Комментарий
13 Февраля 2015 18:42

Чтобы конкурировать с Google, российским интернет-ресурсам нужно ориентироваться на экспансию

Михаил Гуревич медиа-экспертМихаил Гуревич

Михаил Гуревич
медиа-экспертМихаил Гуревич
По данным аналитической компании SimilarWeb, социальная сеть «ВКонтакте» и поисковик «Яндекс» вошли в десятку самых популярных сайтов в мире. В мировом рейтинге наиболее популярных интернет-сайтов «ВКонтакте» занимает шестое место, а «Яндекс» оказался на девятом. Первые три места достались сайтам Facebook, Google и YouTube.

Интернет-эксперт Михаил Гуревич рассказал «Актуальным комментариям», чем обусловлены данные позиции в рейтинге российских интернет-ресурсов, а также объяснил, почему «ВКонтакте» и «Яндекс» не могут конкурировать с Facebook и Google.   

«Хочу подчеркнуть, что компания SimilarWeb измеряет не популярность тех или иных сайтов у мировых пользователей, а общий трафик сайтов. У мировых пользователей как раз ни "Яндекс", ни "ВКонтакте" не присутствуют. И аудиторию в основном представляют российские, украинские пользователи, пользователи стран СНГ, плюс русскоязычные жители дальнего зарубежья.

А в рамках общего трафика российские ресурсы, естественно, достаточно заметны, так же как китайские. По рейтингу мы видим, что Google на самом деле, помимо основной первой страницы google.com, занимает еще несколько позиций самих страновых отделений. То есть, например, по тому же рейтингу на десятом месте Google-Индия, на одиннадцатом месте Google-Великобритания, на двенадцатом — Google-Бразилия. Условно говоря, сравнение одной позиции "Яндекса" с двадцаткой — с тридцаткой позиций Google дает нам разницу величин размера этих конкуренций.

Есть только четыре страны в мире, которые используют свои поисковики и свои социальные сети, — Россия, США, Китай и Япония. Япония уже в меньшей степени. До недавнего времени туда можно было отнести и Чехию. В этом отношении у нас есть очень высокая доля пользователей, которые используют свою социальную сеть, в данном случае "ВКонтакте", и свой поиск, в данном случае "Яндекс". В других странах эта аудитория использует мировые поисковые системы и мировые социальные сервисы — это Facebook и, соответственно, Google.

Россия — очень большая страна, где 60 миллионов пользователей в интернете практически в монотонных показателях используют свои сервисы. В этой ситуации неудивительно, что мы находимся вверху этого рейтинга. Напомню, что еще на 17-м месте находится "Одноклассники.ру", на 18-м — Mail.ru в мировом исчислении, а на 20-м — Google.ru. То есть в принципе в России много пользователей, мы используем свои сервисы, и поэтому они отдельно достаточно сильно вырастают. При этом сказать, что "Яндекс" силен где-то за пределами стран, которые говорят на русском языке, и стран с большим количеством русскоязычных пользователей, было бы преувеличением и неправдой.

Для того, чтобы занимать лидирующие позиции в мире, России нужно в первую очередь ориентироваться на экспансию, на мировые стандарты, на глобализацию, в то время как тенденции в стране немножко другие, которые явно не располагают компании к инновационной модели экономики.

В этом смысле, к сожалению, ожидать, что наши компании могут претендовать на место того же Facebook или Google, пока что не приходится. Мы видим, что "ВКонтакте" перешел на домен vk.com и заявлял о своих намерениях развивать рынок за пределами Российской Федерации, но никакого существенного развития эта идея не получила. Кроме того, в компании сменилось руководство, которое явно не настроено на мировую экспансию. "Яндекс", как известно, тоже что-то пытался делать, но каких-то серьезных результатов не показал, а в других странах, даже в той же Украине, доля "Яндекса" падает.

Я думаю, что если вот эта политика настороженного регулятивного отношения к интернету в России со стороны властей не изменится, то компании на российском рынке не смогут должным образом развиваться и составлять конкуренцию своим иностранным аналогам. Мы видим, что государство не доверяет лидерам российской интернет-экономики и предпочитает создавать какие-то никому не нужные свои собственные "Чебурашки", которые и с точки зрения поисковых систем, и с точки зрения социальных сетей никому не интересны.

Я очень надеюсь и очень уповаю на то, что государство одумается и поймет, что нужно поддерживать отечественных лидеров, таких как "ВКонтакте", Mail.ru, "Яндекс", "Рамблер", и будет поддерживать их для того, чтобы они развивались, поскольку изначально в них заложен хороший потенциал, который имеет все шансы раскрыться, если этому не будет препятствий. Сегодня есть опасность, что эти компании не смогут успешно развиться не только за пределами нашей страны, но и не будут укреплять свои позиции в самой России».

Беседовала Елена Миронова
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".