Статья
9 Мая 2011 3:44

День Победы

<p>День Победы - по-настоящему народный праздник. Причем, чем дальше от нас становятся события тех военных лет, тем более трепетно относимся мы к этому дню, тем больше он объединяет вокруг себя.<br />
<br />
Более 70% россиян считает День Победы самым важным праздником из всех отмечаемых в стране. В этом году дата - не юбилейная, но, как это уже стало традицией, праздник будет отмечаться со всей торжественностью.<br />
<br />
Главным мероприятием 9 мая стал военный парад на Красной площади в честь 66-летия Победы в Великой Отечественной войне.</p>
<p vvid="17">Парад начался с выноса государственного флага РФ и Знамени Победы. Вынос сопровождался песней Александра Александрова «Священная война», которую исполнил сводный военный оркестр из полутора тысяч музыкантов.</p>
<p vvid="18">Затем состоялась встреча заместителя начальника Генштаба Вооруженных сил генерал-полковник Валерий Герасимов, который командует парадом, с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, который принимал парад. После встречи они под звуки семи встречных маршей объехали парадный строй войск.</p>
<p vvid="19">Затем Анатолий Сердюков доложил Верховному главнокомандующему Дмитрию Медведеву о готовности войск к параду.</p>
<p>Президент России произнес речь, в которой подчеркнул, что во все времена для страны задача первостепенной важности - отстаивать свободу и достоинство. «Есть вещи, которыми нельзя поступиться ни при каких обстоятельствах. Это свобода людей, достоинство страны и покой родного дома. Это дорого каждому и делает нас единой и сильной нацией», - сказал Дмитрий Медведев.</p>
<p>Он отметил, что подвиг солдат-победителей живет в памяти людей. «Внуки и правнуки собирают свидетельства тех лет, и нет никаких сомнений, что и последующие поколения будут хранить память», - сказал президент. Дмитрий Медведев сказал, что долг россиян сегодня – «беречь мир, достигнутый в результате Победы».</p>
<p>После речи президента  был исполнен Гимн РФ в сопровождении салюта. Затем под старинный марш «Триумф победителей» начался и сам парад.</p>
<p>В марше приняли участие 20 тыс. военнослужащих военных учебных заведений и воинских частей Вооруженных сил и других силовых ведомств страны.</p>
<p>Музыкальное сопровождение парадных расчетов специально подобрано по роду войск. Так, для Сухопутных войск прозвучала песня Бориса Диева «На страже мира», для Военно-воздушных сил - марш Юлия Хайта «Все выше», для Военно-морского флота - песня Виктора Плешака «Экипаж - одна семья», для десантников - песня Булата Окуджавы «Белорусский вокзал».</p>
<p vvid="21">В прохождении механизированной колонны приняли участие более 100 единиц боевой техники: автомобили «Тигр», бронетранспортеры БТР-80, танки Т-90, самоходные артиллерийские установки «Мста-С», зенитные ракетные комплексы «Бук-М2», реактивные системы залпового огня «Смерч», пусковые установки ракетного комплекса «Искандер-М», зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», пусковые установки зенитной ракетной системы С-400, мобильные ракетные комплексы «Тополь-М».</p>
<p vvid="20">Завершил парад пролет пяти транспортно-боевых вертолетов Ми-8. Они пронесли над Красной площадью флаги Российской Федерации, Вооруженных сил РФ и видов Вооруженных сил - Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота.</p>
<p vvid="20">Последним Красную площадь покинул сам сводный военный оркестр под звуки марша Василия Агапкина «Прощание славянки».</p>
<p vvid="20">На параде кроме президента России Дмитрия Медведева присутствовали глава правительства Владимир Путин, главы обеих палат парламента, мэр Москвы, военачальники российской армии. Трибуны были заполнены ветеранами, приветствовавшими военнослужащих, проходящих парадом по главной площади страны.</p>
<p>Торжественные мероприятия проходят сегодня во многих городах страны. Первыми отпраздновали победу жители Дальнего Востока, где в военных парадах и шествиях приняли участие около 7 тыс. военнослужащих и почти 300 единиц военной техники.</p>
<p vvid="34">Накануне Дмитрий Медведев в сервисе микроблогов «Twitter» поздравил всех с Днем Победы. «Поздравляю с праздником Великой Победы! Мы обязаны помнить, какой ценой она была завоевана. Здоровья и сил ветеранам, отстоявшим нашу Родину», - написал глава государства.</p>
<p>Стоит отметить, что в преддверии праздника, были слышны и критические замечания. К слову, предлагалось не отмечать праздник на широкую ногу, а средства направить, скажем, на помощь ветеранам.<br />
<br />
Такой подход не вызвал понимания в экспертных кругах. Помощь ветеранам, безусловно, должна быть увеличена, но это нисколько не должно отражаться на торжествах, уверены эксперты.<br />
<br />
Так, эксперт центра политической конъюнктуры Павел Салин считает, что логика противников проведения парада провокационна. «Она направлена на то, чтобы череда праздников, которая позволяет каждому россиянину чувствовать себя не просто человеком, обывателем, потребителем, а частью единой нации с общей системой координат, была разрушена», - сказал он «Актуальным комментариям».<br />
<br />
Он считает, что эта теория построена на плацдарме существующих проблем, что у нас не решена проблема жилья ветеранов, не так хорошо, как хотелось бы, развита система социального обеспечения. Салин считает, что эти проблемы вытаскиваются наружу и гиперболизируются, чтобы стереть славные страницы истории.<br />
<br />
Праздник Победы должен отмечаться торжественно. Такую току зрения высказал «Актуальным комментариям» заместитель декана факультета политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков. По его словам, разговоры о том, что надо чистое золото победы разменять на медные пятаки повседневных нужд - это примитив. «Либо люди не понимают смысла государственного существования народа и особенностей его поведения, памяти, отношения к жизни, либо это - сознательное лукавство, чтобы занизить значение этого праздника», - отметил он. Поляков высказал уверенность, что в общественной жизни должны быть такие «святыни, которые не измеряются в деньгах».<br />
<br />
Кстати, в РПЦ уверены, что помощь Божья содействовала тому, что советский народ разгромил врага в Великой Отечественной войне. Об этом заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.<br />
<br />
«Молитвы, скорби, страдания, готовность идти на жертву, соединившись с силой Божественной, разгромили врага», - сказал патриарх, обращаясь к участникам состоявшегося на днях Георгиевского парада на Поклонной горе с крыльца храма Георгия Победоносца.<br />
<br />
Он напомнил, что фашисты напали на Советский Союз в день памяти Всех святых в земле российской просиявших. «Народ наш встал на защиту своего Отечества. Святые угодники, в земле российской просиявшие, святой великомученик Георгий, Пресвятая Богородица, Господь, взиравший на безумства тех, кто посягнул на Святую Русь, - все были с нами», - сказал предстоятель РПЦ.<br />
<br />
В своей проповеди он также напомнил, что именно в день памяти святого Георгия Победоносца, 6 мая, закончилась Великая Отечественная война, «и это неслучайно». Он указал на то, что советская армия была слабее армии фашистов, «но победа, если Бог приклоняет милость свою, не на той стороне, где сила, а на той стороне, где правда».<br />
<br />
Комплекс мероприятий, приуроченных к памятной дате, отношение руководства страны к ветеранам и празднику, общественная значимость дня победы спустя 66 лет подтверждают, что 9 мая – общенациональный праздник для россиян.<br />
<br />
Так, по мнению директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова, все это вместе делает 9 мая не просто днем воспоминаний, как о Бородинском сражении или Куликовской битве. По его словам, День победы - это больше, чем просто памятная дата. Это - некое национальное событие. «Хотя, чем дальше от нас 1945 год, тем меньше, а вскоре и совсем не будет очевидцев, но все запечатлено в культуре, в литературе, в кинематографе. Думаю, что 9 мая останется надолго. Не знаю, навечно или нет, но надолго – это точно», - отметил он.<br />
<br />
«Эта дата объединяет всех людей, которые живут в стране», - подчеркнул Тишков.<br />
<br />
Эксперты уверены, что даже попытки пересмотреть историю нисколько не снизят значимость этого праздника. Директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров отмечает народность празднования Дня Победы. По его словам, значимость и охват 9 мая усиливаются в связи с тем, что этот праздник проецируются не только на войну и победу в ней. Эксперт уверен, что это день олицетворяет все славные дела российской истории, с каждым годом становясь все более и более универсальным.</p>
Комментарии экспертов
<p>Узкий бытовой прагматический взгляд на жизнь, когда нужно тратить деньги только на пенсии, на ветеранов, на квартиры, на лечение, на туалеты, превращает человека в такое существо, которое все время нуждается в чем-то и вся жизнь сводится к тому, чтобы постоянно затыкать какие-то дыры, удовлетворять какую-то нужду.</p>
<p>А ведь жизнь человеческая не только для того, чтобы повседневно существовать на бытовом уровне. В жизни каждый человек, так или иначе, даже не задумываясь, ищет некий смысл. И это тем более верно для целого народа. Народ не может существовать только исходя из того, что он занимается поиском денег на закрытие очередных дыр в бюджете и так далее. В жизни должен быть праздник. Жизнь без символических общественно значимых событий превращается в унылую череду будней. <br />
Праздник обязателен, а в этом случае речь идет о празднике, который символизирует выживание страны, выживание народа, величайшую в истории победу.</p>
<p>Поэтому разговоры о том, что надо чистое золото победы разменять на медные пятаки повседневных нужд - это примитив. Либо люди не понимают смысла государственного существования народа и особенностей его поведения, памяти, отношения к жизни, либо это лукавство сознательное, чтобы занизить значение этого праздника, лишить людей ощущения того, что они не зря жили, не зря страдали, не зря умирали.</p>
<p>Ценность праздника Победы после распада СССР не уменьшается, а резко увеличивается. Это чрезвычайно важно понимать. Ценность Победы всегда была важна, но она не воспринималась так сильно, как сегодня.<br />
<br />
Срабатывает то, что в советское время были живы многие ветераны войны. Они знали и страшную правду о войне, окопную действительность, безумные жертвы, неудачи Сталина, неудачи первых лет войны. Тогда было отношение к Победе как к важной победе, но и как к великой драме.<br />
<br />
Сейчас эти теневые стороны победы войны уходят на второй план. Вместе с уходом из жизни тех людей, которые нам принесли Победу, остается только светлая чистая сторона итогов войны, ее всемирное историческое значение. И поэтому, на мой взгляд, мы Победу должны оберегать. По крайней мере, на сегодняшний день новая российская посткоммунистическая нация формируется только вокруг этой Победы.<br />
<br />
Это, конечно. опасно, потому что есть попытки сблизить Победу с именем Сталина, сблизить с советской системой. Это делает, например, Геннадий Зюганов, который утверждает, что у русских не было никаких побед, кроме побед, которые принесли большевики. У политиков часто возникают желания перетянуть эту победу на себя. Но мне думается, что мы должны очень бережно относиться к этому празднику, который на сегодняшний день является самым главным праздником посткоммунистической России.<br />
<br />
Ценность Победы возросла именно в постсоветской России. Тут еще громадную роль играет тот фактор, что многие разочарованы реформами, нынешним нашим жутким экономическим неравенством, у многих теряется вера в будущее России. В этих условиях противостоять этому пессимизму можно, на мой взгляд, именно при помощи Великой Победы 9 мая, показывая, что российский народ в исторические минуты готов к сплочению и самопожертвованию. И это, действительно, уникальный случай в российской истории, хотя конечно была и Отечественная Войны 1912 года, и защита Севастополя в 1854-56 году... Но проблема состоит в том, что когда очень скудна историческая память, когда после распада СССР у молодых поколений знание русской истории резко сокращается, надо оберегать то, что есть, то, что молодые люди воспринимают как свое. И то, что праздник Победы стал большим праздником для новых и молодых поколений, - это очень важно.<br />
<br />
Это абсолютно не стерлось. Радостно и оптимистично, что молодые поколения принимают победу своих прадедушек и прабабушек как свою. Это видно в том, как все надевают в дни Победы георгиевскую ленточку.</p>
<p>Существуют противники проведения парада Победы, их логика понятна, и эта логика иезуитская. Мне она напоминает разговоры почти 20-летней давности о том, зачем россиянам нужны вечные огни, ведь лучше трубки газовые от этих вечных огней провести в дома тех же ветеранов, чтобы ветераны у нас не мерзли. Сейчас это звучит дико, но такие публикации появлялись в СМИ в конце 80-х начале 90-х годов. Отношение к ним у меня то же самое, что и к публикациям, авторы которых задавались вопросом – а зачем мы воевали с немцами, если бы мы им подчинились, то сейчас жили бы на уровне Германии и пили бы немецкое качественное пиво.</p>
<p>Авторы при этом конечно забывали, что русским в германской программе отводилась либо роль рабочего скота, либо вообще никакой роли не отводилось, их нужно было просто уничтожить. И поэтому те либералы, которые задают все эти вопросы, вышли из «Шинели» Гоголя. Эти люди создавали массовые настроения в конце 80-х начале 90-х годов и сейчас пытаются воспользоваться тем, что молодое поколение уже не имеет иммунитета к таким бредовым идеям. Они пытаются сейчас, пусть и в гротескной эпатажной форме, но, тем не менее, прощупать возможность смены массовых настроений. И естественно идея эта абсолютно неприемлема, поскольку парад Победы - это праздничное мероприятие, оно направлено на то, чтобы россияне чувствовали себя единой нацией, которая способна на достижение великих целей, в частности великой победы.</p>
<p>Поэтому на самом деле это праздничное мероприятие не только способствует трате денег, но и приводит к тому кумулятивному эффекту, когда население чувствует себя не просто автономной единицей, но и частью чего-то большего. И отдача от этого будет заметна, и в качестве работы, и в социальной сфере.</p>
<p>А мнение, которое высказано по поводу отмены парада - оно провокационно, направлено на то, чтобы череда праздников, которая позволяет каждому россиянину чувствовать себя не просто человеком, обывателем, потребителем, а частью единой нации с общей системой координат, была разрушена. И эта провокация сознательна. Мысль о том, что россиянам нечем больше гордится в 20-м веке кроме Победы в Великой Отечественной войне – абсурдна.</p>
<p>Ряд других провокаций, которые направлены на то, чтобы доказать россиянам, что Победа их предков в Великой Отечественной войне не стоит ничего, а была достигнута большой кровью, и лучше бы ее вообще не было - это система иезуитских рассуждений. Она построена на плацдарме существующих проблем, что у нас не решена проблема жилья ветеранов, не так хорошо как хотелось бы развита система социального обеспечения. Существующие проблемы вытаскиваются, гиперболизируются, и на этом основании делается вывод, что нам вообще не нужны страницы славной истории, что лучше превратиться просто в общество потребителей, у которых есть всего три основные задачи: поесть, сходить в туалет и переспать с женщиной, больше ничего не надо. Вот к такому уровню авторы этих заявлений хотят свести население России.</p>
<p>День Победы является одним из наших уважаемых, любимых праздников. Это праздник народный. Его значимость, охват усиливаются в связи с тем, что этот праздник проецируются не только на войну, не только на 9 мая. Он олицетворяет все славные дела российской истории, он становится все более и более универсальным.</p>
<p>К тому же мне представляется, что с каждым годом этот праздник обогащается все новыми и новыми глубинными историческими фактами. Если раньше мы воспринимали его достаточно пропагандистски, поверхностно, то сейчас публикации новых документов, материалов, дискуссии усиливают интерес.</p>
<p>Все более и более выпуклыми становятся исторические детали. Не только пропагандистский флер присутствует в этом празднике, но и выходят на поверхность универсальные глубинные объемные данные, связанные с историей страны, с торжеством тоталитарного сталинского режима, с самой войной. Все это естественно входит в сознание народа, который отмечает этот праздник. Я не скажу, что это принижает праздник. Наоборот это его обогащает различными историческими гранями, и это очень хорошо.</p>
<p>Понятно, что этот праздник стал объектом различного рода манипуляций не только внутри страны, но и за рубежом. Умаляются результаты победы, выпячивают значение роли союзников. Все это тоже приводит к обострению, пониманию значимости этого праздника. Очень многие говорят, что вообще полезно такое противостояние. Потому что если периодически не ставить все на свои места, то очень быстро можно все размыть, принизить. Поэтому, я думаю, что с этим связано и обостренное внимание нашего общества к этому празднику, к этим событиям.</p>
<p>Что касается отношения к ветеранам, то оно в обществе, я думаю нормальное, спокойное, уважительное. Чем больше демократизироваться и гуманизироваться будет наше общество, тем больше это уважение будет расти.</p>
<p>Вместе с тем мы понимаем, что это люди пожилые и со своими особенностями, со своими привычками и со своими политическими установками, естественно, надо проявлять определенную терпимость и снисходительность к этому. Полагаю, что все-таки, не смотря ни на что, именно эти люди, оставшиеся сегодня в живых, являются носителями тех традиций, той победы, которую мы сегодня празднуем.</p>
<p>Естественно, эта победа имела планетарный характер, общий характер не только нашего отечества в войне с Германией, но и мирового сообщества в борьбе с нацизмом. И я думаю, что сегодня все здравомыслящие люди понимают, что борьба с нацизмом – это то святое дело, которое объединяет людей, мыслящих категориями демократии гуманизма.</p>
<p>При этом понятно, что сейчас в Европе, да и в нашей стране нарастают очень многие противоречия и социального, и национального порядка. В этих условиях, конечно, какой-то рецидив интереса к прошлому, к гитлеризму будут существовать. Вместе с тем я полагаю, что основная масса и наших соотечественников, и людей в Европе, конечно, извлекли тяжелейшие уроки из существования и преступления нацизма. Я думаю нет никаких признаков, чтобы эти идеи носили такой устрашающий для общества характер.</p>
<p>Среди основных компонентов нашего национального самосознания помимо истории, культуры, некоторых общих ценностей, есть крупные символические события, вокруг которых народ объединяется и чувствует к ним сопричастность. Это может быть и победа, это может быть и драма – как для армян геноцид, для евреев холокост, которые входят в национальное самосознание важным сакральным символическим моментом.</p>
<p>Для российского, а до этого для советского народа, таким моментом является 9 мая 1945 года. Окончание войны с фашистской Германией и победа советской армии - за этим стоят огромные усилия и огромные жертвы, которые понесла наша страна. За этим стоит целая плеяда блестящих героев, полководцев, великие битвы, которые изучаются, начиная со школьной скамьи.</p>
<p>Таким образом 9 мая стало не просто днем воспоминаний, как о Бородинском сражении или Куликовской битве. Это больше, чем просто памятная дата - это некое национальное событие. Хотя чем дальше от нас 1945 год, тем меньше, а вскоре и совсем не будет очевидцев - все запечатлено в культуре, в литературе, в кинематографе. Думаю, что 9 мая останется надолго, не знаю навечно или нет, но надолго.</p>
<p>И это очень важно для нас, потому что объединяет всех людей, которые живут в нашей стране, потому что у каждого народа российского и у людей всех национальностей были участники войны, были жертвы, были герои, и это ни в коей мере не разъединяет россиян, как некоторые другие события.</p>
<p>Прежде всего, День Победы - национальный праздник Российской Федерации. Что касается стран бывшего СССР, то там ситуация разная. Страны Балтии на одну доску ставят советских солдат, которые освобождали Прибалтику от фашистов и гитлеровские войска. Там нет официального обеления немецкого фашизма, но есть попытка сделать героями, борцами за суверенитет тех людей, которые участвовали в фашистских немецких формированиях на территории Прибалтики.</p>
<p>Особенно трудно с этим согласиться, когда речь идет о тех, кто служил в войсках СС, которые Нюрнбергским трибуналом признаны преступной организацией. Одно дело часть латышей, эстонцев или литовцев, которые сотрудничали с гитлеровской Германией на территории своих стран для обеспечения жизни. Другое дело служба в преступных формированиях, которые были осуждены в Нюрнберге как организации, которые устраивали геноцид во время Второй Мировой войны.</p>
<p>Что касается стран Средней Азии, то там есть дистанцирование от этой войны. Мол, это была не наша война, и мы были только призваны в советскую армию по закону об обязательной воинской службе. Соответственно, такого восприятия праздника как в России, в этих странах – нет.</p>
<p>В Закавказье - Армении и в Азербайджане –  по-прежнему к 9 мая относятся с большим почтением и считают его своим праздником. В Грузии по поводу мая 1945 года нет единой позиции как в обществе, так и среди политической элиты. С одной стороны, демонтировали памятник тем, кто сражался против гитлеровской Германии, а с другой стороны в Грузии еще есть ветераны и люди, которые ориентированы на Россию, которые считают, что у нас была общая история, в том числе победа в 1945 году.</p>
<p>На Украине нет единой позиции относительно праздника Победы. Там тоже есть попытка обелить тех, кто был в составе гитлеровской армии. Но на Украине очень много людей, особенно в восточной части страны, которые будут обязательно праздновать 9 мая 1945 года.</p>
<p>Более близка к российской позиции Белоруссия. Белоруссия из всех территорий бывшего СССР в пропорциональном отношении больше всех потеряла своих граждан во Второй мировой. Я уж не говорю о таких славных страницах, как партизанское движение на территории Белоруссии. 9 мая для белорусов является таким же священным праздником, как и для россиян.</p>
<p>Примечательно, что в России присутствует очень четкое восприятие этого праздника. Скажем, есть раскол по поводу Октябрьской революции и гражданской войны, по поводу режима Сталина и его роли в войне и т.д., но в отношении мая 1945 года я не вижу, чтобы кто-то подвергал сомнению величие этой даты и ее значение.</p>
<p>Уроки Второй Мировой войны, думаю, извлечены. Действие прививки, которую получили многие страны – сохраняется. Это все-таки касается в большей мере той части мира, которая была непосредственно вовлечена в войну – евроатлантическая цивилизация, Европа, Северная Америка, вплоть до Японии. Для стран Азии, арабского и мусульманского мира, латиноамериканского и азиатско-африканского мира, конечно, память о войне менее значима.</p>
<p>Кстати, Китай предложил считать началом Второй мировой войны не 39 год, а момент начала японской агрессии против Китая. Если такой более широкий взгляд возобладает, то Китай войдет в эту когорту стран, для которых уроки Второй мировой войны действительно очень значимы.</p>
<p>Что касается современности, раскола на основе нацизма, превосходства одной расы над другой, наверное, не будет. Возможно, скорее всего, противостояние и раскол по религиозному принципу. Жители стран, которые исповедуют ислам, все-таки очень консолидированы вокруг религии.</p>
<p>И мы знаем, что последние крупные противостояния, связаны с международными террористическими сетями или организациями, имеют отношение к этим большим религиозным системам. С одной стороны цивилизации мусульманско-азиасткие, с другой - страны христианской цивилизации. По этой линии возможно противостояние очень серьезное. Оно уже есть и не видно, чтобы оно в последнее время ослабевало. Даже ликвидация бен Ладена несет опасность новой террористической войны.</p>
<p>День Победы - самый открытый, самый честный, самый искрений и грустный праздник. Чем дальше мы от исторических событий 1941 - 1945 годов, тем острее боль утраты целого поколения, и тем выше должна быть ответственность за сохранение памяти о тех, кто отстоял страну. Позиция власти и общества по этому вопросу должна быть принципиальной.</p>
<p>Важно понять, что память о войне жива не столько громкими заявлениями и восклицаниями, сколько откликом в сердцах людей, правильным восприятием этого ужаса XX века молодым поколением.</p>
<p>Самым показательным свидетельством всенародной памяти является отношение к захоронениям погибших (каждый до последнего погибшего должен быть учтен, остаться навсегда в истории) и поддержка тех, кто, пройдя ад войны, остался в живых. А также культурно-историческое наследие – и вот здесь у нас есть большие проблемы.</p>
<p>Сегодня как никогда мало художественной литературы, музыкальных, художественных произведений о Великой Отечественной войне. А ведь художественное слово, гармония звука, кисть художника сильнее всего пробуждает сознание тех, кто не слышал звуков разрывающихся снарядов, не видел войны. Если у молодежи война будет ассоциироваться с одним только праздником 9 мая (пусть даже с трогательными лицами ветеранов или державной символикой) подлинного осознания войны у нее не будет.</p>
<p>Сколько бы молодому человеку ни рассказывали об ужасах тех лет, настоящее сильное чувство, переживание, понимание приходит только через художественные образы. Но, к сожалению, тема войны сегодня не раскрывается ни в детской литературе, ни в детском кино. И это, на мой взгляд, говорит в первую очередь о моральной несостоятельности взрослых.</p>
<p>Хотел бы также отметить, что в этот праздничный день мы должны не только чествовать воинов-победителей, но и воздать должное тем, кто пострадал в годы Великой Отечественной, кто прошел фашистские концлагеря. О том, что пришлось им пережить, я знаю не понаслышке - моя мама - бывшая узница фашизма. Выдержать все это и вернуться к нормальной жизни – не меньший героизм».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".