Комментарий
839 15 сентября 2010 8:19

Демократия дела

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

15 сентября - всемирный праздник: День демократии. Отмечается он уже в третий раз по решению Генеральной Ассамблеи ООН, в преамбуле которого недвусмысленно сказано, что «хотя демократии имеют общие черты, не существует одной-единственной модели демократии, которая была бы к тому же собственностью одной какой-то страны или региона».

Таким образом, получается, что и по духу и по букве этой резолюции наш праздник посвящен чему-то, что невозможно представить само по себе и что существует лишь в бесконечном разнообразии (и - своеобразии!) современных форм правления. И это придает празднику неустранимо философский характер, заставляя вспомнить изначальный спор платоников и аристотеликов, перетекший в ключевую схоластическую оппозицию реалистов и номиналистов.

В самом деле, ну как не задуматься о том, что есть «демократия» сама по себе и, выражаясь летописным языком, «откуда есть пошла» оная? А задумавшись, не припомнить, что эта штука - вполне земного древнегреческого происхождения. И с репутацией весьма сомнительной.

Платон называл ее худшим видом правления среди лучших (имея в виду аристократию и монархию), и лучшим видом правления среди худших (помимо олигархии и тирании). И Аристотель относил демократию к неправильным формам правления, настаивая к тому же, что она есть правление в первую очередь «бедных», а уж во вторую - «большинства».

По сути, мало что изменилось и в новоевропейские времена. Теоретически не жаловали «демократию» ни Кант, ни Гегель (это если из великих). А практически весь девятнадцатый век на нее смотрели именно по-аристотелевски - как на поползновение малоимущего большинства разжиться собственностью через завоевание власти.

Прошлый век отличился нетривиальным идеологическим фортелем. Государства победившего «демоса» - СССР в первую очередь - отказались называться собственно демократическими, заявив вместе с Лениным о том, что мы «от демократии переходим к социализму». Так возникла ключевая антиномия холодной войны «демократия - коммунизм» вкупе с таким шедевром идеологического абсурда как «народные демократии».

Век нынешний знаменует глобальное торжество демократии, которая, как выразились бы советские пропагандисты - «триумфальным маршем шагает по планете, проникая в ее самые отдаленные уголки». И, что любопытно, они были бы правы. Демократия, действительно, буквально везде.

И тогда неизбежно встает вопрос о демократической прагматике. То есть не о том, чтобы казуистически ее определять или  иезуитски  ее замерять. Ибо первое суть удел политологических диссертаций, а второе - глобальных политтехнологических манипуляций.

Речь о другом. О понимании демократии как государственно-политически оформленного права каждого народа на выражение своей неповторимой самобытности. А не как вмененной неизвестно кем обязанности соответствовать чьим-то исторически и культурно жестко детерминированным представлениям о том, как некий «народ вообще» должен сам собой «правильно» управлять.

Именно такой прагматичный подход к этой неуловимой сетями «чистого разума» субстанции продемонстрировал президент Дмитрий Медведев на втором Всемирном политическом форуме в Ярославле. Исходя из российской специфики, но помещенной в глобальный контекст, он предложил собственные пять стандартов демократического правления.

Согласно Медведеву демократия это общество:

* посредством права воплощающее гуманистические идеалы и ценности;
 
* высокотехнологичное;

* эффективно защищающее своих граждан от преступности всех видов;

* образованных людей с развитой культурой коммуникации и с высокой информированностью;

* людей, убежденных в том, что их общество - демократическое.

Ну и зачем, вы спросите? А вот, по-моему, зачем. Впервые похоже  разговор о «демократии» из регистра попреков и назидательности, раздающихся из разных фридомхаусов и тому подобных контор, переводится в практически-проективный план. Нам сегодня и здесь в России предлагается не строить «демократию» чтобы получить «зачот» от заморских «дядей». А - при наличии Конституции (пункт один) и убежденности в том, что и мы - демократия (пункт пять) - заняться тремя неотложнейшими делами.

А именно: технологической модернизацией, очищением общества от всех видов преступности, превращением знаний в коммуникативную социальную инфраструктуру.

Так что - с праздником!

То есть - за работу!

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".