Статья
6256 4 декабря 2023 9:47

Чем культура от классики отличаeтся

В очередной перестройке старого мира на новый лад битва идеологов решительной и сокрушительной политкорректности выходит на финишную прямую. Французское «Радио Культура» атакует французское «Радио Классика». В таких вот замечательных формулировках:

«Под прикрытием так называемого "музыкального нейтралитета", французское Radio Classique ("Радио Классика") распространяет глубоко консервативную идеологию. Между музыкой, культурой, экономикой и политикой, оно продвигает чисто французское культурное наследие, под эгидой глубоко правой идеологии» ©

Первый и главный вывод: «чисто французское» культурное наследие продвигать негоже. Культурное наследие должно быть без национальностей и корней.

Далее уточняется, что на волнах «Радио Классика» звучат произведения исключительно «белых композиторов» и имена преимущественно «белых исполнителей», исключительно классических и преимущественно известных. 

Из чего делается следующий вывод, он же вердикт: классическое радио поддерживает и распространяет «музыкальную культуру белых хорошего тона» ©. Я повторю: не просто «белых», но «белых хорошего тона».

Вы не ослышались и не «очитались»: классическое радио обвиняют в трансляции классической музыки. Более того: распространяемой классическим радио культуре вменяется непотребство «хорошего тона». Hа полном серьёзе. Tоном прокурора или общественного обвинителя, «Радио Kультурa» поясняет, что даже голоса ведущих «Радио Классика» настолько олицетворяют хороший тон своим профессиональным произношением, глубокими интонациями, богатой речью и вышколенным словарным запасом, что всем этим способствуют наглому продвижению неприлично консервативной или крайне правой культуры в народные массы. В то время как народным массам нужны совсем другие цвета, тона и вкусы.

Если вы думаете, что весь предыдущий параграф — откровенный стёб или нарочитое преувеличение злого автора, я вас разочарую. Это дословный перевод радиo-атаки «Радио Культурa» на «Радио Классикa» в сегодняшней Франции.

А если вы думаете, что подобной дискуссии вообще быть не должно, просто потому, что классическое радио на то и классическое, чтобы транслировать произведения мировой классики и вести о ней дискуссии хорошо поставленными голосами, с элегантными акцентами и приличным произношением, что для других видов современных музыкальных явлений вполне себе вольготно существуют другие радио, с другими радиоведущими, другим говором и кардинально новаторским словарным запасом, — я разочарую вас ещё раз.

Эту дискуссию ни в коем случае нельзя закончить, как шлепком, одной сердитой истиной: слушать на ночь или с утра пораньше не «белых» классических композиторов в исполнении не «белых» классических музыкантов невозможно по той простой причине, что ведь других-то нету-ти, как ни бейся, ни крути. С 1680 по 1890 — ни одного. Иначе их давно бы и непременно услышали и заметили. Но этот аргумент отметается нападающими журналистами «Радио Культура», как несознательный и провокационный: согласно журналистам «Радио Культура», всему виной «белый супрематизм», заполонивший собой всю арену классической музыки целиком и не дававший пробиться к мировому признанию «небелым» талантам.

Аргумент до сих пор действителен, несмотря на то, что в сегодняшней Франции, Европе и Америке эта «несправедливость» давно исправлена, поскольку все когда-то не пробившиеся в Моцарты и Ван Клиберны, с тех пор не только добились и перебились, но и догнали и перегнали белых классиков по количеству льгот и преференций. Что в музыке, что в балете. Что в литературе, что в журналистике. Что в театре, что в кино. Имеют полный набор радио- и телепрограмм, где им предоставлены полные возможности раскрепоститься, воплотиться и почивать на лаврах заслуженного успеха. 

Загвоздка в том, что, во-первых, новых классиков отчего-то негусто, а во-вторых, и те, кого усиленно насаждают всеми средствами, вплоть до откровенного принуждения идеологической сознательностью, отчего-то толп не собирают. Видимо, исконно европейский менталитет, отравленный веками традиционной европейской культуры, органически не принимает обязательную халтуру и в сортах новых искусств разбираться не торопится. На уровне подсознания. Несмотря на всё более жёсткие принуждения.

Поэтому, продвигатели нового мира и порядка с помощью воинствующей политкорректности решили идти ва-банк и вернуться к известной формуле разрушения старого мира: «до основанья, а затем...» Уже без обиняков. Напрямую. 

Чтоб и на классическом радио отныне сидели дикторы в дредлоках, говорили с «народными акцентами, понятным массам языком», в стиле «ты чё, бро, я ваще, бро» и транслировали новую классику, взамен консервативной, реакционной, ксенофобской и расистской. С её Бахами и Чайковскими, Шуманами, Шубертами и Шостаковичами. А также, Ойстрaхами, Менухиными, Гульдами и прочими Ростроповичами, канувшими в историю, которую необходимо срочно исправить и перенаправить в нужное русло. Ведь сколько времени прошло, а их всё транслируют и транслируют, и портят, и портят народу, и вкус, и мировоззрение.

Важная информация для размышления: автор вышепроцитированной колонки, благодаря которой на французском «Радио Культура» разверзлась атака на французское «Радио Классика» — французский антрополог Жан-Лу Амселль, личность и творчество которого непременно стоит принять во внимание, для полного понимания происходящего. Вчитайтесь и вообразите:

«Почётный и заслуженный руководитель исследований в "Высшей школе общественных наук" (EHESS), после долгих и глубоких исследований общественных наук в Мали, он продолжает исследования расизма, постколониализма и деколонизации мысли. В сотрудничестве с Сулейманом Баширом Диагне (Souleymane Bachir Diagne), в 2019 году опубликовал книгу "В поисках Африк. Универсализм и деколониальная мысль" а в 2020 году — "Универсальность расизма"». 

Ещё более важная информация для размышления: вот такие почётные и заслуженные руководители исследований руководят прямо сейчас умами студенческой молодёжи на французских факультетах, где куются кадры ближайших зачисток французских традиций и, по расширению смыслов, всей мировой культуры.

Потому что под «расизмом» в Европе и Америке сегодня открыто признаётся простое почитание любой национальной культуры, в ущерб всему привнесённому извне и не приживающемуся у коренного населения.

Если такие смачные формулировки, как «деколонизация мысли» или «исследования расизма» вам ничего не напоминают, значит, вы ещё не в курсе недавних находок забугорной российской оппозиции, предлагающей всем желающим освободиться от своей постыдной русскости и позорного русофильства целый курс дерусификации, деколонизации, деимпериализации и полного отречения от собственных корней, во имя новых светлых идеалов, нацеленных на искоренение русских традиций и перетолкование русской истории.

Только полный курс изучения «правильной» версии этой истории и публичноe отречениe от русско-империалистических её трактовок позволит вам очиститься и получить сертификат «хорошего русского», которому ваятели нового мира дозволят посещение всех самых лакомых его уголков.

Эту процедуру придумала и истошно пытается воплотить в жизнь некая смутная художница из Венеции, под отчаянно нерусским именем «Катя Марголис», которая, несомненно и навсегда обогатит историю мировой психиатрии термином «марголизация рассудка».

Если вы не видите связи между всеми вышеупомянутыми начинаниями, подумайте, что общего между попытками завиноватить целую нацию, чтобы заставить её каяться и повиноваться новым завоевателям, и обвинениями в дискриминации вчерашних обиженных, которые сегодня правят бал, подминая под себя мнимых, более успешных и более талантливых обидчиков.

Подумайте, кому и почему так необходима всеобщая обязательная уравниловка мыслей и талантов, во имя искоренения национальных культур, вместе с мировым наследием и замена всей цивилизaционной составляющей на бесхребетное и бесталанное месиво в дредлоках, с языковыми навыками времён первобытно-общинного строя.

На самом деле, речь идёт не просто об очень схожих ситуациях, но об одной и той же общей тенденции в разных странах и разных её проявлениях. По старому, вдоль и поперёк изъезженному принципу «что позволено Юпитеру, не позволено быку»: что в России или во Франции постыдный «шовинизм», «империализм», «расизм» и «ксенофобия», — то на Украине, в Прибалтике или в США — «борьба за независимость угнетённых бывшими колонизаторами». А согласно незыблемому кодексу политкорректности, бывшим угнетённым должны все, причём, пожизненно.

Когда вы снова услышите увещевания о «мировом порядке, основанном на правилах», ни с кем не согласованных, нигде и никак не прописанных, — подумайте именно об этом.

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

#ЕленаКондратьева-Сальгеро
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".