Статья
20 Февраля 2009 0:03

Бунт на продажу

Книга о том, как протест и контр-культура вместе идут на IPO. 42-летию со дня рождения Курта Кобейна посвящается.
Комментарии экспертов
<p>
<meta content="text/html; charset=utf-8" http-equiv="Content-Type">
<meta content="Word.Document" name="ProgId">
<meta content="Microsoft Word 11" name="Generator">
<meta content="Microsoft Word 11" name="Originator">
<link href="file:///C:%5CDOCUME%7E1%5CNoname%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml" rel="File-List">
<style><!--
/* Font Definitions */
@font-face
{font-family:Calibri;
panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4;
mso-font-charset:204;
mso-generic-font-family:swiss;
mso-font-pitch:variable;
mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;}
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin-top:0cm;
margin-right:0cm;
margin-bottom:10.0pt;
margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:Calibri;
mso-fareast-font-family:Calibri;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-language:EN-US;}
@page Section1
{size:595.3pt 841.9pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:35.4pt;
mso-footer-margin:35.4pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
--></style> </p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";">Смысл «Бунта
на продажу» очень хорошо иллюстрируется названием одной из глав этой книги: «I hate
myself and want to buy». Автором этой фразы изначально выступил покойный Курт
Кобейн, которого авторы бестселлера активно цитируют. В оригинале Курт
произносит «I hate myself and want to </span><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";" lang="EN-US">die</span><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";">». Всего три буквы
полностью переворачивают мировоззренческую концепцию.</span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";">
<o:p></o:p></span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";"> </span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";">О
книге можно рассказать очень много, но для меня характерным является следующий
факт: это очень своевременное издание для России. Если для европейца «Бунт на
продажу» - философский социальный трактат, то для моего соотечественника эта
книга из серии бизнес-литературы. Можно сколько угодно говорить об авторах,
леваках-интеллигентах, расстающихся со своими заблуждениями, но для русской
аудитории «Бунт» - идеальная литература с бизнес-моделями.
<o:p></o:p></span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"> </p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";">Удивительно, конечно, но социальные протесты
девяностых, с их музыкой, живописью и визуальным искусством несли в себе
отпечаток некапиталистического общества. Просто потому, что продавать этот
протест толком никто не научился. Вполне хватало заезженных косух, берцев и
огня в глазах.
<o:p></o:p></span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";"> </span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";">А
потом оказалось, что капитал, прихода которого так ждали, сильно влияет на
жизнь человека. Удивительное открытие. Любая современная субкультурная формация
живет за счет окупаемости. Как отличить эмо от неошестидесятника? Да по тряпкам
и «запчастям», конечно. Вот и весь внешний протест. Создаваемые в противовес
системным рынкам, новые рынки… Понятно. Так формировалось общество потребления,
со всей своей социальной и культурной селекцией.
<o:p></o:p></span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";"> </span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";">Ну
и, конечно, очевидное достоинство книги Хиза и Поттера в том, что становятся
видны публичные практики альтернативной культурной среды, на деле являющиеся не
более чем ритуальными маркерами<span>  </span>для
«своих».
<o:p></o:p></span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";"> </span></p>
<p style="margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify; line-height: normal;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";">На
самом деле, «Бунт на продажу» - бесчестная книга. В любом протесте содержится
изрядная доля романтики, которая часто и оправдывает само существование движа.
Хиз и Поттер душат романтику голыми руками, за что им, конечно, нельзя сказать
спасибо. Впрочем, читать «Бунт» до восемнадцати лет практически бесполезно.
Остальные, скорее всего, будут авторам благодарны. За проданный бунт.
<o:p></o:p></span></p>
<meta content="text/html; charset=utf-8" http-equiv="Content-Type">
<meta content="Word.Document" name="ProgId">
<meta content="Microsoft Word 11" name="Generator">
<meta content="Microsoft Word 11" name="Originator">
<link href="file:///C:%5CDOCUME%7E1%5CNoname%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml" rel="File-List">
<style><!--
/* Font Definitions */
@font-face
{font-family:Calibri;
panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4;
mso-font-charset:204;
mso-generic-font-family:swiss;
mso-font-pitch:variable;
mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;}
@font-face
{font-family:Cambria;
panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4;
mso-font-charset:204;
mso-generic-font-family:roman;
mso-font-pitch:variable;
mso-font-signature:-1610611985 1073741899 0 0 159 0;}
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
text-align:justify;
text-indent:1.0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:Calibri;
mso-fareast-language:EN-US;}
h1
{mso-style-link:" Знак Знак";
mso-style-next:Обычный;
margin-top:12.0pt;
margin-right:0cm;
margin-bottom:3.0pt;
margin-left:0cm;
text-align:justify;
text-indent:1.0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
page-break-after:avoid;
mso-outline-level:1;
font-size:16.0pt;
font-family:Cambria;
mso-font-kerning:16.0pt;
mso-fareast-language:EN-US;}
span.a
{mso-style-name:" Знак Знак";
mso-style-locked:yes;
mso-style-link:"Заголовок 1";
mso-ansi-font-size:16.0pt;
mso-bidi-font-size:16.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-font-kerning:16.0pt;
mso-ansi-language:RU;
mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:AR-SA;
font-weight:bold;}
@page Section1
{size:595.3pt 841.9pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:35.4pt;
mso-footer-margin:35.4pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
--></style>
<o:p></o:p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal">Более полувека назад австрийский
экономист Йозеф Шумпетер предсказал конец капиталистического общества в самое
ближайшее время. В отличие от прочих предсказателей, он отнюдь не приветствовал
грядущий социализм, стоически принимая неизбежность. Одним из важных факторов,
разрушающих капитализм, Шумпетер назвал распад буржуазной семьи: раньше
предприниматель работал ради своих детей, мечтая основать династию, – сегодня
образованный юнец отвергает нормы викторианской морали и презрительно поучает
своих родителей, как правильно жить.</p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal"> </p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal">Вышедшая на русском языке два года
назад книга канадских философов Хиза и Поттера пытается дать ответ на неявно
поставленный учениками Шумпетера вопрос: почему, если каждое новое поколение
радикальнее предыдущего (в США книга вышла под названием «Нация бунтарей»),
социализм по-прежнему лишь на горизонте? Почему движения, называвшие себя
«могильщиками», борцами с Системой свободными, и прочими красивыми именами
неизбежно заканчивали тем, что продавали кроссовки под своим брендом?</p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal"> </p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal">Для того, чтобы понять динамику
протестных движений, Хиз и Поттер используют подход американского экономиста
начала XX века Торстейна Веблена. Согласно Веблену, люди получают полезность не
от абсолютного, но от относительного уровня богатства: в каждый момент времени
машина семьи Смитов должна быть не хуже, чем у их соседей Джонсов. Погоня за
Джонсами превращается в бег на одном месте: машины становятся всё лучше, новый
мебельный гарнитур куплен, одним словом, радио есть, а счастья – нет. А за
каждую вещь приходится платить дополнительными часами работы! Пространство
автономии человека сужается, он превращается в раба груды не нужных ему вещей.</p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal"> </p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal">Подобный механизм называется
дилеммой заключённого и может быть использован для описания целого класса
ситуаций. Похожим образом функционирует и протестная культура. Сегодня ты на гребне
волны, твои идеи вот-вот перевернут мир. Но все хотят быть такими же крутыми и
свободными. Появляются люди с кроссовками. Твоя крутизна больше ничего не
стоит: все вокруг выглядят точно так же, а на атрибутике, концертах капиталисты
зарабатывают огромные деньги. Неужели ты и сам не заметил, как стал частью
Системы, «продался»?</p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal"> </p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal">Основная мысль книги состоит в том,
что капитализм не является репрессивным сам по себе («капитализм» не равно
«фашизм»), но способен поощрять разнообразие и индивидуальность, если на них
существует спрос. Это могло бы стать открытием для тех людей, кто думает, что
своими длинными волосами кислотного цвета и пирсингом они изменят мир. Но
изменение мира обычно интересует их незначительно: хаер и пирсинг – достаточно
крутые вещи и при капитализме.</p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal">Сегодня исполнилось бы 42 года Курту
Кобейну. Его убила идея контркультуры – идея того, что можно жить в обществе,
успешно разрушать самые его основы, и при этом майки с твоим портретом не будут
продаваться в каждом магазине. «Правонарушения не есть угроза системе. Просто
некоторые люди борются за свое право веселиться». А что предлагают Хиз и Поттер
вместо «праздника революции»? Продуманную левую политику, грамотные и
последовательные реформы, ликвидацию «провалов рынка», правозащитную активность
и прочие скучные вещи, которые ассоциируются у нас исключительно с немецкой
социал-демократией, причём в искажённой форме ленинской критики. К сожалению,
русское издание «Бунта на продажу» прошло почти незамеченным. В интернете стало
хорошим тоном среди радикалов признаваться в том, в незнании этой книги, потому
что «всё это мы уже многократно слышали». Что ж, иногда внешность обманчива.
«Бунт на продажу» - живое и увлекательное чтение, сочетающее глубокую теорию с
множеством ярких примеров.</p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal"> </p>
<p style="text-indent: 0cm;" class="MsoNormal">Из немногочисленных недостатков
книги следует отметить очень странные представления авторов об экономике (даже
хорошо знакомые с кейнсианством не поймут путаное обсуждение закона Сэя в
четвёртой главе) и смазанную концовку с позитивной программой действий (у левых
всегда так). Развёрнутая позитивная программа присутствует в другой книге Хиза
«Efficient Society» и его научных работах по эволюционной социальной теории,
что отчасти компенсирует последний недостаток.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".