Статья
3 11 Ноября 2010 1:20

Что видела собака

Деятельность разведчиков, поиск талантливых сотрудников, рецептура кетчупа, методы дрессировки собак, инвестирование в ценные бумаги, техногенные катастрофы, или Лучшие статьи Малкольма Гладуэлла из журнала New Yorker.

Комментарии экспертов

Случай Малкольма Гладуэлла из тех, когда писать перед именем автора слово «известный» уместно. Т.е. это не английский парадокс о том, что если человек действительно известен, то упоминать о его известности излишне, а если он неизвестен, то как он может быть «известным»? В данном случае надо отметить, что Гладуэлл именно «известный журналист», а не только автор бестселлеров вроде «Переломного момента».

Именно журналистская деятельность и статьи в культовом «Нью-Йоркере» принесли Гладуэллу известность на родине, именно из них потом родились его книги. Это в свою очередь объясняет некоторую повторяемость как в иллюстративном материале книг Гладуэлла, так и в их стиле изложения. Поэтому у тех, кто читал хотя бы одну книгу автора сборник лучших гладуэлловских статей «Что видела собака» может вызвать небольшой приступ déjà vu. Ничего страшного, просто вы столкнулись с исходным материалом. Важно не забывать, что для определенного сообщества — Гладуэлл гуру, основатель своего особого стиля изложения, философии своеобразного «социального реализма». Это требует от него определенной повторяемости — если человеку есть что сказать, то он всю жизнь будет говорить одно и тоже.

Гладуэлла отличает его особый стиль структурирования материала, это общая черта каждой из статей сборника: в центр повествования помещается история, почти литературный сюжет которой дополняется почти «академичным» материалом. За легкостью почти всегда стоят месяцы работы в архивах, километры строк, от которых Гладуэлл с безумным расточительством эрудита часто оставляет одну цитату.

Техника же внедрения авторской позиции практически не считываема. В тексте автора не сквозит осуждение ни когда он пишет о нарушении его авторских прав («Кое что о заимствованиях»), ни когда речь идет о тщетности рекрутеских практик («Шансы на успех»). При этом Гладулла нельзя назвать «мягким». Часто он касается тем, которые для его читателей очень чувствительны, катастрофа ли это «Челленджера» или крах «Enron». И часто его позиция в корне расходится с позицией большинства.

Тем не менее, текст Гладуэлла не оставляет желания проломить автору его кудрявую голову арматурой. Возможно, секрет в том, что, так как Гладуэлл тратит на создание материала гораздо больше времени (которое у человека с его образованием и стоит дороже), чем его российские коллеги, то даже событие, характеризуемое как «дурное» содержит в себе существенную долю «неизбежности происходящего», своеобразное зерно стоицизма, которое не позволяет себя игнорировать даже в ситуации фанатичной атаки на проблему.

Это превращает «Собаку...» в книгу, которую он по стилю больше всего напоминает — в учебник (вроде тех дорогих изданий, по которым сейчас в школах поприличней учат английский язык). Учебник цивилизованной, «западной» публицистики. Очень полезное и актуальное в наше время чтиво.

Малькольм Гладуэлл, «Что видела собака. Про первопроходцев, гениев второго плана, поздние таланты, а также другие истории», М.: Альпина Паблишерз, 2010 — 400 с.


© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".