно, что сегодня внешняя среда подталкивает нас к динамичному развитию, к этому пришли практически все руководители этих стран. И мне кажется, сейчас наиболее удачное время для того, чтобы продемонстрировать не только благие пожелания и общие направления развития, а приступить к активным действиям. Я абсолютно уверена в том, что для этого имеются все возможности, в том числе полностью удовлетворяет этим необходимым требованиям и состояние экономик.

Поэтому с точки зрения оптимальности выбранного момента это – самый лучший.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".