2632 20 мая 2011 2:41

Игра в бисер

Актер и шоумен Андрей Фомин рассказал Актуальным Комментариям об атавизмах современного общества, новой формации интеллектуальных людей и семейных ценностях.

Т.Р.: Хочется с вами поговорить обо всем! Но все же давайте остановимся на светском. Начнем с героев времени. В каждую эпоху, для каждого общественного сословия герои – как лакмусовая бумажка времени. Кто, на ваш взгляд, сейчас подходит под это определение? Более того, учитывая современный контекст, их скорее можно назвать трендсеттерами.


А.Ф.: Сейчас ничего не изменилось, и для всех отраслей жизни есть свои герои. Для тех, кто любит свободу – Навальный и Ассандж (Julian Paul Assange), для киноманов – Квентин Тарантино (Quentin Jerome Tarantino) и Братья Коэны (Joel David Coen и Ethan Jesse Coen), для меломанов – Леди Гага (Lady Gaga), создавшая при живой Мадонне (Madonna) еще одну легенду. Я считаю, что кумиров должно быть много. Будучи молодым человеком, я сдавал макулатуру и начинал собирать серию «ЖЗЛ» (Жизнь Знаменитых Людей). Меня вдохновляют их пути, поскольку жизнь любого талантливого и известного человека – это самоотречение. Стать таковым можно, лишь только сосредоточенно делая свое дело. Например, большой период моей жизни был связан с театром. После Щукинского училища я перешел в театр имени Вахтангова. Потом очень долго меня в театре не было, а сейчас я играю в спектакле «Женитьба Фигаро» и «Киллер Джо». И лишь после долгого удаления от театра я понял, что это - религия.

М.П.: В этой отрасли у вас есть кумир?


А.Ф.: В театре – это Евгений Миронов. Мы дружим еще со времен учебы, только я учился в «Щуке», а он был на курс младше в школе-студии МХАТ. Раньше студенты больше общались друг с другом, хотя бы потому, что был Дом Актера. Сейчас наши пути снова сошлись. Евгений Витальевич, как человек, преданный театру, стал выдающимся актером и кумиром. Я даже жалею, что разбросил театр в последние годы. Думаю, может быть стоило только им и заниматься.

Т.Р.: Миронов уникален и един в двух лицах - гениального актера и успешного менеджера (Евгений Миронов - актер и художественный руководитель Театра Наций).

А.Ф.: Я считаю, это - миссия актера. Именно актер больше всех предан театру, в отличие от режиссера, который поставил спектакль и может забыть площадку. Попытка Миронова сделать свой театр – это мечта каждого актера. При этом, Театр Наций уникален: там ставят спектакли разные режиссеры, он не обременен постоянной труппой и народными артистами. Здесь - все новое, и во главе стоит достаточно молодой человек, уже ставший кумиром миллионов.

М. П.: Успешная компиляция творческого и административного начал в одном человеке – большая редкость...

А.Ф.: Самый яркий пример – Олег Павлович Табаков, который при своем выдающемся творчестве всегда был идеальным менеджером. Он, кроме того, что создал свой особенный театр, сделал его прибыльным. После этого его как топ-менеджера пригласили управлять еще и МХАТом имени Чехова. При всей художественной составляющей, этот театр - еще и очень сильная коммерческая структура.

Т.Р.: За счет чего достигнут такой успех?

А.Ф.: В первую очередь, сбалансированный репертуар - от странных постановок Кирилла Серебренникова до блокбастера «Примадонны». Театр сейчас не может существовать только за счет андеграунда.

Т.Р.: Вы хотите сказать, что андеграунд нерентабелен?

А.Ф.: Да, никто не будет покупать билеты на такие спектакли за три-четыре тысячи рублей.

М.П.: Какой сейчас возраст у театра? Кто делает современный театр и кто туда ходит?

А.Ф.: Основная битва идет за молодежь. Москва – очень театральный город. К примеру, на Западе театр – довольно локальная история. Там людям интереснее кино, мюзиклы и концерты. А у нас - очень много молодых, и для них есть современные спектакли, например «Копы в огне» - совершенно новая субстанция на основе рэпа. Нам вообще с театром повезло, у нас много чего нет, того же современного балета. И про Серебренникова забывать не стоит.

Т.Р.: Кирилл Серебренников нам рассказывал, что в рамках фестиваля «Территория» приезжал венгерский социальный театр, получивший массу позитивных откликов. А у нас с такими постановками пока плохо. Как вы считаете, почему? Спроса нет?

А.Ф.: Спрос есть, нет режиссеров. Театр, как мода, - на острие трендов.

М.П.: Андрей, если рассматривать ваш пример, то очевидно, что от актера сейчас требуется больше - быть шоуменом, держать медийное лицо.

А.Ф.: Абсолютно нет. Настало время режиссеров, потому что они формируют новый стиль, а артисты – просто пластилин, и им достаточно просто быть хорошими артистами. Конечно, нужно быть и пластичным, и уметь петь, но сейчас главное слово - за режиссерами. Вспомните советское время. Тогда все знали Тихонова, Никулина и т. д. Сейчас все поменялось. История - на стороне режиссеров: они формируют тренды и за ними - театральный эксперимент.

Т.Р.: Помимо моды на театр, сейчас вообще принято быть интеллектуалом...

А.Ф.: Правильно. Хорошо и закономерно. Мы слишком долго жили в эпоху тупого гламура. Это не значит, что люди были тупыми. Просто время диктовало такие условия бесконечного потребления. Все элементарно: вчера ты был бедным и сидел на обшарпаной кухне, а сегодня ты стал миллионером. Тогда открылся колоссальный шлюз нефтедолларовому баблу. Люди просто дорвались, они пили шампанское Cristal, танцевали на столах, но это все - логично. Если бы вы никогда не были на море, а потом, в 28 лет, мечта бы сбылась… Это была чудесная эпоха 90-х с телками на Лабутенах, Майбахами и столами в «Дягилеве» за пятнадцать тысяч евро. Потом кризис всех встряхнул. Если бы не он, то еще пару лет гламур бы протянул.

Т.Р.: Произошла переоценка ценностей?

А.Ф.: Да. Ушла эпоха пропаганды потребления люкса. Лабутан, Шанель и Кавалли были нормой жизни. Без них тебя за своего не считали. Если ты – девушка, и у тебя нет Лексуса, а все еще Мазда, то все потеряно, ведь у подруги уже Порше. В общем, сплошная гонка… И вдруг пузырь лопнул: деньги остались, но взгляд на жизнь поменялся. Кризис дал возможность людям посмотреть на себя со стороны, пробудил от волшебного сна деньгопрожигательства. Инвестиции в «понты» закончились.

Т.Р.: И начались инвестиции в себя, детей и «телок»?

А.Ф.: Да, только в образование «телок». Вместо Cartier теперь тратят деньги на образование, например, в МГИМО. Новый тренд: тупой телке не светит быть на дотации. Теперь она не тратит деньги в Третьяковском проезде, а идет учиться на искусствоведа и через какое-то время начинает разбираться в предмете. Сейчас «телки» соревнуются на уровне знаний и эрудированности: вместо Лексусов и Порше пришли Рубенс и Рембрандт. Ксения Собчак одевает очки и хочет быть похожей на Тину Канделаки, которая, уловив тенденции времени, ведет программу «Самый умный» и активную деятельность в Общественной палате РФ. Говоря языком гламура, Тина обыграла Ксению в шахматы. Хотя, не сомневаюсь, что та быстро догонит.

М.П.: Хотите сказать, что у нас образовался новый класс?


А.Ф.: Да, интеллектуальный класс, сгенерированный в точке притяжения «Красный Октябрь». Здесь собирается не просто тусовка, а совершенно новые люди с новыми интересами и знаниями. Приходя в пятницу в «Арт-Академию», я вижу тысячи красивых людей, одетых в casual не из ЦУМа, а из UK Style. Здесь собирается новый класс – люди, занятые в интернет-бизнесе, дизайнеры, архитекторы, –  то есть новая интеллектуальная арт-среда. Я никого из них не знаю, но туда стремлюсь. Чтобы за всем успеть, нужно быть очень социальным и активным в интернете - Facebook, OpenSpace, LookAtMe... А гламур лежит на свалке истории, сгоревший вместе с «Дягилевым». Сюда уже нельзя прийти с Chanel, в Louboutin’ах и на Maserati. Только Ханты-Мансийск себе может позволить, не более…

Т.Р.: Получается, и понты исчезли? Ведь это долгие годы было чертой русских...


А.Ф.: Это было чертой русских, которая уже почти атрофировалась. Хотя мы по инерции еще долго будем покупать Bentley и Rolls-Royce. Но даже на мои мероприятия сейчас не ходит столько народа, как раньше. Я даже хочу переделать ежедневник «Гламорама» в продукт для iPad. Сейчас носить что-либо печатное с собой – полная глупость.

М.П.: Понятно, что эти автомобили – просто моветон… А мероприятия можно переформатировать?

А.Ф.: Не думаю, ведь они были рождены такими. Лучше сделать что-то новое. У меня, например, есть масса идей. Допустим, после кризиса все гастрономические рестораны успешно выжили…

М.П.: Если у нас все-таки пришла новая эра вдумчивого потребления, то, может быть, мы наконец-то перестанем жить на бытовом уровне в формате «очень дорого и невкусно»?

А.Ф.: Ценник скоро спадет. Он уже падает. Уже есть масса вкусных ресторанов с доступными ценами, и это касается всего - недвижимости, ресторанов, магазинов… Люди хотят интеллектуальный casual.

М.П.: Мы начали наш разговор с современных героев. А вы считаете себя героем?

А.Ф.: Я - герой для своих детей: папа веселый, молодой, рубится с сыном в теннис, прикалывается, говорит на сленге и разбирается в гаджетах.

М.П.: В 1990-е было принято отправлять детей в учебную «ссылку» в Лондон или Женеву. Ваши дети где учатся?


А.Ф.: Сын - на втором курсе бюджетного факультета политологии РГГУ, дочка - пока в школе, но хочет идти в МАРХИ. Это серьезно - архитектор, политолог... Не шоубизнес!

Т.Р.: Со всеми интеллектуальными веяниями семейные ценности вышли на первый план?

А.Ф.: Мне кажется, они возвращаются. В гламурном обществе их не было – только финансы. Простой пример: раньше жены хотели бизнес, и им покупали салоны красоты. Теперь дело - за художественными галереями. Что не богатая тетя – то галерея. Поэтому и семейные ценности поменялись, с женой теперь есть о чем поговорить.

Т.Р.: Значит, и любовниц стало меньше? Или их сегодня не комильфо афишировать?

А.Ф.: Мы говорим о тренде, сравнивая 1990-е и сейчас. Конечно, есть тенденция на понижение. Это нельзя искоренить.

М.П.: Значит, и качество потребляемых продуктов повысилось...


А.Ф.: Была эпоха игры в бисер. Людям было не важно качество. На первом месте была высокая цена. Сейчас никто не будет есть в модном и невкусном ресторане. Простой пример - глава эшелона женского тренда Даша Жукова. Она одета намерено скромно и со вкусом. В ней нет кричащего гламура. Она - идеальный пример современной девушки, но, при этом, сыграла такой карт-бланш. Вообще, я считаю, что девушка должна быть хваткой, и вам, девушки, этого желаю.

Беседовали Мария Потоцкая и Татьяна Роднянская.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".