Час Шойгу в Госдуме
На заседании Госдумы в рамках «правительственного часа» выступил глава МЧС России Сергей Шойгу, который рассказал, как развивается система по предотвращению чрезвычайных ситуаций и по оказанию помощи тем, кто попал в такого рода ситуацию.
Министр озвучил инициативы по противодействию пожарам. Напомним, что тема приобрела особую актуальность после пожаров в развлекательных заведениях, самым страшным из которых оказался пожар в Хромой лошади в Перми.
МЧС России занялось решением проблемы комплексно, обращая внимание не только на проблемы в городах, но и отдаленных ргионах, в сельской местности. Ведомство подготовило законопроект о добровольной пожарной охране, в ближайшее время он будет направлен в Госдуму. По словам Сергея Шойгу, уже в 2010 году добровольной пожарной охраной планируется прикрыть до 10 тыс. населенных пунктов на территории России.
Глава МЧС объяснил, почему это необходимо. Дело в том, что на территории России более 32 тыс. населенных пунктов в сельской местности находится вне зон нормативного прибытия пожарной охраны.
«Для организации в них профессиональной пожарной охраны потребовалось бы около 40 тыс. единиц личного состава, строительство новых пожарных депо и до 20 млрд рублей дополнительно на их техническое оснащение», - сказал министр.
В то же время в целях обеспечения своевременного прибытия пожарных подразделений для тушения пожаров в населенных пунктах дополнительно было создано свыше 300 подразделений пожарной охраны, что, по его словам, «позволило довести количество населенных пунктов, прикрытых пожарной охраной, до 70%».
Министр отчитался по статистике жертв пожаров. За пять лет в стране удалось снизить гибель людей с 20 тыс. человек в год до 13,9 тыс. «Приведенные цифры говорят сами за себя, но эта цифра по-прежнему велика», - подчеркнул глава МЧС России.
Он сообщил, что правительством РФ принята и реализуется федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в РФ на период до 2012 года». В рамках этой программы, отметил он, только в 2009 году было построено и отремонтировано более 310 пожарных депо, системами оповещения и управления эвакуацией оборудованы 5 тыс. учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения.
Продолжая тему борьбы с пожарами Шойгу напомнил о своей инициативе по противопожарному страхованию. Самое главное в этом проекте, что он не предусматривает дополнительной нагрузки на граждан. При этом министр считает, что страхование может решительно изменить ситуацию в сфере пожарной безопасности. Законопроект, по его словам, готовился с участием представителей малого и среднего бизнеса, страхового сообщества и общественных организаций.
Еще одним из важных приоритетов деятельности ведомства Сергей Шойгу назвал создание системы безопасности, информирования и оповещения населения на транспорте, в первую очередь в метрополитенах страны.
«В ближайшие месяцы мы покажем на одной из станций метро смонтированную комплексную систему, созданную совместно с МВД и ФСБ», - заявил глава МЧС России Сергей Шойгу, выступая в Госдуме в рамках «правительственного часа».
По его словам, она будет включать в себя терминальные комплексы, по которым будут оповещать людей об опасности, сообщать о путях эвакуации. Сергей Шойгу отметил, что в систему входят датчики по определению уровня радиации, химического загрязнения, ядовитых и отравляющих веществ. Терминалы будут оснащены «тревожной кнопкой» и системой обратной связи.
«Все это мы будем внедрять, согласно указу президента РФ», - сказал министр МЧС.
В дальнейшем, по словам Сергея Шойгу, планируется внедрять комплексную систему не только в метро, но и на вокзалах, в аэропортах, в пригородных поездах, автобусах. «Для нас это очень важное направление работы», - сказал он.
Глава МЧС сообщил, что в России создан и функционирует Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, системы наблюдения и лабораторного контроля, космического мониторинга. В этом году, отметил он, будет завершено создание координационного сейсмологического прогностического центра РАН и модернизация федеральной системы сейсмонаблюдений, а также системы предупреждения от цунами на Дальнем Востоке.
Сергей Шойгу сказал, что в этом году планируется завершить работу по созданию основного фрагмента комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в Санкт-Петербурге. При этом, пояснил он, все созданные в городе системы безопасности и другие информационные системы будут объединены в единую структуру.
Те меры, которые предложил Шойгу – это повторение международного опыта, особенно в тех странах, которые подверглись атакам. Очень эффективно средства безопасности (и датчики, и оповещение) внедряли японцы после нападения на токийское метро. Что касается других видов анализа ситуации, то, конечно, лидирует лондонское метро.
Мы только в начале пути. Хорошо, что установили видеокамеры в вагонах и на станциях. Шойгу предлагает достаточно эффективный метод поиска, анализа и предотвращения. Другое дело, и это самое главное – кто будет сидеть за этими мониторами.
Если с этим оборудованием будут работать МЧСовцы, то польза будет. Но здесь есть вопрос взаимодействия – разведки ситуации и исполнения необходимых мер правоохранительными органами. Как они достигнут взаимодействия, я не знаю. Пока, по-моему, не получается.
Глава МЧС сообщил, что в стране 30 миллионов человек охвачены системой оповещения. Это хорошо, это большой шаг вперёд, но, с другой стороны, давайте говорить откровенно: нам ещё очень далеко до того, когда это было при Советском Союзе – система проводной связи, система постоянно включённых точек. То, что у нас сегодня на мобильной связи – ведь на самом деле это очень ненадёжная связь.
К сожалению, наши мобильные компании больше занимаются рекламой, нежели развитием сети – она периодически не работает, периодически перегружена. Надо думать в том числе и о законодательных основах, и о государственной программе – что там, где можно восстановить более надёжный способы оповещения, надо это сделать.
Второй вопрос – это мобилизационная готовность наших объектов. Раньше были планы, требования и контроль. Лёгкий шквал в Подмосковье привёл к тому, что отключилась электроэнергия, дублирующих систем нет, хранилище аммиака находились под угрозой взрыва. Если бы это произошло, ряд городов получили бы тяжелейшие последствия, в том числе отравления десятков и сотен тысяч людей. Наверное, сейчас надо закладывать какие-то стандарты по мобготовности, особенно тех объектов, которые угрожают жизни и здоровью большого количества людей.
Пожары: 13 тысяч – это очень много, мы здесь печально лидируем. Хотя я помню, что несколько лет назад это число было 19 тысяч, то есть прогресс налицо. Но давайте вместе подумаем, как сделать так, чтобы у нас была система раннего оповещения по пожарам. Ведь на самом деле весь жилой сектор у нас сегодня работает почти в режиме XVIII века: каланча, дым, огонь – и туда едет экипаж. Та сигнализация, которая действует в домах зачастую никуда не выведена и нет системы реагирования. Это надо восстанавливать. Будем мы работать с какими-то мобильными компаниями или будем мы работать иным способом, но эту систему надо делать, и это, конечно, государственная задача, не только МЧС. В данном случае, наверное, здесь должно быть сотрудничество и Государственной Думы, и профильных комитетов, правительства и вашего министерства.
Следующий момент – речь идёт о создании системы проезда к местам чрезвычайных происшествий. Я знаю, как выезжают спасатели – они руками раздвигают мешающие автомобили, но скорость подъезда к месту чрезвычайных происшествий от этого, к сожалению, резко снижается.
Здесь необходимы жёсткие стандарты и возложение ответственности в том числе на муниципальные органы, на органы госвласти субъектов для того, чтобы обеспечить эти пожарные проезды и подходы в том числе для аварийных и пожарных автомобилей. Наверное, это надо закладывать в градостроительный комплекс, другие нормативно-правовые акты, и здесь должна быть серьёзная работа. У нас в России, в единственной стране из цивилизованных стран, нет частного капитала пожарной охраны. Мы только что приняли закон о ведомственной пожарной охране – правильно, пусть организации участвуют. Но во всём мире существуют и очень эффективно работают предприятия с частным капиталом. Можно использовать подобные зарубежные наработки.
Министр в своем докладе говорил о том, что нужно создать целое направление, которое займётся прогнозированием чрезвычайных ситуаций. Ничего нам создавать не нужно. Можно зайти на сайт министерства и поглядеть. Вот я зашёл, посмотрел прогноз чрезвычайной обстановки на 2010 год. Спешу порадовать: по конкретным прогнозам геомагнитной обстановки в этом году ни один из зарегистрированных астрономами астероидов не пройдёт в опасной близости от Земли. Это, конечно, шутка.
А теперь о грустном. Разумеется, деятельность министерства чрезвычайных ситуаций не всесильно. Есть неприятные сюрпризы, которые нам преподносит матушка Земля. Это различные наводнения, оползни, землетрясения, цунами и т.д. Здесь МЧС в смысле предотвращения этих стихийных бедствий ничего поделать не может. Но есть другие чрезвычайные ситуации – техногенные, которые все в целом зависят от деятельности человека. И здесь вопросов к министерству как раз может быть очень много.
В докладе главы МЧС всё чётко расписано: сколько нас в этом году ждёт аварий на трубопроводном транспорте, сколько будет разливов нефти, а сколько примерно пожаров, сколько раз нам грозят отключения электроэнергии и т.д. Однако, мне все же не очень понятно за что конкретно отвечает министерство. На один из вопросов моего коллеги по фракции министр ответил: «Это дело местного самоуправления ЖКХ». Хорошо, допустим. Если так рассуждать, то чем вообще занимается МЧС? Предотвращение и профилактика техногенных аварий – это вроде как дело служб ЖКХ, но когда замерзает посёлок или накрывается котельная, то ведь вряд ли это дело МЧС.
От профилактики чрезвычайных ситуаций министерству так или иначе никуда будет не деться. Как говорил, выступая в Госдуме, Владимир Владимирович, бумаг написано было много, и проверяющий приходил, и, тем не менее, пожар случился.
Может быть, всё-таки пора переходить к более решительным мерам? У нас каждый год открываются после летнего перерыва школы, детские сады. Там куча нарушений, но, тем не менее, эти учреждения начинают работать. Может быть, всё-таки пойти на крайние меры, взять и закрыть их, и пусть глава администрации, глава региона почешется? Ведь в противном случае, сколько бы бумажек мы не составляли, проблема как была, так и останется нерешенной.
У нас получается глупая ситуация – с нарушениями, но дальше работаем. Это замкнутый круг. И мы каждый год будем в такие ситуации попадать. Случилось что-то – только после этого, принимаем меры. В метро рвануло – значит, давай оснащать метро. Так не пойдёт, это не работа. Если денег нет, то давайте искать деньги. Если мы не можем найти денег, тогда надо так и говорить: «Ребята, вы ходите в эту школу, но имейте в виду: в ней скоро либо потолок обрушится, либо загорится проводка». Это ненормальный подход. Это всё равно, что, предложение моего коллеги запретить петарды. Давайте вообще запретим все мало-мальски огнеопасное, и будем, как Папа Карло, сидеть перед камином, который нарисован на куске старого холста.
Инициатива о введении противопожарного страхования является принципиально правильной, но вводить ее нужно, предусмотрев все последствия. Если возможный причинитель ущерба может обеспечить необходимые меры по пожарной безопасности своего здания, то для него введение страхования в обязательной форме, возможно, не является необходимой мерой. В данном случае будет достаточно защитить себя в форме добровольного страхования имущества и ответственности.
По сути, смысл страхования и заключается в распределении нагрузки между бюджетом и страховыми компаниями.
Но если мы говорим о комплексе мер, то нужно обеспечивать строжайшее выполнение требований безопасности. Страхование не заменит меры предосторожности, будучи инструментом возмещения вреда. Страховщики – это не государственные органы, у их нет контрольно-надзорных функций. Страховые компании не могут остановить деятельность нарушителей пожарной безопасности, у них на это нет прав. Заменить государственные функции контроля и надзора они не в состоянии.
Ни у кого не вызывает сомнения, что всеми подразделениями МЧС проводится большая работа по спасению наших людей, попавших в сложное положение и во время этой работы показывают высокую готовность
И за это хотел бы сказать искреннее «спасибо» спасателям. Была возможность проявить себя – это и «Хромая лошадь», и Саяно-Шушенская ГЭС, и «Невский экспресс», и другие случаи чрезвычайных ситуаций.
Страна неоднократно была свидетельницей чёткости, слаженности работы спасателей. Но каждая чрезвычайная ситуация слишком дорого обходится по своим последствиям и факту её ликвидации – это очень большие затраты. И хотелось бы, чтобы кто-то взял на себя ответственность прогнозирования, анализа состояния объектов: где у нас дальше взорвётся, где у нас дальше потечёт, где сорвёт крышу, где провалится, где что-то упадёт?
Сегодня, насколько я понимаю, такой комплексный анализ не ведётся. Учитывая вкус к новым разработкам, тем технологическим новинкам, которые присутствуют в МЧС, было бы правильно, чтобы ведомство взяло на себя эту функцию анализа, прогнозирования.
Второе – профилактика. Профилактика всех этих прогнозируемых чрезвычайных ситуаций. Что надо изменить в законодательной базе? Что нужно сделать, чтобы отрезвить коррумпированного чиновника, зарвавшегося предпринимателя, чтобы остановить? На наш взгляд, лозунг должен быть такой: во-первых, предупреждать и, во-вторых, спасать.
Следующее предложение – пожарная охрана на селе. Сегодняшнее законодательство всю эту проблему спустило на местное самоуправление. Надо изменить законодательство. Мне кажется, надо сосредоточить в руках эту очень важную проблему.
.
МЧС занимается крайне важной и ответственной работой, с которой, на мой взгляд, министерство справляется достаточно эффективно. Конечно, главная задача МЧС – заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций, работать на опережение. В большой степени это касается противопожарных мер. С 1 мая 2009 года вступил в силу «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который устанавливает исчерпывающий перечень обязательных требований. В том числе регламент обязывает собственников зданий и сооружений до ввода их в эксплуатацию в уведомительном порядке подавать декларацию пожарной безопасности. Думаю, эта мера позволит повысить ответственность собственников за пожарную безопасность.
Однако очевидно, что существующих мер недостаточно, есть необходимость доработки нормативно-правовой базы в этой сфере. Сергей Кужугетович отметил, что министерство подготовило ряд законопроектов по пожарной безопасности. Уверен, что депутаты поддержат инициативы МЧС и окажут содействие в их скорейшем принятии, как только соответствующие законопроекты будут внесены в Государственную Думу.